Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.
рабочая программа на тему

Басс Наталья Михайловна

Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaazbuka_dorozhnogo_dvizheniya.docx227.38 КБ

Предварительный просмотр:

         


C:\Users\Админ\Desktop\Программа\34464_0-550-700-1.jpg

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

«Азбука дорожного движения»

(по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации;
  • Правила дорожного движения;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г. от 5 мая 2014 года) "О безопасности дорожного движения";
  • Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России"
  • Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
  • Приказ «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

Разработчик

учитель начальных классов                

 Басс Наталья Михайловна

Цель  

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у школьников устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы

1.Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге.

2.Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.

.

3.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.

Срок реализации

2015 – 2019 учебные годы

Место программы в воспитательной работе школы

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди обучающихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы, реализуемую в рамках организации внеурочной деятельности младших школьников.

Основные принципы программы 

  • Личностно-ориентированные принципы
  • Деятельностно-ориентированные принципы
  • Культурно-ориентированные принципы

Ожидаемые конечные результаты

  • повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей;
  • снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей школы;
  • эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей;
  • развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  •  формирование мотивационно-поведенческой культуры детей  как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

ПРОГРАММА

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Азбука дорожного движения»

1.Пояснительная записка.

           В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма. Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нами разработана программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Новизна программы состоит в том, что с каждым годом увеличивается количество внешних взаимодействий с различными социальными  организациями (Приложение 1).         

Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить обучающихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

В частности,  по данным Госавтоинспекции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют учащиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет.

В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • переход дороги перед близко идущим транспортом;
  • переход дороги в неустановленном месте;
  • неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
  • нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
  • игра на проезжей части дороги.

Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием детей

(Январь – Сентябрь 2015 год)

Наименование показателя

№ строки

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

ДТП

± % АППГ

погибло

± % АППГ

ранено

± % АППГ

А

Б

1

2

3

4

5

6

ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет (всего)

1

174

3,6

3

-70,0

185

6,9

--из них--

 

 

 

 

 

 

 

с участием детей-пассажиров

2

67

-9,5

2

-71,4

74

0,0

--в том числе--

 

 

 

 

 

 

 

в возрасте до 12 лет

3

50

-10,7

1

-66,7

55

0,0

при нарушении водителями правил перевозки детей (без ремней безопасности или удерживающих устройств)

4

7

-22,2

1

0,0

6

-33,3

с участием детей пешеходов

5

80

17,6

1

-50,0

83

16,9

--в том числе--

 

 

 

 

 

 

 

на пешеходных переходах

6

37

8,8

1

0,0

39

5,4

с участием детей водителей механических транспортных средств

7

6

-25,0

 

 

6

-25,0

--из них--

 

 

 

 

 

 

 

мототранспорта

8

5

-37,5

 

 

5

-37,5

--из них--

 

 

 

 

 

 

 

мопедов и приравненных к ним ТС

9

5

25,0

 

 

5

25,0

с участием детей-водителей велосипедов

10

21

5,0

 

 

21

5,0

с участием детей по их неосторожности

11

47

23,7

 

 

48

29,7

--в том числе--

 

 

 

 

 

 

 

с участием детей-пешеходов

12

26

30,0

 

 

27

42,1

с участием детей-водителей механических транспортных средств

13

5

0,0

 

 

5

0,0

--из них--

 

 

 

 

 

 

 

мототранспорта

14

4

-20,0

 

 

4

-20,0

--в том числе--

 

 

 

 

 

 

 

мопедов и приравненных к ним ТС

15

4

100,0

 

 

4

100,0

с участием детей-велосипедистов

16

12

0,0

 

 

12

9,1

из-за нарушения ПДД водителями

17

134

-0,7

3

-66,7

144

2,1

ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 18 лет (всего)

18

233

5,9

4

-78,9

254

11,9

--из них--

 

 

 

 

 

 

 

из-за нарушения ПДД водителями

19

187

1,6

4

-77,8

207

7,8

Данные зафиксированы на 06.10.2015


Цель данной  программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у школьников устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

1.Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге.

2.Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.

3.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.

Программа разработана с учѐтом основных принципов:

Личностно-ориентированные принципы:

  • принцип адаптивности;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
  • принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Деятельностно-ориентированные принципы:

  • принцип обучения деятельности;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
  • принцип опоры на предшествующее развитие;
  • принцип практической направленности.

Культурно-ориентированные принципы:

  • принцип целостности образа мира;
  • принцип целостности содержания образования;
  • принцип систематичности;
  • принцип смыслового отношения к миру;
  • принцип овладения культурой.

2. Концепция программы.

Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков детей обучение их новым формам поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью работы по профилактике ДДТТ в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах, первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности, необходимо учить детей умению наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (привычку).                                  Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя, обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.

                          3.Практическая значимость программы.       

 Анализ статистических данных показывает, причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.  

Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего  школьного возраста, не умеют управлять своим поведением.  У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на путях у другой.


Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе посредством реализации программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Место программы в воспитательной работе школы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди обучающихся профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы, реализуемую в рамках организации внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы

Программа « Азбука дорожного движения» рассчитана на 4 года, предназначена для  детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Программа реализуется в 1-4 классах:

1 класс – 1 час в неделю (32 часа);

2 класс – 1 час в  неделю (33 часа);

3 класс – 1 час в две неделю (33 часа);

4 класс – 1 час в две неделю (33 часа).

5. Содержание программы.

 1 класс.

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Азбука дорожного движения.

Дорога в школу и домой

-Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

-Учить выбирать наиболее безопасный путь в  школу и домой

октябрь

Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?

-Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные -  опасные.

-Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.

ноябрь

Какие опасности подстерегают        нас на улицах и дорогах?

-Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

-Провести анализ  типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах

декабрь

Светофор

-Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».

-Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.

январь

Правила поведения на

обочине, тротуаре, пешеходной

дорожке

-Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».

-Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.

февраль

Что такое проезжая часть

дороги?

-Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги».

-Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.

март

Пешеходный переход

-Повторить знания о проезжей части  и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине.

-Сформировать представление о пешеходном переходе

апрель

Что означают дорожные знаки?

-Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге

май

Я –   пешеход (экскурсия)

-Показать уч-ся опасные места вокруг школы.

-Научить      первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них

2 класс.

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Почему дети попадают в  дорожные аварии

-Расширить представления детей о дорожной среде.

-Развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

октябрь

История появления автомобиля и Правил дорожного движения

-Развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения.

-Воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенным в ПДД обязанностям пешеходов и пассажиров.

ноябрь

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС

-Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС.

-Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении  порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров.

декабрь

Новое о светофоре

-Познакомить учащихся с историей появления светофора.

-Развивать интерес к технике.

-Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улице.

январь

Правила безопасного перехода улиц и дорог

-Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах.

- Научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

февраль

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

- Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

март

Правила перехода перекрестка

- Формировать у учащихся представление  о перекрестке.

-Развивать  осмысление, понимание и осознание опасности  перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.

- Научить безопасному поведению на перекрестке.

апрель

Мы-пассажиры

- Воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость и  уважительное отношение к пассажирам, а также культуру поведения в транспорте.

май

«Я – пешеход и пассажир»

(экскурсия)

- Закрепить полученные учащимися  знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

3 класс

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

октябрь

Новое о светофоре и дорожных знаках

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.

- Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

ноябрь

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

- Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса,

- Сформировать представление об опасных поворотах транспорта.

-Учить ориентироваться в опасных ситуациях.

- Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

декабрь

Правила перехода проезжей части дороги

- Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий  при переходе проезжей части дороги.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

январь

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

- -Формировать чувство опасности при переходе  проезжей части дороги перед близко идущим транспортом.

-Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля.

- Расширить словарный запас по дорожной лексике.

февраль

Правила перехода железной дороги.

-Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.

-Развивать целостность восприятия окружающей среды.

- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей

март

Правила езды на велосипеде

- Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

апрель

Правила поведения  в транспорте.

- Воспитывать  культуру поведения учащихся в общественном транспорте.

- Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.

май

«Я-пешеход»

(экскурсия)

- Закрепить полученные учащимися  знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

4 класс

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Мой друг – велосипед

История появления велосипеда.

Правила движения на велосипеде.

- Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

Октябрь

Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!».

От велосипеда к мопеду и мотоциклу.

- Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

Ноябрь

Современный транспорт.

Виды транспорта.

- Закрепить полученные учащимися  знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

Декабрь

Значение номерных знаков

Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».

Железная дорога.

- Закрепить полученные учащимися  знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

Январь

Что такое ДТП?

Причины возникновения ДТП

- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

Февраль

Создание буклета «Помни, пешеход!»

- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

Март

В стране дорожных знаков

История возникновения дорожных знаков

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.

- Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

Апрель

Дорожные знаки и их группы

Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков»

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.

- Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

Май

ГИБДД и ДПС

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Дорожно-патрульная служба

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

- Закрепить полученные учащимися  знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

6.Ожидаемые результаты.

Результаты реализации программы будут оказывать влияние на различные стороны жизни детей на протяжении длительного времени. Ожидаемыми результатами являются:

  •  повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей;
  • снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей школы;
  • эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей;
  • развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • формирование мотивационно-поведенческой культуры детей  как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

7.Ценностные ориентиры.

      Изучение данного курса позволяет достичь универсальных, личностных,  метапредметных  и предметных результатов.

Универсальные компетенции:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные компетенции:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные компетенции:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные компетенции:

 обобщать и углублять знаний по правилам дорожного движения;

 формировать навыки здорового образа жизни;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;

— в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

8. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов.

Знания обучающихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.

Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля  проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка (Приложение 3).

9. Ресурсное обеспечение программы.

Нормативно–правовое обеспечение:

  •  Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации;
  • Правила дорожного движения;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г. от 5 мая 2014 года) "О безопасности дорожного движения";
  • Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России"
  • Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
  • Приказ «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

Научно–методическое обеспечение: 

  • федеральные государственные образовательные стандарты;
  • методические рекомендации: формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов ОУ;
  • методические рекомендации по курсу ПДД;
  • учебники по окружающему миру;
  • методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
  • план внеурочной деятельности;
  • рабочие образовательные программы.

Техническое обеспечение:

  • учебно-наглядные пособия;
  • «городок безопасности» на территории школы;
  • ТСО (магнитофон, компьютер, интерактивная доска, DVD-плеер и т.д.).
  • объекты дорожной безопасности инфраструктуры поселка (знаки, разметка и т.п.)

Календарно-тематический план  курса  «Дорога без опасности»

1 класс

1 час в неделю, 32 часа в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

1.

Что такое безопасность?

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ  по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Основы безопасности дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения;
  • положения регулировщика,;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
  • определять виды перекрёстков;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.

Город, район, где ты живешь?

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3.

Улица полна неожиданностей.

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.

Безопасность на улице.

Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5.

Безопасный путь в школу (практические занятия).

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.

Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций.

7.

Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций.

8.

Светофор и его сигналы.

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

9.

Сигналы регулирования дорожного движения.

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши

10.

Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11.

Практическое занятие «Дружим мы со знаками»

Маршрутные листы с заданиями для групп

12.

Город в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём!

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

13.

Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14.

Правила поведения в общественном транспорте.

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

15.

Правила поведения в общественном транспорте.

16.

Игра по мультсборнику.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

17.

Где можно и где нельзя играть?

выставка плакатов, изготовленных учащимися

18

«Осторожно! Плохая погода»

Презентация «Осторожно! Гололёд!»

19

Безопасные места для детей.

Презентация «Подземный переход»

20

Знакомство с транспортом города

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

21

Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса).

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

22

Виды перекрестков.

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

23

Перекрестки микрорайона школы.

24

Практическое занятие «Я у перекрестка».

Использование доски «Азбука пешехода»

25

Движение на дорогах города.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

26

Элементы улиц и дорог

Использование доски «Азбука пешехода»

27

Урок-игра « Поле чудес»

28

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

29

Тесты на знание ПДД.

30

Причины ДТП.

Использование доски «Азбука пешехода».

31

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

32

Викторина «В гостях у Светофорчика».

Календарно-тематический план  курса  «Дорога без опасности»

2 класс

1 час в неделю, 33 часа в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

1.

Вводное. Повторение изученного в 1 классе.

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ  по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Основы безопасности дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения;
  • положения регулировщика,;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
  • определять виды перекрёстков;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.

Безопасный путь из школы домой.

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3.

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.

Правила перехода улицы.

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5.

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.

Дорожные знаки, их виды.

Презентация «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши

7.

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

8.

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

9.

История возникновения светофора.

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

10.

Виды и сигналы светофора.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11.

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

12.

Виды транспорта.

Работа с доской «Азбука пешехода»

13.

Правила поведения в общественном транспорте.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14.

Правила ожидания транспорта на остановке.

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

15.

Правила перехода дороги при высадке из транспорта.

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши

16.

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

17.

Тесты на знание ПДД.

Работа с доской «Азбука пешехода»

18.

Причины ДТП.

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

19.

Где можно и где нельзя играть.

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

20.

Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

21.

Движение по улице группами.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

22.

Разбор дорожных ситуаций.

Работа с доской «Азбука пешехода»

23.

Экскурсия по зимнему городу.

Просмотр видеоролика.

24.

Проектная работа по теме: «Зимняя дорога»

Рабочие тетради, цветные карандаши

25.

Игра по ПДД «Подскажи словечко»

26.

Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям  и пешеходам.

27.

Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.

Работа с доской «Азбука пешехода»

28.

Экскурсия на улицы города.

Просмотр видеоролика.

29.

Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».

Рабочие тетради, цветные карандаши

30.

Праздник «Зелёный огонёк»

Работа с доской «Азбука пешехода»

31.

А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?

Презентация «Движение по улицам города»

32.

А знаешь ли ты, что такое Автозавод?

Просмотр видеоролика

33.

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Рабочие тетради, цветные карандаши

Календарно-тематический план  курса  «Дорога без опасности»

3 класс

1 час в неделю, 33 часа в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

1.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ  по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Основы безопасности дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения;
  • положения регулировщика,;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
  • определять виды перекрёстков;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.

История возникновения Правил дорожного движения

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3.

Элементы  улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.

Сигналы, регулирующие дорожное движение

Практическая работа на тренинговой площадке:

Как правильно перейти улицу без светофора

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5.

Дорожные знаки и их группы

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.

Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

7.

Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

8.

Обязанности пассажиров 

Проверочная работа по теме:

Обязанности пассажиров 

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

9.

Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши

10.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11.

Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение  транспортных средств и пешеходов 

Маршрутные листы с заданиями для групп

12.

Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение 

Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

13.

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14.

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

15.

Что делать при ЧС на дорогах

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши

16.

Велосипед и дорожное движение.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

17.

Игра: «Регулировщик движения»

Работа с доской «Азбука пешехода»

18.

Транспорт – каким ты был раньше?

Презентация «История транспорта»

19.

Каким был первый транспорт?

20.

Что такое «огненная тележка»?

21.

Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

22.

Итоговое занятие. «Азбука дорог».

Рабочие тетради, цветные карандаши

23.

Тормозной путь транспортных средств.

24.

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

Работа с доской «Азбука пешехода»

25.

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

26.

Тесты на знание ПДД.

Рабочие тетради, цветные карандаши.

27.

Причины ДТП.

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

28.

Когда ты становишься водителем.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

29.

Железнодорожный переезд.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

30.

Государственная автомобильная инспекция.

Встреча с инспектором дорожного движения.

31.

Экскурсия на предприятие.

32.

Повторение изученного в 3 классе.

Рабочие тетради, цветные карандаши

33.

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов.

Календарно-тематический план  курса  «Дорога без опасности»

4 класс

1 час в неделю, 33 часа в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

(к разделу)

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

(к разделу)

1.

Безопасность пешеходов

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ  по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Основы безопасности дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения;
  • положения регулировщика,;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
  • определять виды перекрёстков;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.

Детский дорожно - транспортный травматизм

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3.

Остановочный путь.

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.

Скорость движения.

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5.

Нерегулируемые перекрестки

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.

Поездка в общественном транспорте

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

7.

Перевозка детей в транспорте

8.

Игра « Поездка по Саратову»

9.

Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».

Рабочие тетради, цветные карандаши

10.

Дорожная разметка и ее предназначение.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11.

Труд водителя. За рулем – хороший человек.

Маршрутные листы с заданиями для групп

12.

Оборудование автомобилей спец.приборами.

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

13.

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Презентация «Будь внимателен!»;рабочие тетради, цветные карандаши

14.

Безопасность на дорогах ради безопасности жизни.

15.

Урок-экскурсия по улицам города

16.

Пусть утро будет ясным.

17.

Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».

Работа с доской «Азбука пешехода»

18.

Современный транспорт.

Презентация «История транспорта»

19.

Современный транспорт.

20.

Виды транспорта.

21.

Значение номерных знаков

22.

Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».

Рабочие тетради, цветные карандаши

23.

Железная дорога.

24.

Что такое ДТП?

Работа с доской «Азбука пешехода»

25.

Причины возникновения ДТП

26.

Создание буклета «Помни, пешеход!»

Рабочие тетради, цветные карандаши.

27.

В стране дорожных знаков

28.

История возникновения дорожных знаков

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

29.

Дорожные знаки и их группы

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

30.

Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков»

Встреча с инспектором дорожного движения.

31.

ГИБДД и ДПС

32.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Рабочие тетради, цветные карандаши

33.

Дорожно-патрульная служба

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов.

                             Лист корректировки рабочей программы

Дата занятия по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема занятия)

Обоснование проведения корректировки

Подпись заместителя директора по ВР

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
  2. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
  3. Дмитрук В. П. «Правила дорожного движения для школьников»- «Феникс», 2008 год.
  4. Гордиенко С.А. «Правила дорожного движения для детей » -   «Феникс», 2013 год.
  5. Горский В.А., Смирнов Д.В., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
  6. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
  7. Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями», «Учитель», 2008 год
  8. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы, 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2007.
  9. Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов по ПДД) -Москва, 2008 год.

          Интернет – ресурсы:

  1. http://pravdd.ru –  Правила дорожного движения.
  2. http://pdd24.ru – Дорога безопасности.
  3. http://www.propaganda-bdd.ru – Центр пропаганды безопасности дорожного движения.
  4. http://www.gibdd.ru/r/86/stat/ - Госавтоинспекция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  5. Интернет. Сайт  - http://ermakova76.ucoz.ru


                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

программа по внеурочной деятельности Баскетбол в начальной школе

программа по внеурочной деятельности Баскетбол в начальной школе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»

Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под ре...