Рабочая программа по эрзянскому языку
рабочая программа на тему

Митюшина Ирина Петровна

Рабочая программа по эрзянскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx38 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование (35ч)

Темы

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во

 часов

         Дата

план /факт

          1

Здравствуй, школа!

Дни недели

Повторение

Ввод новой лексики

Активизация речевых умений

Чтение и перевод

Работа с текстом

Составление диалога

1

         2

В школе

Я ученик

Урок с групповыми формами работы

Работа с текстом

1

         3

Считаем до 20 и до 100

Ввод новой лексики.

Чтение и перевод

1

         4

Осень пришла. В огороде. Подарки осени.

Составление текста Тестовая работа

1

         5

Дикие животные.

Поговорим о диких животных

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

Составляем текст-описание

1

        6

Домашние животные

Поговорим о домашних животных

Активизация речевых умений

Чтение и перевод

Запись текста по памяти

1

       7

Домашние птицы. Уход за домашними птицами

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

       8

Мой дом.

Где?

Повторение и обобщение  темы

Тестовая работа

1

       9

Встреча гостей

Угощение гостей.

Презентация

Сообщения

1

      10

Моя семья.

Моя бабушка

Мои младшие брат и сестра

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

                       11  

Помощники. Добрые дела. Приготовление пищи.

Повторение

Ввод новой лексики

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

Составляем текст-описание

Работа с текстом

1

12

Писатели Мордовии

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по картинке. Чтение и перевод

1

13

Приход зимы. Зима. Птицы зимой

Ввод новой лексики. Активизация речевых умений и навыков

Работа с текстом

Чтение и перевод

1

14

Холодная зима. Зимние забавы

Путешествие

Инсценирова-

ние

1

15

Новогодний праздник. Зимние праздники

Ввод новой лексики

Чтение и перевод. Тестовая работа

16

Одежда и обувь

Одежда и обувь и уход за ними

Ввод новой лексики

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

Составляем текст-описание

17

Наше здоровье

Я и мое здоровье

Береги здоровье

Ввод новой лексики

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

Работа с текстом

18

Смотри, впереди дорога! Внимание, дорога!

Экскурсия

Составляем диалог

Тестовая работа

19

Мордовские народные игры

Мой родной язык

Активизация речевых умений и навыков

Ввод новой лексики

Работа с текстом, ответы на вопросы Тестовая работа

Чтение и перевод текста

20

Родная страна

Саранск- столица Мордовии

Презентация

Экскурсия

Проект

Составляем текст-описание

21

Знаменитые люди Мордовиии.

Путешествие

Развитие речи

Составляем текст-описание

22

Родная сторонушка

Наша армия

Активизация речевых умений и навыков

Ввод новой лексики

Сочинение небольших связных текстов

Чтение и перевод

1

1

23

Мамин праздник.

Ввод новой лексики

Активизация речевых умений и навыков

Работа с текстом

Составляем диалог

1

24

Эрзянская женская национальная одежда

Повторение.

Развитие речи

Составляем текст-описание. Составляем диалог

1

25

Пришла весна. Птицы прилетели.  Весна

Активизация речевых умений и навыков. Развитие речи

Рассказ по картинке. Составляем текст открытки

1

26

Выращивание хлеба

Ввод новой лексики

Активизация речевых умений и навыков

Чтение текста, ответы на вопросы

Чтение и перевод.

Рассказ по картинке

1

27

В огороде

Повторение и обобщение темы

Активизация речевых умений и навыков

Тестовая работа

Чтение и перевод

1

1

1

28

Обычаи и традиции мордовского народа

Экскурсия

Проектная работа

Сообщения

1

29

Мои друзья.

Ввод новой лексики

Повторение

Чтение и перевод

Составление диалога

Чтение и пересказ

1

30

Домашние животные – наши друзья

Повторение

Чтение и перевод

Работа с текстом

1

1

31

Родная страна

Повторение и обобщение темы

Сочинение

1

32

День Победы

Ввод новой лексики

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

Чтение и ответы на вопросы

1

33

. Природа летом

Развитие речи

Активизация речевых умений и навыков.

Рассказ по картинке

1

34

Летний дождь

Веселые каникулы

Повторение и обобщение темы

Составляем текст-описание.

Тестовая работа

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей мордовского языка

Руководитель

_________ Кулаева С. М.

Протокол № 1

от « 29» августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Авдеева И.В.

«31» августа 2018 г.

Рабочая программа

ПО ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫКУ

3 Б класс

 

                                                                                                                                                       

 

САРАНСК  2018

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Куликов Д.М.

«31» августа 2018 г.

Выполнила: Митюшина И. П.

                                                                                                                                                  учитель высшей  категории 

                                                                  Пояснительная записка.

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.

Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки  наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности.

Рабочая программа по эрзянскому языку для 3-го класса составлена в соответствии с ФГОС  на основе программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2-4 классы. – Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. Авторы -  Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.

Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам  построения    демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога   культур и уважения многонационального, поликультурного состава  российского общества.

Цель обучения  раскрывается в единстве  взаимосвязанных компонентов:

воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к  культуре мордовского народа.

Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.

Задачи обучения.

На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных  ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как

  • аудирование
  • говорение
  • чтение
  • письмо.

В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.

Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.

Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание ( 1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.

Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.

Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего ( рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.

Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.

Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе.  Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.

Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.

Послелоги места, направления.

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение эрзянского языка по индивидуальному плану в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса

на конец учебного года:

        Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные  действия и их результат.  Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).

  Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).

Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

 • целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).

 • планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).

 • прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).

 • контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).

 • коррекция (выполнить работу над ошибками).

 • оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).

 • саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).

Познавательные универсальные учебные действия

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском  языке?»).
  • Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании,  найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
  • Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
  • Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
  • Рефлексия деятельности по овладению эрзянским  языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
  • Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
  • Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
  • Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).

  Коммуникативные универсальные учебные действия

            К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).

Предметные результаты:

- употребление грамматических правил эрзянского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т. д.);

- обозначение множественности предметов, признаков, действий;

- обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;

- применение способов выражение утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;

- употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;

- усвоение некоторых особенностей эрзянского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);

- активизация диалогового общения;

- развитие связной речи и грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале.

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • практическая деятельность (выполнение упражнений).

Содержание программы.

                                           Наша школа.

Занятия в школе. Моя учительница. Временные  понятия. Счет до 100. Порядковые и количественные числительные.

Знать: названия дней недели, временные понятия.

Уметь: считать до 100, отвечать на вопросы «зяро», «зяроце», « зярдо».

Я и моя семья.

 Термины родства. Домашние обязанности. Семейные  праздники.

 Знать: слова, обозначающие родственные отношения.

Уметь: составлять высказывания о членах семьи, об обязанностях в семье.

Мои друзья.

Рассказ о друге. Наши игры и занятия.

Знать: лексический материал по теме (ялга, оя, вейсэ, налксемс, чийнемс, лездамс)

Уметь: составлять портрет-описание, рассказ о совместных занятиях.

Мой дом.

 Описание. Кто живет в нашем доме?

Знать: лексический материал (кудо,  кенкш, вальма, киякс …).

Уметь: составлять рассказ о своем жилище по образцу, отечать на вопросы «косо», «кодамо», «зярдо».

Я и мое здоровье.

 Распорядок дня. Одежда, обувь. Утренняя гимнастика.

Мой любимый вид спорта.

Знать: временные и пространственные понятия.

Уметь: составлять сообщение о распорядке дня, о занятиях физкультурой и спортом по заданному образцу.

Дикие и домашние животные.

Дикие и домашние животные

Знать: названия диких и домашних животных.

Уметь: описывать животных, составляя предложения или небольшие тексты.

Мир вокруг нас.  Времена года.

Лето. Летние каникулы. Летом в лесу, на речке. Летний отдых.

Осень. Дары осени. Осенние заботы. Подготовка к зиме.  

Зима. Первый снег. Зимние забавы детей. Зимние праздники.

Весна. Пробуждение природы. Весенние хлопоты. Мамин праздник.

Знать: названия времен года, лексического материала (пси, экше, якшамо, маней, чопода, валдо, пиземе,чипай…)

Уметь: составлять высказывание о каждом времени года по заданному образцу, рассказывать об изменениях в природе.

Моя малая Родина.

 Наш город. Саранск – столица нашей республики. Города Мордовии. Природа нашего края. Заповедники Мордовии. Экскурсия в краеведческий музей.

Знать: лексический материал ( ош, веле, прявт, сэрей, алкине, ламо…), о природе родного края, о заповедных местах.

Уметь: отвечать на вопросы «кодамо», «косо», составлять  небольшой текст по теме « Мой город», «Моя деревня».

Культурное наследие.

Традиции и обычаи мордовского народа. Устное народное творчество мордвы: сказки, загадки, считалки, пословицы и поговорки, календарно-обрядовый фольклор. Писатели Мордовии – детям. Журнал « Чилисема».

Знать: об обычаях и традициях мордовского народа, о творчестве детских писателей Мордовии.

Уметь: воспроизводить по памяти небольшие стихотворения на эрзянском языке, произведения устного народного творчества ( считалки, загадки, сказки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса

Важодемань  программась тонавтнема  предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке»  теезь  Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...

Рабочая программа по эрзянскому языку.

Рабочая программа по эрзянскому языку....

Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.

Рабочая программа по эрзянскому  языку 4 класса....

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс....

рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс

Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО,  «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному ...