Программа кружка " Юный исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_issledovatel.rar151.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

                                   Составитель: Малышева О.А.

                                                                       

                                   

г.о. Саранск 2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время образовательное пространство переоценивается, оно является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания  и обучения на процесс становления, развития личности школьника, его творческих способностей, формирования желания и умения учиться. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Современные подходы к определению результатов образования ставят перед учителем задачу формирования компетентностей учащихся, как необходимого условия их самореализации. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение для достижения этой цели  имеет организация учебной деятельности  исследовательского характера.

Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Ученик, владеющий исследовательским опытом, умеет наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и учащимися, планировать, расширяется кругозор ….

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе потребует от учителя серьезных изменений своей профессиональной деятельности.

 Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

В связи с этим значительное место в педагогической практике в современной школе возрастает значимость подготовки младшего школьника к самостоятельной исследовательской  деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Именно данное направление в рамках внеурочной деятельности подготовит ребёнка к поисковой  деятельности, позволит значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей и приобрести исследовательский опыт- опыт творческого мышления. ….

В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников. Сегодня возникает противоречие между требованиями к планируемым результатам и готовностью педагогов, руководителей к реализации компетентностного подхода.

Поэтому перед нами встала задача определить педагогические условия, необходимые для выполнения заданных требований к образовательным результатам.

Вариативная часть БУП – 2009 предполагает формирование универсальных учебных умений не только через учебные предметы, но и через внеурочную деятельность. При формировании школьного учебного плана администрация должна задаться вопросом, какие учебные курсы, кружки, факультативы могут способствовать реализации поставленных в основной образовательной программе задач и способствовать развитию склонностей, способностей обучающихся. В модели внеучебной деятельности школ –выделено учебное время на организацию исследовательской деятельности первоклассников в форме кружка. Поэтому, возникла необходимость разработки учебного курса «Основы исследовательской деятельности».

Структура программы включает в себя, кроме пояснительной записки, тематический план в разрезе классов, содержание, темы занятий для 1 класса, требования к знаниям и умениям на выпуске первой ступени обучения, литературу.

Кружок «Основы исследовательской деятельности» разработан для учащихся с 1- 4 класс. Данный курс предназначен для учащихся, желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью.

Программа составлена на основе учебного пособия автора А.И.Савенкова «Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников», автора методического пособия для учителей начальных классов Светланы Гин «Мир логики»  и примерных программ из опыта учителей России.

Программа построена по линейно-концентрическому принципу. В планировании указано определенное количество часов в каждом классе: 1 класс- 33 ч., 2 класс – 34 ч., 3 класс – 34 ч., 4 класс – 34 часа.  Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135ч.

В каждом классе предполагается пройти 2 содержательные подпрограммы: «тренировочные упражнения» и «исследовательская практика». В зависимости от уровня подготовки, от класса к классу, увеличивается количество часов на исследовательскую практику. В 4 классе все теоретические компоненты исследования закрепляются непосредственно на практике при выполнении исследовательской работы. Каждый год содержание и виды деятельности учащихся обогащаются, поднимаются на новый уровень.

Всё разнообразие тем исследовательской деятельности детей  объединяется в основном в две группы: эмпирические (экспериментальные), теоретические.

Цель программы: приобщение ребёнка младшего школьного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

1 этап – 1 класс.

Задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющих представлений;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

Для решения задач используется следующие методы и способы деятельности

В 1 классе проводятся самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). Поэтому на уроках ребята получат представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии.

С первых занятий ребята будут знакомиться с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения,  опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. В 1 классе будут практиковаться  исследовательские задания: экспресс-исследование, игра – исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение, методика проведения исследовательской работы с учётом возрастной категории. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

2 этап – 2 класс.

Этап ориентирован:

- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

-на развитие определять тему исследователя; анализировать; сравнивать; формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, сообщения, ролевые игры, эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Во 2 классе для организации исследовательской деятельности будут применяться те же исследовательские задания: экспресс-исследование, мини-исследование, мини-проект. Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема  предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Результатами работ могут быть и сочинения-исследования, считающей как творческой работой. Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

3 этап – 3 и 4 класс.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследований и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку  и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

В 3 классе на первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений, опытов, которые они проводили в летнее время. На занятиях  ребята расширяют свой кругозор в области окружающего мира, русского языка и математики. На этих занятиях  проводятся тренинги, расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов. Продолжается работа с текстами.

На протяжении всего этапа так же обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.  

В четвертом классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в основном в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:

  • 1 этап. Выбор темы предстоящего  исследования.
  • 2 этап. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Для этого проводятся специальные тренировочные занятия и упражнения. На этом же этапе строится работа над формированием у детей умения выдвигать гипотезы.
  • 3 этап. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.
  • 4 этап. Организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. В плане работы над темой исследования  выделяю следующее:

-  планирование работы по исследованию;

-  работа с различными источниками информации;

- проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;

- проведение опытов, экспериментов, формулировка выводов;

- проведение анкет и обработка данных.

  • 5 этап. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.
  • 6 этап. Выступление в классе.
  • 7 этап. Школьная конференция учебно - исследовательских работ младших школьников.

С учётом особенностей данного этапа как  во внеурочной деятельности выделяют следующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования,  мини-проект и работы, требующие увеличения времени на исследование, обобщение и систематизацию материала, коллективное и индивидуальное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование,  эксперимент.

Тема может выполняться как коллективно, так и самостоятельно. Это будет зависеть от темы и цели исследования. Мини-.исследования, мини-проекты выполняются в основном самостоятельно учащимися.

К 4-ому  классу учащиеся должны научиться:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с целью исследования;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

- сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;

- строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;

- установление причинно-следственной связи изменений;

-сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;

- обобщать наблюдения, формулировать выводы;

- систематизировать информацию, уметь публично представить.

К 4-ому  классу учащиеся должны иметь представление следующих понятий исследовательского характера:

- исследователь, эксперимент, гипотеза, противоречие, проблема, цель исследования, объект и предмет исследования, защита, представление, причина и следствие.

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста можно определить как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и соответствие этапам учебного исследования.

При создании данной программы можно опираться на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка.

На подготовительном этапе следует напомнить о дидактической единице исследовательской деятельности – исследовательское задание. Вначале его разрабатывает учитель, а затем разрабатывают учащийся. В задании устанавливаются структура (последовательность исследования) и метод исследования, форма представления результатов.

На следующем этапе достаточно придерживаться следующих шагов:

1. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Планирование исследования и выбор методов

4. Поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков.

5. Формирование выводов.

6. Представление результатов, анализ своей деятельности, самооценка.

На основном этапе А.И.Савенков предлагает определённые этапы, позволяющие выполнить исследовательскую работу:

1. Актуализация проблемы

2. Определение сферы исследования.

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчёта.

10. Доклад (защита перед сверстниками).

Более подробная поэтапная структура работы над проектом (исследованием) даётся в приложении.

В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, а какой-то сворачиваться (например, это можно пронаблюдать на подготовительном этапе).

Элементы исследовательской деятельности рекомендуется использовать на уроках: окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык,  «Технология», «ИЗО».

По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т.к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции.

Таким образом, в процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащихся субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Её результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностного развития ученика.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

7

Содержание программы

9

Оценка и контроль результатов реализации программы

13

Приложение 1

15

Приложение 2

16

Информационное обеспечение программы

23


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

всего

аудиторные

внеаудиторные

1 класс

Вводное занятие

2

2

Методы познания

24

19

5

Структура исследования

2

2

Гипотеза

1

1

Причина и следствие

1

1

Мини-исследование

2

1

1

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

33

27

6

2 класс

Вводное занятие

1

1

«Мини-лаборатория» на уроке

1

1

Противоречие

4

3

1

Сообщение

1

1

Работа с текстом

2

2

Как давать определения понятиям

1

1

Методы исследования

8

5

3

Систематизация материала

2

2

Тема исследования

2

2

Гипотеза

1

1

Цель и задачи исследования

1

1

План, абзац

2

2

Защита, представление работы

1

1

План исследования

2

2

Мини-исследование

4

2

2

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

34

28

6

3 класс

По следам наших исследований

3

3

Исследования и Окружающий мир

4

4

Исследования и Русский язык

4

4

Исследования и Математика

4

4

Экскурсия

3

3

Интернет

2

2

Учимся составлять сложный план

3

3

Работа с текстом

3

3

Учимся оформлять работу

1

1

Экспресс-исследование

2

2

Собственное мини-исследование

2

1

1

Собственный мини-проект

2

1

1

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

34

25

9

4 класс

Как выбрать тему собственного исследования? Определение проблемы

3

3

Планирование и проведение самостоятельного исследования

3

3

Отбор литературы и его структурирование. Выбор  методов исследования

3

3

Работа в компьютерном классе

3

3

Подготовка к выступлению

3

3

Выступление. Защита работы

3

3

Экспресс-исследование

5

2

3

Мини-исследование

5

5

Мини-проект

5

5

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

34 часа

18

16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-ый класс

п/п

Тема

Содержание

1

Вводное занятие (2ч)

Понятие «исследователь», «исследование», «открытие», «информация». Информация, полученная с помощью органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

2

Методы познания (24ч)

2.1

Учимся задавать вопросы (2ч)

Механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы.

2.2

Сравнение (4ч)

Сущность приёма «сравнения», операции сравнения (свойства и признаки предмета, существенные и характерные признаки, сходство и различие), правила сравнения.

2.3

Классификация(2ч)

Сущность приёма «классификации», правила классификации.

2.4

Аналогия(1ч)

Использование аналогии в загадках и детских стихах

2.5

Эксперимент (3ч)

Сущность понятия «эксперимент». Опыты. Мысленный эксперимент.

2.6

Измерение(2ч)

Вспомогательные приборы. Инструменты для измерения (своего веса и роста; шаги, линейка, метр)

2.7

Экскурсия (2ч)

Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в местный музей.

 

2.8

Наблюдение (4ч)

Считаешь ли ты себя наблюдательным? Представление о наблюдении. Знакомство с приборами наблюдения «лупа» и «микроскоп». Экспресс-исследование.

2.9

Модель (1ч)

Понятие «модель»- подобие, заменитель оригинала. Свойства модели: упрощённость, информативность, удобство её использования. Значимость модели в науке (через примеры). Материальные (натурные) модели (макеты, детские игрушки, муляжи, чучело ).

2.10

Анкета(1ч)

Анкета, как средство письменного опроса. Опросный лист для получения сведений. Введение анкеты через исследовательское задание «Что в имени твоём». Анкета родителям. Составление анкеты.

2.11

Интернет (1ч)

Интернет – источник информации. Как найти информацию через Интернет? Понятие «ключевое слово».

2.12

Справочная литература (1ч)

Энциклопедия – источник информации. Виды: универсальный и отраслевой. Структура. Поиск информации.

3

Структура исследования (2ч)

«Путь исследования»: вопрос, предположение, проверка предположения, вывод.

4

Гипотеза (1ч)

Знакомство с понятием  «гипотеза» через ситуации, задания. Определение гипотезы по внешним признакам и опорным словам: может быть, наверное, я думаю, что … Вывод о гипотезе.

5

Причина и следствие (1ч)

Понятия «причина» и «следствие». Ищем причину,  отвечая на вопросы «Почему? Что могло произойти?».  Причина может быть одна, а следствий – много.

6

Мини-исследование[1] (2ч)

Учимся выбирать пути решения проблемы. Возможные темы: «Защита моей буквы», «Тайна моего имени», «Наши вредные привычки», «Как измерить свой рост?», « Баба Яга – кто она?», «Зачем животным хвосты?», «Жизнь одной горошины». Приветствуются темы по предметам в соответствии  школьного учебного плана.

7

Итоговое занятие (1ч)

Познавательные игры

2-ой класс

п/п

Тема

Содержание

Вводное занятие (1ч)

Уточнение и корректировка детских представлений  об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Беседа о самых интересных открытиях. Что можно исследовать? Формулирование темы.

«Мини-лаборатория» на уроках (1ч)

Можно ли исследовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения?

Противоречие (4ч)

Понятие «противоречие». Тренинги по выявлению противоречия между человеком и природой, человеком и обществом, новым и старым.

Сообщение (1ч)

Обсуждение: как правильно спланировать сообщение о своём исследовании?

Работа с текстом (2ч)

Текст-описание. Описание с элементами сравнения.

Систематизация материала (2ч)

Как собрать информацию и обработать? Сообщение о …

Как можно быстро её изобразить? (схема)

Методы исследования

(8ч)

Выполнение практических заданий – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, комнатные растения, люди, животные и т.д)

Эксперимент (1ч)

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнать новое с помощью экспериментов? Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага, воздух и др.) План простейшего эксперимента.

Анкета (1ч)

Устный и письменный опрос. Занесение результатов в таблицу.

Справочная литература

(1ч)

Словари. Виды словарей. Как правильно ими пользоваться?

Экскурсия (2ч)

Экскурсия в районную библиотеку. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в парк. План экскурсии.

Наблюдение и наблюдательность (2ч)

Что было открыто преимущественно на основе наблюдений? Нужен ли план для наблюдения? Сезонные наблюдения. Домашние животные.

Интервьюирование (1ч)

Устный опрос.  Нужен ли план, чтобы провести интервью?

Тема исследования (2ч)

Что может быть объектом и предметом исследования. Тема исследования.

Цель, задачи исследования (1ч)

Как ставится цель исследования? Как ставятся задачи исследования? Чем они отличаются?

Гипотеза (1ч)

Как рождаются гипотезы? Как можно их сформулировать? Признаки и свойства гипотезы. Практическое задание на конструирование гипотез.

План, абзац (2ч)

Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Логическая структура текста. «Что сначала, что потом». Тема и микротема текста. Абзац. Учимся выделять главное и второстепенное в тексте.

Как давать определения понятиям (1ч)

Представить загадки как определения понятий. Определение понятий через пример, аналогию, сравнение.

Защита, представление работы (1ч)

Формы представления работы (простое сообщение). Способы представления работы  (мини-отчёт, семинар, мини-конференция, стендовая конференция, мультимедийная презентация. «Вопросы и ответы».

План исследования (2ч)

Определение плана через исследовательское задание.

Мини-исследование[2] (4ч)

Учимся выбирать тему, пути решения и способ представления. Учимся делать выводы. Приветствуются темы по предметам в соответствии школьного учебного плана.

Возможные темы указаны в Приложении 1.

Итоговое занятие (1ч)

Защита своей мини – работы.

3 класс

п/п

Тема

Содержание

По следам наших исследований (3ч)

Результаты проведённых наблюдений. Результаты проведённых опытов. Что узнали интересное из книг? Защита (презентация) своих открытий.

Исследования и Окружающий мир (4ч)

Что можно исследовать в окружающем мире.  Насекомые. Домашние животные. Рыбы. Необычные животные.

Исследования и Русский язык (4ч)

Что можно исследовать в русском языке. История возникновения некоторых слов и выражений. Работа со справочной литературой.

Зачем нужны фразеологизмы?

Исследования и Математика (4ч)

Что можно исследовать в математике. Из истории некоторых чисел. Мини-конференция. Старинные меры длины и веса. Работа с разными источниками информации. Старинные денежные единицы.

Экскурсия (3ч)

Краеведческий музей, центр народных ремёсел, районная больница, центральная библиотека.

Интернет (2ч)

Как найти информацию с помощью Интернета.

Учимся составлять сложный план (3ч)

Простой и сложный план. В чём их отличие? Виды плана. Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения».

Работа с текстом (3ч)

Логическая структура текста. «Что сначала, что потом». Учимся выделять главное и второстепенное в тексте. Последовательное и параллельное сравнение.

Учимся оформлять работу (1ч).

Презентация работы. Простая таблица, схема, диаграмма.

Экспресс-исследование  (2ч)

Проводится экскурсия, в процессе которой группы учащихся нацелены на выполнение конкретного задания. Возможно проведение мини-конференции.

Экспресс-исследование «Какие игры предпочитают играть дети младшего школьного возраста?».

Собственное мини-исследование (2ч)

Учимся выбирать тему, пути решения и способ представления. Тренировочные занятия по методике проведения исследований. Возможные темы указаны в Приложении 1.

Собственный мини-проект (2ч)

Учимся выбирать тему, пути решения. Форма и способ представления (классный альбом, буклет, газета).

Возможные темы указаны в Приложении 1.

Итоговое занятие

Защита своей мини  исследовательской работы, проекта.


4 класс

Тема

Количество часов

Содержание

«Исследовательская практика»

Как выбрать тему собственного исследования? Определение проблемы.

3

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Планирование и проведение самостоятельного исследования

3

Последовательность изложения, какие задачи я должен решать?

Отбор литературы и его структуирование. Выбор  методов исследования

3

Ознакомление с литературой по данной проблематике.

Отбор методов исследования с учётом тематики, проблемы и гипотезы работы.

Работа в компьютерном классе

3

Оформление презентации

Подготовка к выступлению

3

Коррекция работы.

Сжатое изложение своей работы.

Выступление

3

Защита работы

Экспресс-исследование

5

Наблюдения, эксперименты. Опрос  

Мини-исследование

5

Темы в Приложении 1

Мини-проект

5

Темы в Приложении 1

Итоговое занятие

1

Мини-конференция

ИТОГО

34


ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итоговый и промежуточный контроль включает:

а) выполнение домашних творческих заданий к  занятиям;

б) проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;

в) публичная защита подготовленного доклада в классе.

Формы контроля и оценки результатов:

  • выполнение творческих заданий
  • участие в школьных и районных предметных олимпиадах
  • участие в интеллектуальных марафонах
  • создание «Портфолио»
  • защита исследовательской работы в классе
  • проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера
  • участие в школьной научно-практической конференции
  • оформление лучших работ в сборнике «Мы - исследователи»

Критерии оценки результативности исследовательской работы:

  • познавательная ценность темы;
  • оригинальность, ценность собранного материала;
  • исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»);
  • структура, логика работы;
  • язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию.
  • степень самостоятельности;

 Сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов определяют по следующим критериям  (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков):

Критерии

Исследовательские умения

Познавательный

- знание видов и структуры исследования;

- знание правил оформления и защиты исследовательских работ

Степень самостоятельности

по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору,  помощнику, консультанту

Деятельностный

- самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования;

- намечает шаги работы по данной теме;

- применяет разные методы исследования, умение находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером; наблюдение и т.д.)

-умение разрабатывать и оформлять проект;

- умение презентовать и защищать исследовательскую работу

Проявление креативности

 - Проявление  в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования,

- в продуктивности при нахождении решений проблем;

- по оригинальности подходов к выбору путей исследования,

- созданию нового продукта,

- оформлению и представлению результатов,

- умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

Мотивированность исследовательской деятельности

- стремление узнать новое;

- совершать определенные действия для поиска интересующих знаний;

- участвовать в учебном исследовании;

- проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем;

- интерес к новым темам и способам работы.


Уровень сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов:

Уровень сформированности умений исследовательской деятельности

Характеристика уровня

Исходный уровень

Низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

Начальный уровень

характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое

Продуктивный уровень

Устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Креативный уровень

Проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы: 

- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;

- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

Для определения уровня сформированности мыслительных операций  можно использовать диагностические задания (Приложение 2.).

Приложение 1.

Примерная тематика мини-исследований

2 класс

3 класс

4 класс

«Любимые игры нашего класса»

«Что может быть опасным в доме?»

«Что сегодня читают дети?»

«Памятник слову»

«Хорошее настроение»

«Мой класс»

«О чём может рассказать листик?»

«Шумы и звуки, которые меня окружают»

«Я попытаюсь защитить …»

«Почему осень называется по-разному?»

«Из чего может состоять аромат осени?»

«Символы, спасающие жизнь»

«Какой Я?»

«Что я люблю и что я не люблю»

«Когда я улыбаюсь»

«Что есть и пить при кашле?»

«Загадайка»

«Полезна или опасна жвачка?»

«Как правильно подготовить презентацию своей работы?»

«Может ли путь от школы домой представлять опасность?»

«Традиции моей семьи»

«Как жили люди в старину?»

«Книга о цифрах»

«Какие растения лечат?»

«Велосипед. Всё о нём.»

«Что читали мои родители, бабушки и дедушки?»

«Подходы к отходам»

«Витамины»

«Игры наших родителей, бабушек и дедушек»

«Осень у разных поэтов»

«Какие звуки раздражают больше всего?»

«О собаках»

«Цветовая мозаика моей комнаты»

«Книга жалоб»

«Бабушкин сундучок»

«Букет осенних примет»

«Моя родословная»

«Фамильный герб»

«Компьютер- это опасно или нет?

«История старинных вещей»

«Почему так названы улицы нашего села?»

«Комнатные растения»

«Сообщения SMS»

«Профессии моих предков»

«Зелёная аптека на школьной клумбе»

«Моё село»

«Вежливые слова»

«Что нужно делать, чтобы жить дольше?»


Приложение 2.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Уровень сформированности логических универсальных действий

Тема: «Выделение признаков» 

Задание № 1

Выделить два слова  в скобках, наиболее существенных для слова, стоящего перед скобками:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
  3. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
  4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
  5. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).
  6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
  7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

Проверка задания 1:

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).

3. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).

4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

5. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).

6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).

7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

Тема: «Существенные признаки»

Задание №2

Найди пары (соединить понятие с определением).

Подводник -

Подвода -

Крот –

Лев -

 

млекопитающее  из отряда насекомоядных, живущее под землёй.

моряк, служащий в подводном флоте.

 крупное хищное животное из семейства кошачьих, с короткой желтоватой шерстью и  длинной гривой у самцов.  

   денежная единица в Болгарии.

конная повозка.

специалист по водолазным работам.

                                                                                                                                 

Тема: «Различие»

Задание № 3

Выделите слово (   ), которое вы считаете «лишним»:

  1. Футбол, баскетбол, волейбол, теннис.
  2. Голод, жадность, жажда, холод.
  3. Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто.
  4. Тёмный, светлый, голубой, яркий.
  5. Карась, акула, дельфин, щука.
  6. Часы, очки, весы, термометр.

Проверка задания 3:

I вариант

1. Футбол, баскетбол, волейбол, теннис.

2. Голод, жадность, жажда, холод.

3. Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто.

4.Тёмный, светлый, голубой, яркий.

5. Карась, акула, дельфин, щука.

6. Часы, очки, весы, термометр.

II вариант

1. Футбол, баскетбол, волейбол, теннис.

  1. Голод, жадность, жажда, холод.
  2. Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто.
  3. Тёмный, светлый, голубой, яркий.
  4. Карась, акула, дельфин, щука.

6. Часы, очки, весы, термометр.

Тема: «Отношения «род-вид» между понятиями»

Задание №4

Определить отношения между понятиями. Распределить пары   слов на две группы:

             ВИД                     РОД                                            ЧАСТЬ                  ЦЕЛОЕ

             

Проверка  задания 4:

       ВИД                   РОД                                                  ЧАСТЬ                 ЦЕЛОЕ

        

   

Тема: «Определения»

Задание №5

Вставь пропущенное слово (определи понятие):

   - замёрзшая и затвердевшая вода.

      - специалист, управляющий летательным аппаратом.

        -небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе.

      - шар из упругого материала, отскакивающий при падении от твёрдой поверхности.

   -знаменитость, деятель искусства,  науки, спорта и т.д.

Проверка  задания 5:

 Лёд  - замёрзшая и затвердевшая вода.

 Лётчик  - специалист, управляющий летательным аппаратом.

     Звезда   - небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе.

    Мяч  - шар из упругого материала, отскакивающий при падении от твёрдой поверхности.

  Звезда  - знаменитость, деятель искусства,  науки, спорта и т.д.

Тема: «Классификация»

Задание №6

Найди ошибку:

  1. Птицы делятся на перелётных и водоплавающих;
  2. Растения делятся на деревья и кустарники;
  3. Люди делятся на мужчин и детей;
  4. Числа делятся на чётные и нечётные;
  5. Часы делятся на наручные и золотые.
  6. В слове можно выделить приставку и окончание;
  7. Артисты делятся на поющих и танцующих;
  8. Грибы делятся на съедобные и несъедобные.
  9. Есть числа, которые делятся на 2, и те, которые делятся на 3.

Проверка задания «Найди ошибку»:     

1. Птицы делятся на перелётных и водоплавающих;

2. Растения делятся на деревья и кустарники;

3. Люди делятся на мужчин и детей;

4. Числа делятся на чётные и нечётные;

5. Часы делятся на наручные и золотые.

6. В слове можно выделить приставку и окончание;

7. Артисты делятся на поющих и танцующих;

8. Грибы делятся на съедобные и несъедобные.

9. Есть числа, которые делятся на 2, и те, которые делятся на 3.

Тема «Классификация»

Задание №7

Прочитайте предложенные ниже названия растений и их групп.

  1. Клён; 2) сирень; 3) деревья; 4) малина; 5) растения; 6) дуб; 7) смородина; 8) кустарники.

Впишите эти слова в схему, так чтобы она отражала классификацию (деление на группы) растений:

Задание №8

         


«Коммуникативные способности учащихся»

Форма: анкета

В каждом утверждении выбери один из предложенных ответов.

  1. Мне нравится:

а) организовывать людей;

б) исполнять указания;

в) наблюдать за другими.

  1. Я люблю:

а) играть в команде;

б) играть в игры, где можно проявить себя;

в) играть в игры, где каждый играет за себя.

  1. Я предпочитаю:

а) петь в хоре;

б) петь дуэтом;

в) петь один (одна);

  1. Мне нравится:

а) обсуждать с друзьями, как можно улучшить мир;

б) размышлять о том, как улучшить мир;

в) стараюсь не думать об улучшении мира.

  1. Чаще всего:

а) я переживаю за ответы своих одноклассников;

б) стремлюсь к тому, чтобы мой ответ на уроке был самым лучшим;

в) мне все равно, какими будут мои ответы.

Спасибо за участие в опросе.

Анализ исследования:

Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов педагог может сделать следующие выводы:

  • Более 7 баллов – ребенок является лидером среди других детей;
  • 6 – 4 балла – активный участник проектной деятельности;
  • Менее 3 баллов – в основном наблюдатель.

«Творческая активность обучающихся»

Форма: анкета

Выбери тот ответ, который определяет твое поведение в предложенных ситуациях.

1.Если бы я строил для себя дом:

а) то построил бы его по собственному проекту;

б) построил бы дом, который видел на картинке;

в) построил бы его по предложенному проекту.

2.Среди задач я выбираю:

а) интересную;

б) трудную;

в) простую.

3.Мне хочется, чтобы на уроках:

а) было много нового;

б) все работали;

в) было весело

4.Из телевизионных передач я выбираю:

а) познавательные,

б) интеллектуальные,

в) юмористические.

5.Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) неизведанный маршрут;

б) маршрут, который мне посоветовали;

в) удобный маршрут.

Спасибо за участие в опросе.

Анализ исследования:

Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов педагог может сделать следующие выводы:

  • Более 7 баллов – ребенок обладает творческими способностями на высоком уровне;
  • 6 – 4 балла – у ребенка проявляются творческие способности, но он часто сомневается в правильности их применения;

Менее 3 баллов – ребенок чаще всего выполняет работу по шаблону. 

«Творческие способности обучающихся»

Форма: анкета

Выбери в каждом утверждении тот ответ, с которым ты согласен(на) больше..

1. Мне больше нравится:

а) сочинять книги

б) читать книги;

в) слушать пересказ книг;

2. Я люблю:

а) выступать в роли актёра;

б) выступать в роли критика;

в) выступать в роли зрителя;

  3.Я предпочитаю:

а) придумать новые способы выполнения работ;

б) работать по образцу;

в) отложить работу;

 4. Я бы хотела:

а) отправиться в экспедицию,

б) путешествовать на корабле,

в) отдыхать на пляже.

Спасибо за участие в опросе.

Анализ исследования:

Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов педагог может сделать следующие выводы:

  • Более 6 баллов – ребенок обладает творческими способностями на высоком уровне;
  • 5 – 3 балла – у ребенка проявляются творческие способности, но он часто сомневается в правильности их применения;
  • Менее 2 баллов – ребенок чаще всего выполняет работу по шаблону.

Прочитай текст и выполни задания 1-3

На уроке ребята узнали, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет. Учительница попросила ребят дома исследовать, как поваренная соль растворяется в воде, и Миша самостоятельно проделал два опыта.

 Сначала Миша решил провести опыт и проверить, зависит ли быстрота растворения соли от количества воды в стакане. Для этого первый стакан он почти полностью наполнил холодной водой, а второй наполовину заполнил горячей водой из чайника. В оба стакана Миша положил по чайной ложке соли и следил за тем. Где соль растворится быстрее.

1) При проведении этого опыта Миша допустил ошибку. Что необходимо исправить, чтобы правильно поставить опыт?

А) В первый стакан нужно было положить одну чайную ложку соли, а в другой – две ложки.

Б) Чтобы заметить время растворения соли в горячей воде, нужно было использовать секундомер.

 В) Оба стакана надо было наполнить водой одинаковой температуры.

 Г) Нужно было в оба стакана налить одинаковое количество воды.

       

2) Затем Миша проделал ещё один опыт. Он взял три одинаковых стакана. Налил в них одинаковое количество воды, но в первый стакан он налил холодную воду из-под крана, во второй – тёплую. А в третий – горячую воду из чайника.

Затем в каждый стакан он быстро насыпал по 10 г соли и наблюдал за тем. Как растворялась соль в разных стаканах.

Что проверял Миша в этом опыте?

А)  Как зависит масса растворяемой соли от количества воды?

Б) Как зависит масса растворяемой соли от температуры воды?

В) Как зависит скорость, с которой растворяется соль в воде, от температуры  воды?

Г) Как зависит время, в течение которого соль растворяется в воде, от массы соли?

3) Миша обнаружил, что сначала вся соль растворилась в стакане с горячей водой. Затем - с тёплой, и в последнюю очередь - в стакане с холодной водой. Какой вывод следует сделать по результатам этого опыта?


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Список литературы

Учим задавать вопросы

1.  Зорина Т.П. Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №9. – 37с.

2. Серёгина Н.А. «Диалог с текстом» на уроках чтения.//Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 15-20

Логика

1. Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №10. – с.30-35.

2. Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – 39с

3. Гайсина Р.С. Загадаю загадку …//Начальная школа. – 2007, - №11. – 54с.

4. Калинина Г.П. Формирование математической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.//Начальная школа. – 2009, - №11. – 36с.

5. Карпенко А.В. Использование  метода моделирования на уроках математики в начальной школе. //Начальная школа плюс До и После. – 2005, - №11. – 53с.

6. Лященко Л.Г. Загадка – средство развития логического мышления. .//Начальная школа.– 2009, - №11. – 15с.

 7. Манина О.В. Уроки логики как средство развитияинтеллектуальных и творческих способностей младших школьников.//Начальная школа.. – 2008, - №4. – 63с.

8. Панова Н.В. Формирование естественно- научных понятий у младших школьников. .//Начальная школа. – 2006, - №7. – 77с.

9. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. .//Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №7. – 52с.

10. Ронгинская С.Б. Как научить детей грамотно рассуждать и строить описание.

11. Савкуева В.Ю. Развитие творческих задач как условие развития креативности мышления. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №7. – с. 33-35

12. Саненко Н.И. Информационные технологии и формирование умения учиться у младших школьников.  //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №6. – с.42-48.

Учим выдвигать гипотезы

1. Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – 52с.

2. Васютинская О.В. «Знайкины посиделки». //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №8. – 50с

3. Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с.

4. Маланов С.В.Гипотезы в мышлении и учебной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №1. – с.39-42

Экскурсии, эксперименты, опыты, наблюдения

1. Бакулин В.М..Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №5. – с.12-17

2. Богданец Т.П. Изучение свойств льда в экологическом аспекте.//Начальная школа. – 2008, - №1. – с.38-42

3. Иволина Н.В.Как мы воспринимаем окружающий мир. //Начальная школа. – 2009, - №9. – с.16-20.

4. Крамаренко О. птицы и нефть. //Обруч. – 2000, - № 4. – с.21-23.

5.  Кривошеина М.В. Технология обучения младших школьников проведению опытов и наблюдений на уроках трудового обучения. //Начальная школа. – 2006, - №7. – 75с.

6. Кривских О.Г. Осенняя экскурсия в природу.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – 44с

7. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. //Начальная школа. – 2007, - № 11. – с.48-53.

8. Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с.

9. Лебедева Н.А. Использование средств музея при изучении курса «Мы и окружающий мир».  //Начальная школа. – 2003, - №2. – 113с.

10. Лыгина Р.И. Эксперимент и опорные схемы при изучении темы «Вода. Превращение воды». //Начальная школа. – 2005, - №12. – с.35-37.

11. Миронов А.В.Ещё раз о наблюдениях в природе. //Начальная школа. – 2009, - №9. – с.56-61.

12. Пименова О.Г. Воздух. Свойства воздуха. //Начальная школа. – 2003, - №2. – 115с.

13. Филимонова Е.В. Как измеряют температуру? //Начальная школа. – 2005, - №12. – с.38-39.

14. Шатилина Г.З. Детское экспериментирование возраста «почемучек». //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 65-67

15. Шептуховский М.В. Изучение времён года. //Начальная школа. – 2007, - №9. – 121с.

Умение работать с информацией

1. Курносенко В.И. Обучение работе со словарями. //Управление начальной школой.- 2010, - №3. – с.68-70.

Урок-конференция

1. Алексеева Е.М.. Второклассники и конференция. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №3. – с.25-31

2. Стрельцова Г.Л. Мир леса. //Начальная школа . – 2007, - №9. – 66с

3. Шавалеева Е.В. Пятый океан необходимо охранять.//Начальная школа . – 2009, - №11. –

34с

«Мозговой штурм»

1. Уварина Н.В. Самоактуализация младших школьников в творческой деятельности.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №10. – 78с.

Микроисследование

1. Мали Л.Д. Урок- лингвистическое исследование в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №6. – с.43-44

Организация проектных и исследовательских работ. Урок-исследование

1. Арнаутова О. Где прячется звук? //Обруч . – 1997, - № 5 – с.17-20.

2. Барабанщикова Е. Объект исследования: муравей. //Обруч . – 2003, - № 4 – с.28

3. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.24

4. Влащенко В.И.Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения. //Начальная школа . – 1999, - № 12 – с.39-43

5. Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. //Начальная школа . – 2007, - № 12 – с.20-22

6. Жулыбина Т.Д. Развитие исследовательских умений младших школьников. . //Начальная школа . – 2007, - № 2 – с.81-84

7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Начальная школа . – 2005, - № 9 – с.55-58

8. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 17-18

9. Иконникова И.А. исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 23-25

10..Ильиных Л.М.. Развитие исследовательских способностей  школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 19-22

11. Кириллова О.Н.Проект «Любимые игры и игрушки». //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 10-12

12. Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе. //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №7. – с.18-19

13. Кропочева Т.Б. Проведение экологических исследований в начальной школе. //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №3. – 81-84с.

14. Курапова И.И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира. //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №6. – с.58-63

15. Лушина Е.А. Уроки-исследования. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.62-65

16. Мали Л.Д. Урок- лингвистическое исследование в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №6. – 40с.

17. Маслов П.А. самореализация младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №5. – 71с.

18. Новолодская Е.Г. Методика изучения сезонных изменений с учащимися начальной школы. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №7. – 62с.

19. Новолодская Е.Г.Исследовательский проект «Моё дерево». //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №9. – с.50-56

20. Новолодская Е.Г.Организация валеологической деятельности младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2002, - №11. – с.25-35

21. Новолодская Е.Г.Проект «Мой дом-мой друг». //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №2. – с.13-16.

22. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. //Начальная школа . – 2008, - № 5 – с.38

23. Пинчук т.И. Проект «Зимующие птицы нашего посёлка». //Начальная школа . – 2009, - № 11 – с.36-39

24. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. .//Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №7. – 24-29с.

25. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.43

26. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы. //Управление начальной школой.- 2010, -№3.- с.4-17.

27. Родионова Е.В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №5. – 63-64с.

28. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. //Начальная школа . – 2000, - № 12 – с.101-108

29. Савинова С.В. «Пища должна быть лекарством». //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №6. – 77-79с.

30. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа . – 2006, - № 2 – с.45-49

31. Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроках технологии в начальной школе. //Начальная школа плюс До и После. – 2005, - №4. – 48с.

32. Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших школьников. //Начальная школа . – 2006, - № 10 – с.32-35

33. Тимарцева Л.В.Изучение истории семьи.  //Начальная школа . – 2008, - № 2 – с.67

34. Уварина Н.В. Самоактуализация младших школьников в творческой деятельности.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №10. – 75-79с.

35. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №11. – 53с.

36. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 3-9

37. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. //Начальная школа . – 2006, - № 2 – с.34-38

38. Шнейдер С.Ф. Учимся использовать новые образовательные технологии. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №11. – 56 с.


[1] Вместо мини-исследования можно выполнить мини-проекты исследовательского характера. Возможные темы: «Игры нашего класса», «Семейные блюда из картошки», «Любимое животное дедушки Корнея», «Что может быть опасным?». Приветствуются темы по предметам в соответствии школьного учебного плана.

[2] Вместо мини-исследования можно выполнить мини-проекты исследовательского характера. Приветствуются темы по предметам в соответствии школьного учебного плана. Возможные темы указаны в Приложении 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка разработана для младших школьников.  Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном ур...

Программа кружка "Юные исследователи"

Основная задачакружка -  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских...

Программа кружка "Юный исследователь"

Представлена программа кружка "Юный исследователь"...

Программа кружка "Юный исследователь"1-4 класс

Программа внеурочной деятельности (кружка) "Юный исследователь" с1 по 4 класс....

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс разработана в свете ФГОС....