Формирование у детей отношения сотрудничества, приятия
статья на тему

Корнеева Марина Алекс.

Сценарий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей отношения сотрудничества, приятия

Цели и задачи:
- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;
- воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности);
- воспитание гуманности;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.
- воспитание толерантности через игру.

Огромную важность приобретает воспитание с самого раннего детства качеств толерантности у каждого члена общества.
Толерантность в переводе с английского - это возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как «терпимость» в значении терпимости по отношению к другому.

Толерантность- искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.

В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других. 

Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.

Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.

В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:
1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.
2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.
3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.
4. Обосновать решения.
5.Добиться согласия по выбранному решению.
6.Выполнение решения.

Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», «ты лентяй» и тому подобное. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.

Методические и игровые приёмы.

«Утро начинается с улыбки» 

Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)

«Почта дружбы»

Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи).

«Обида»

Каждый ребёнок иногда испытывает обиду. Совместно с детьми выработали такое правило (способ избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

«Мусорное ведро»

Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

«Тренируем эмоции»

Школьники должны попробовать:
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек; 
-улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок; 
-позлиться, как человек, которого ударили;
-испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, не взирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Этими словами я хотела бы сформулировать жизненный принцип любого человека независимо от статуса, места проживания, пола, национальности и возраста. Древние предостерегают нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и изменять его. Однако возможно ли в современных условиях говорить о толерантности? Особенно, например, по отношению к террористам, убийцам неповинных людей. Ответ один: сегодня, может быть, более,чем когда либо, мир невозможен без толерантности.

А что делаем мы для того, чтобы нетерпимости в нашей жизни стало

меньше, а уважения больше? Понимаем ли, насколько опасны для общества явления, порожденные враждебностью и нетерпимостью людей друг к другу?

В основе Стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает в том числе и воспитание развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Нашей главной целью сегодня является воспитание в детях способности быть открытыми, относиться друг к другу с пониманием. Мы, учителя учим их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Работу по воспитанию толерантности мы, учителя начальных классов внедряем в урочную и внеурочную деятельность. Это и открытые уроки, и классные часы, и психологические тренинги. Темы разные: «Дарю свою симпатию», «Шесть шагов к победе без проигравших», «Мы учимся договариваться» и др. Мы учим детей, не прибегая к подавлению человеческого достоинства, использовать гуманитарные возможности решения конфликтных ситуаций – диалог, разъяснения, сотрудничество. Вопросы воспитания политической культуры, межнационального образования учащихся, а также их родителей и самих преподавателей – в центре вниманиянашей школы. У каждого человекасвой характер, свои интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Это и есть толерантность.

В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Несомненную важность этой темы подтверждает наличиеМеждународного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября, и принятая ЮНЕСКО “Декларация принципов толерантности”.

Однако в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, национализма. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решать сложные социальные проблемы “просто и быстро”. Последние годы характеризуются катастрофическим ростом всевозможных форм асоциального поведения среди молодежи и подростков. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Возникает вопрос: с какого возраста следует начинать формирование толерантности?

Я считаю, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива, развитие желания ребенка становится лучше, самосовершенствоваться, формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.

Для знакомства с термином “толерантность” учащихся четвертого класса была проведена деловая игра “Что такое толерантность”. Приложение 1.

Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т.п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое условие стабильности открытого и демократического общества. Образование и воспитание младших школьников как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования отношений и норм поведения.

Список литературы:

1.Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / ПалаткинаГ. В. // Начальная школа. – 2010. - № 11. - С. 72.

2.Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2009. - № 3. - С. 11-15.

3.Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.

4.Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся начальных классов.

Приложение 1. Фрагмент деловой игры «Что такое толерантность»

Цели и задачи:

1.Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.

2.Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.

3.Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.

4.Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

5.Развивать творческие способности учащихся.

Учитель: Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы поиграть. И все это для того, чтобы узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.

Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют двое или больше людей, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

Ученик: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто ТалейранПеригор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при королеЛюдовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

Учитель: Хорошо или плохо быть толерантным?

1.А сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”. По аналогии с игрой “Камень, ножницы, бумага” - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона”.

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

Вывод: уметь договариваться.

2. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

- Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает по две карточки с загадками:

1)Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) Объяснить пословицы разных народов:

Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

- что общего?

- выводы?

Вывод: уважать народы.

3. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".

В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Проект по валеологии, формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни

Проблема  укрепления  здоровья детей в группе  стоит очень остро. Проанализировав заболеваемость, мы обратили внимание на увеличение  соматических заболеваний.Причина, это  не...

статья "Формирование детско-родительских отношений и эмоциональное развитие детей в раннем возрасте"

В данной статье рассмотрены особенности эмоционального развития детей раннего возраста, а также роль родителей в формировании здорового и счастливого ребенка с точки зрения детской психологии....