Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmaazbuka_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 227.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Азбука дорожного движения»
1.Пояснительная записка.
В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма. Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нами разработана программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Новизна программы состоит в том, что с каждым годом увеличивается количество внешних взаимодействий с различными социальными организациями (Приложение 1).
Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить обучающихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
В частности, по данным Госавтоинспекции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют учащиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет.
В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- переход дороги в неустановленном месте;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
- нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
- игра на проезжей части дороги.
Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием детей (Январь – Сентябрь 2015 год) | |||||||
Наименование показателя | № строки | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | |||||
ДТП | ± % АППГ | погибло | ± % АППГ | ранено | ± % АППГ | ||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет (всего) | 1 | 174 | 3,6 | 3 | -70,0 | 185 | 6,9 |
--из них-- |
|
|
|
|
|
|
|
с участием детей-пассажиров | 2 | 67 | -9,5 | 2 | -71,4 | 74 | 0,0 |
--в том числе-- |
|
|
|
|
|
|
|
в возрасте до 12 лет | 3 | 50 | -10,7 | 1 | -66,7 | 55 | 0,0 |
при нарушении водителями правил перевозки детей (без ремней безопасности или удерживающих устройств) | 4 | 7 | -22,2 | 1 | 0,0 | 6 | -33,3 |
с участием детей пешеходов | 5 | 80 | 17,6 | 1 | -50,0 | 83 | 16,9 |
--в том числе-- |
|
|
|
|
|
|
|
на пешеходных переходах | 6 | 37 | 8,8 | 1 | 0,0 | 39 | 5,4 |
с участием детей водителей механических транспортных средств | 7 | 6 | -25,0 |
|
| 6 | -25,0 |
--из них-- |
|
|
|
|
|
|
|
мототранспорта | 8 | 5 | -37,5 |
|
| 5 | -37,5 |
--из них-- |
|
|
|
|
|
|
|
мопедов и приравненных к ним ТС | 9 | 5 | 25,0 |
|
| 5 | 25,0 |
с участием детей-водителей велосипедов | 10 | 21 | 5,0 |
|
| 21 | 5,0 |
с участием детей по их неосторожности | 11 | 47 | 23,7 |
|
| 48 | 29,7 |
--в том числе-- |
|
|
|
|
|
|
|
с участием детей-пешеходов | 12 | 26 | 30,0 |
|
| 27 | 42,1 |
с участием детей-водителей механических транспортных средств | 13 | 5 | 0,0 |
|
| 5 | 0,0 |
--из них-- |
|
|
|
|
|
|
|
мототранспорта | 14 | 4 | -20,0 |
|
| 4 | -20,0 |
--в том числе-- |
|
|
|
|
|
|
|
мопедов и приравненных к ним ТС | 15 | 4 | 100,0 |
|
| 4 | 100,0 |
с участием детей-велосипедистов | 16 | 12 | 0,0 |
|
| 12 | 9,1 |
из-за нарушения ПДД водителями | 17 | 134 | -0,7 | 3 | -66,7 | 144 | 2,1 |
ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 18 лет (всего) | 18 | 233 | 5,9 | 4 | -78,9 | 254 | 11,9 |
--из них-- |
|
|
|
|
|
|
|
из-за нарушения ПДД водителями | 19 | 187 | 1,6 | 4 | -77,8 | 207 | 7,8 |
Данные зафиксированы на 06.10.2015 |
Цель данной программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у школьников устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
1.Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге.
2.Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.
3.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.
Программа разработана с учѐтом основных принципов:
Личностно-ориентированные принципы:
- принцип адаптивности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.
Деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
- принцип опоры на предшествующее развитие;
- принцип практической направленности.
Культурно-ориентированные принципы:
- принцип целостности образа мира;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип систематичности;
- принцип смыслового отношения к миру;
- принцип овладения культурой.
2. Концепция программы.
Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков детей обучение их новым формам поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью работы по профилактике ДДТТ в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах, первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности, необходимо учить детей умению наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (привычку). Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя, обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.
3.Практическая значимость программы.
Анализ статистических данных показывает, причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на путях у другой.
Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе посредством реализации программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Место программы в воспитательной работе школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди обучающихся профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы, реализуемую в рамках организации внеурочной деятельности.
Сроки реализации программы
Программа « Азбука дорожного движения» рассчитана на 4 года, предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Программа реализуется в 1-4 классах:
1 класс – 1 час в неделю (32 часа);
2 класс – 1 час в неделю (33 часа);
3 класс – 1 час в две неделю (33 часа);
4 класс – 1 час в две неделю (33 часа).
5. Содержание программы.
1 класс.
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Азбука дорожного движения. Дорога в школу и домой | -Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды -Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой |
октябрь | Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт? | -Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные - опасные. -Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте. |
ноябрь | Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах? | -Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды -Провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах |
декабрь | Светофор | -Дать первоклассникам новое понятие «Светофор». -Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов. |
январь | Правила поведения на обочине, тротуаре, пешеходной дорожке | -Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». -Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице. |
февраль | Что такое проезжая часть дороги? | -Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги». -Повторить правила поведения на тротуаре и обочине. |
март | Пешеходный переход | -Повторить знания о проезжей части и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине. -Сформировать представление о пешеходном переходе |
апрель | Что означают дорожные знаки? | -Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге |
май | Я – пешеход (экскурсия) | -Показать уч-ся опасные места вокруг школы. -Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них |
2 класс.
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Почему дети попадают в дорожные аварии | -Расширить представления детей о дорожной среде. -Развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. |
октябрь | История появления автомобиля и Правил дорожного движения | -Развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения. -Воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенным в ПДД обязанностям пешеходов и пассажиров. |
ноябрь | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС | -Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС. -Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров. |
декабрь | Новое о светофоре | -Познакомить учащихся с историей появления светофора. -Развивать интерес к технике. -Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улице. |
январь | Правила безопасного перехода улиц и дорог | -Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах. - Научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
февраль | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. | - Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
март | Правила перехода перекрестка | - Формировать у учащихся представление о перекрестке. -Развивать осмысление, понимание и осознание опасности перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. - Научить безопасному поведению на перекрестке. |
апрель | Мы-пассажиры | - Воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость и уважительное отношение к пассажирам, а также культуру поведения в транспорте. |
май | «Я – пешеход и пассажир» (экскурсия) | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
3 класс
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | - Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
октябрь | Новое о светофоре и дорожных знаках | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
ноябрь | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. | - Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса, - Сформировать представление об опасных поворотах транспорта. -Учить ориентироваться в опасных ситуациях. - Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
декабрь | Правила перехода проезжей части дороги | - Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
январь | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | - -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. -Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля. - Расширить словарный запас по дорожной лексике. |
февраль | Правила перехода железной дороги. | -Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге. -Развивать целостность восприятия окружающей среды. - Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей |
март | Правила езды на велосипеде | - Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
апрель | Правила поведения в транспорте. | - Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте. - Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках. |
май | «Я-пешеход» (экскурсия) | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
4 класс
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Мой друг – велосипед История появления велосипеда. Правила движения на велосипеде. | - Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
Октябрь | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!». От велосипеда к мопеду и мотоциклу. | - Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
Ноябрь | Современный транспорт. Виды транспорта. | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
Декабрь | Значение номерных знаков Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир». Железная дорога. | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
Январь | Что такое ДТП? Причины возникновения ДТП | - Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
Февраль | Создание буклета «Помни, пешеход!» | - Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
Март | В стране дорожных знаков История возникновения дорожных знаков | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
Апрель | Дорожные знаки и их группы Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков» | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
Май | ГИБДД и ДПС Государственная инспекция безопасности дорожного движения Дорожно-патрульная служба Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
6.Ожидаемые результаты.
Результаты реализации программы будут оказывать влияние на различные стороны жизни детей на протяжении длительного времени. Ожидаемыми результатами являются:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей;
- снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей школы;
- эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей;
- развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры детей как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
7.Ценностные ориентиры.
Изучение данного курса позволяет достичь универсальных, личностных, метапредметных и предметных результатов.
Универсальные компетенции:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные компетенции:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные компетенции:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные компетенции:
— обобщать и углублять знаний по правилам дорожного движения;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;
— в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
8. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов.
Знания обучающихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка (Приложение 3).
9. Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно–правовое обеспечение:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации;
- Правила дорожного движения;
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г. от 5 мая 2014 года) "О безопасности дорожного движения";
- Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России"
- Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
- Приказ «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Научно–методическое обеспечение:
- федеральные государственные образовательные стандарты;
- методические рекомендации: формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов ОУ;
- методические рекомендации по курсу ПДД;
- учебники по окружающему миру;
- методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
- план внеурочной деятельности;
- рабочие образовательные программы.
Техническое обеспечение:
- учебно-наглядные пособия;
- «городок безопасности» на территории школы;
- ТСО (магнитофон, компьютер, интерактивная доска, DVD-плеер и т.д.).
- объекты дорожной безопасности инфраструктуры поселка (знаки, разметка и т.п.)
Календарно-тематический план курса «Дорога без опасности»
1 класс
1 час в неделю, 32 часа в год
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1. | Что такое безопасность? | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
| |
2. | Город, район, где ты живешь? | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
3. | Улица полна неожиданностей. | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши | |||
4. | Безопасность на улице. | Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
5. | Безопасный путь в школу (практические занятия). | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
6. | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. | ||||
7. | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. | ||||
8. | Светофор и его сигналы. | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
9. | Сигналы регулирования дорожного движения. | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
10. | Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
11. | Практическое занятие «Дружим мы со знаками» | Маршрутные листы с заданиями для групп | |||
12. | Город в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём! | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
13. | Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
14. | Правила поведения в общественном транспорте. | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
15. | Правила поведения в общественном транспорте. | ||||
16. | Игра по мультсборнику. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
17. | Где можно и где нельзя играть? | выставка плакатов, изготовленных учащимися | |||
18 | «Осторожно! Плохая погода» | Презентация «Осторожно! Гололёд!» | |||
19 | Безопасные места для детей. | Презентация «Подземный переход» | |||
20 | Знакомство с транспортом города | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
21 | Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса). | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
22 | Виды перекрестков. | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
23 | Перекрестки микрорайона школы. | ||||
24 | Практическое занятие «Я у перекрестка». | Использование доски «Азбука пешехода» | |||
25 | Движение на дорогах города. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
26 | Элементы улиц и дорог | Использование доски «Азбука пешехода» | |||
27 | Урок-игра « Поле чудес» | ||||
28 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | ||||
29 | Тесты на знание ПДД. | ||||
30 | Причины ДТП. | Использование доски «Азбука пешехода». | |||
31 | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | ||||
32 | Викторина «В гостях у Светофорчика». |
Календарно-тематический план курса «Дорога без опасности»
2 класс
1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1. | Вводное. Повторение изученного в 1 классе. | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
| |
2. | Безопасный путь из школы домой. | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
3. | Улицы с односторонним и двусторонним движением. | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши | |||
4. | Правила перехода улицы. | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
5. | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
6. | Дорожные знаки, их виды. | Презентация «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
7. | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | ||||
8. | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | ||||
9. | История возникновения светофора. | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
10. | Виды и сигналы светофора. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
11. | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | ||||
12. | Виды транспорта. | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
13. | Правила поведения в общественном транспорте. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
14. | Правила ожидания транспорта на остановке. | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
15. | Правила перехода дороги при высадке из транспорта. | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
16. | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | ||||
17. | Тесты на знание ПДД. | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
18. | Причины ДТП. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | |||
19. | Где можно и где нельзя играть. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | |||
20. | Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
21. | Движение по улице группами. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
22. | Разбор дорожных ситуаций. | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
23. | Экскурсия по зимнему городу. | Просмотр видеоролика. | |||
24. | Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
25. | Игра по ПДД «Подскажи словечко» | ||||
26. | Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам. | ||||
27. | Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
28. | Экскурсия на улицы города. | Просмотр видеоролика. | |||
29. | Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
30. | Праздник «Зелёный огонёк» | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
31. | А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение? | Презентация «Движение по улицам города» | |||
32. | А знаешь ли ты, что такое Автозавод? | Просмотр видеоролика | |||
33. | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. | Рабочие тетради, цветные карандаши |
Календарно-тематический план курса «Дорога без опасности»
3 класс
1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1. | Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом» | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
| |
2. | История возникновения Правил дорожного движения | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
3. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши | |||
4. | Сигналы, регулирующие дорожное движение Практическая работа на тренинговой площадке: Как правильно перейти улицу без светофора | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
5. | Дорожные знаки и их группы | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
6. | Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
7. | Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
8. | Обязанности пассажиров Проверочная работа по теме: Обязанности пассажиров | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
9. | Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
10. | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
11. | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов | Маршрутные листы с заданиями для групп | |||
12. | Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
13. | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
14. | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
15. | Что делать при ЧС на дорогах | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
16. | Велосипед и дорожное движение. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
17. | Игра: «Регулировщик движения» | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
18. | Транспорт – каким ты был раньше? | Презентация «История транспорта» | |||
19. | Каким был первый транспорт? | ||||
20. | Что такое «огненная тележка»? | ||||
21. | Конкурс поделок «Транспорт прошлого». | ||||
22. | Итоговое занятие. «Азбука дорог». | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
23. | Тормозной путь транспортных средств. | ||||
24. | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
25. | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | ||||
26. | Тесты на знание ПДД. | Рабочие тетради, цветные карандаши. | |||
27. | Причины ДТП. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | |||
28. | Когда ты становишься водителем. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
29. | Железнодорожный переезд. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
30. | Государственная автомобильная инспекция. | Встреча с инспектором дорожного движения. | |||
31. | Экскурсия на предприятие. | ||||
32. | Повторение изученного в 3 классе. | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
33. | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов. |
Календарно-тематический план курса «Дорога без опасности»
4 класс
1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля (к разделу) | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) (к разделу) |
1. | Безопасность пешеходов | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные должны знать
должны уметь
| |
2. | Детский дорожно - транспортный травматизм | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
3. | Остановочный путь. | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши | |||
4. | Скорость движения. | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
5. | Нерегулируемые перекрестки | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
6. | Поездка в общественном транспорте | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
7. | Перевозка детей в транспорте | ||||
8. | Игра « Поездка по Саратову» | ||||
9. | Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице». | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
10. | Дорожная разметка и ее предназначение. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
11. | Труд водителя. За рулем – хороший человек. | Маршрутные листы с заданиями для групп | |||
12. | Оборудование автомобилей спец.приборами. | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
13. | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Презентация «Будь внимателен!»;рабочие тетради, цветные карандаши | |||
14. | Безопасность на дорогах ради безопасности жизни. | ||||
15. | Урок-экскурсия по улицам города | ||||
16. | Пусть утро будет ясным. | ||||
17. | Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее». | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
18. | Современный транспорт. | Презентация «История транспорта» | |||
19. | Современный транспорт. | ||||
20. | Виды транспорта. | ||||
21. | Значение номерных знаков | ||||
22. | Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир». | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
23. | Железная дорога. | ||||
24. | Что такое ДТП? | Работа с доской «Азбука пешехода» | |||
25. | Причины возникновения ДТП | ||||
26. | Создание буклета «Помни, пешеход!» | Рабочие тетради, цветные карандаши. | |||
27. | В стране дорожных знаков | ||||
28. | История возникновения дорожных знаков | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
29. | Дорожные знаки и их группы | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | |||
30. | Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков» | Встреча с инспектором дорожного движения. | |||
31. | ГИБДД и ДПС | ||||
32. | Государственная инспекция безопасности дорожного движения | Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
33. | Дорожно-патрульная служба | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов. |
Лист корректировки рабочей программы
Дата занятия по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема занятия) | Обоснование проведения корректировки | Подпись заместителя директора по ВР |
Используемая литература:
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
- Дмитрук В. П. «Правила дорожного движения для школьников»- «Феникс», 2008 год.
- Гордиенко С.А. «Правила дорожного движения для детей » - «Феникс», 2013 год.
- Горский В.А., Смирнов Д.В., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
- Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями», «Учитель», 2008 год
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы, 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2007.
- Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов по ПДД) -Москва, 2008 год.
Интернет – ресурсы:
- http://pravdd.ru – Правила дорожного движения.
- http://pdd24.ru – Дорога безопасности.
- http://www.propaganda-bdd.ru – Центр пропаганды безопасности дорожного движения.
- http://www.gibdd.ru/r/86/stat/ - Госавтоинспекция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Интернет. Сайт - http://ermakova76.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
программа по внеурочной деятельности Баскетбол в начальной школе
программа по внеурочной деятельности Баскетбол в начальной школе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»
Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под ре...