статья "Формирование детско-родительских отношений и эмоциональное развитие детей в раннем возрасте"
статья

Елкина Надежда Викторовна

В данной статье рассмотрены особенности эмоционального развития детей раннего возраста, а также роль родителей в формировании здорового и счастливого ребенка с точки зрения детской психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности детско-родительских отношений

и эмоционального развития детей в раннем детстве

Если обратиться к родителям с вопросом чего вы больше всего желаете своему ребенку, то значительная часть ответов будет примерно такой: «здоровья и счастья».  Сегодня мы рассмотрим особенности развития детей раннего возраста и о том, какую роль играют родители в формировании здорового и счастливого ребенка с точки зрения детской психологии.

Наряду с физическим развитием, очень важная роль в период раннего детства отводится развитию эмоциональной сферы. Почему? Все дело в том, что ее развитие напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Эмоциональное развитие - это понимание и выражение ребенком собственных чувств, понимание чувств других людей, появление у него новых интересов, мотивов и потребностей.

Родителям важно знать следующие собенности эмоционального развития в раннем возрасте:

- эмоции ребенка раннего возраста кратковременны, непосредственны, неустойчивы, интенсивны, слабо управляемы (низкий самоконтроль и саморегуляция эмоциональных состояний);

- главным источником эмоций ребенка выступает предметно-манипулятивна игра, общение со взрослым и со сверстниками. Ребенок изучает эмоции ориентируясь на их проявление у взрослых, сверстников.

- под влиянием воспитания проявляются высшие чувства - эстетические, интеллектуальные, нравственные;

- постепенно  пробуждается забота о других, появляется желание помочь, утешить другого, принять участие в чужой беде. Позже он учится адекватно отвечать на чужие эмоции — например выражает сочувствие, когда кто-то упал и плачет, или радостно хлопает в ладоши когда кто-то поздравляет именинника на дне рождения. (Иногда мы сами пропускаем развитие этого момента или даем неверные установки – малыш бьет папу и ему нравится)

- развитие эмоций ребенка влияет на качественные изменения в отношениях со взрослыми, начинает играть важную роль в развитии личности ребенка - появляется стремление к одобрению, ориентация на оценки взрослых, связанные с желанием избежать стыда, унижения своего достоинства.  Постепенно формируется воля. Ребенок к концу периода раннего детства способен усвоить какие чувства выражать в его окружении принято, а какие – нет.

В последнее время отмечается чрезмерное увлечение ранним обучением детей, в то время как эмоциональное развитие отодвигается на задний план. Не редко уже  в начальной школе такие дети начинают уступать своим сверстникам в учебе, испытывать трудности в общении с одноклассниками и учителями, имеют сниженную учебную мотивацию и любознательность.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с окружающим его миром. И конечно, общение с родителями играет здесь значительную роль. Недостаток или нарушение процесса общения взрослых и детей в раннем возрасте может приводить к таким отклонениям как педагогическая запущенность или задержка развития. Это, в свою очередь, влечет за собой поведенческие проблемы, трудности в обучении и нарушения социально-психологической адаптации. Родителям важно понимать, что в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Рассмотрим критерии гармоничных отношений ребенка и родителя:

  1. Ребенок должен быть уверен в родительской любви. Ребенок раннего возраста сильно нуждается в тесном эмоциональном контакте с родными людьми. Частично он восполняется физическим контактом – поцелуями, объятиями. В этом возрасте закладывается база теплых отношений, которые будут сохранятся на протяжении всей жизни. Важно: родительская любовь должна быть величиной постоянной и не зависеть от каких-либо обстоятельств. Наличие ситуативного проявления любви – путь  к невротизации ребенка.
  2. Признание прав ребенка на проявление своей индивидуальности и своего мнения. Мы все желаем, чтобы у ребенка была развита инициатива и умение выражать, отстаивать свое мнение, делать выбор. Очень важно дать ребенку попробовать себя в этом. Способность выбирать дает нам чувство самостоятельности и независимости, помогает ощутить себя хозяевами своей жизни. Поэтому с самого раннего возраста ребенку необходимо предоставлять выбор. Поначалу самый простой, например, между апельсином или бананом на завтрак или между различными игрушками. Позднее можно предлагать более сложный выбор, например, спрашивать, хочет ли он сегодня пойти в парк или в бассейн. Выбор дает ребенку ощущение своих возможностей.
  3. Наличие совместной деятельности родителя и ребенка. Необходимое условие для развития чувства общности и формирования в будущем личностного общения между родителем и ребенком. Это в свою очередь является залогом сохранения близких отношений с ребенком в период подросткового кризиса.
  4.  Соблюдение субординации в отношениях. Родитель – старший товарищ (не друг!). Главным помощником здесь для родителей выступает наличие норм и правил поведения. Правила и нормы устанавливаются с момента понимания ребенком обращенной к нему речи.
  5. После трех лет отношения между родителем и ребенком приобретают характер партнерства. Дети начинают искать внимания и одобрения со стороны родителей. Между ними формируется определенная дистанция. Их отношения меньше ориентируются на непосредственное общение друг с другом и все чаще сводятся к координации планов, организации совместных действий, строясь на взаимном согласии. Развивается взаимопонимание.
  6. Адекватные возрасту ребенка родительские требования. По мнению Э. Г. Эйдемиллера и А.И.Захарова, одной из основных причин дисгармонии в детско-родительских отношениях являются неадекватные родительские позиции, различные отклонения в отношении родителей к своему ребенку.

Для того, чтобы видеть своего ребенка здоровым и счастливым, в первую очередь надо, чтобы таковым ощущал себя сам ребенок и соответственно мог продемонстрировать это своим родителям. Одна из составляющих этого ощущения является такой компонент эмоциональной сферы ребенка как самооценка. Она необходима  для развития уверенности в себе, чувства внутренней гармонии, «довольства» собой. Низкая самооценка всегда влечет за собой трудности в адаптации ребенка. За ее развитие отвечают прежде всего родители и близкое окружение. Задача родителя чаще хвалить ребенка. Но как это сделать не переусердствуя?  Один из самых безопасных способов похвалы -  обращать, отмечать вниманием  успехи и достижения своего ребенка,  не оставлять их без одобрения.

Наряду с формированием адекватной самооценки родителям также важно научить ребенка справляться с неудачами и выработать правильное отношение к своим ошибкам: принимать их, извлекать урок, пробовать снова. Родителям важно знать, что в период раннего детства их дети могут проявлять агрессивность и гнев. В данном возрасте эти эмоции скоротечны и не сопряжены с сознательной агрессивностью, а являются скоротечным и сиюминутным отношением к ситуации (например, предмету с которым ребенок играет в данный момент). При столкновении с трудностями родителю важно предлагать свою помощь, также важно научить ребенка обращаться за помощью к взрослому.

Что еще важно для развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста?

Чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы.

Для развития эмоциональной сферы важны новые впечатления. Именно они стимулируют проявление ребенком разных эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: частые прогулки, увлекательные поездки, посещение культурно-массовых мероприятий.

Хороший вклад в эмоциональное развитие ребенка могут привнести детские книжки, мультфильмы. Чтобы этот вклад был полным, важно обсуждать с малышом героев и их поступки.

При подготовке статьи, использованы следующие источники:

https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-obscheniya-detey-rannego-vozrasta

https://superinf.ru/view_article.php?id=253

http://3-years.ru/razvitie/emocionalnoe-razvitie.html

http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/osobennosti_obsheniya_detej_v_rannem_vozraste.

http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

«Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями»

Общеизвестно, что «формирование высшей психической дея­тельности ребенка происходит в ходе его культурно-историчес­кого развития». Особенности социального развития ребенка определя...

Научная разработка на тему "Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики (танцевальной аэробики)"

Актуальность темы проявилась в том, что младший школьный возраст это период вторичной социализации, когда меняется весь образ жизни ребенка. Поступление в школу требует от него большого эмоционального...

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

В данной статье отражены преимущества совместнойдеятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоциональногоразвития детей предшкольного возраста, доказана эффективностьиспользования данной ...