Востребованные технологии инклюзивного образования
статья на тему

Данная работа может являться  методической помощью для учителя в организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. Целью является формирование компетенций, обеспечивающих решение задач сопровождения ребенка, педагога, семьи в условиях инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Востребованные технологии инклюзивного образования

Аннотация: данная работа может являться  методической помощью для учителя в организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. Целью является формирование компетенций, обеспечивающих решение задач сопровождения ребенка, педагога, семьи в условиях инклюзивного образования.

Содержание:

1. Введение

2. Понятие и сущность инклюзивного образования

3. Востребованные и эффективные технологии инклюзивного образования

4.  Рекомендации учителю

5. Заключение

6. Список использованной литературы

1. Введение

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с особыми возможностями здоровья.

Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.

В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с особыми возможностями здоровья в увеличении количества лет пребывания детей в образовательном учреждении. При создании системной работы необходимы разработка и использование особых методов воспитания и обучения детей с особенностями.

2. Понятие и сущность инклюзивного образования

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.

Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с 9 ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое).

Таким образом, инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

 Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.

3. Востребованные и эффективные технологии инклюзивного образования

Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

  1. Интерактивные технологии, которые позволяют:
  • наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;
  • незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
  • создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

2. Дистанционные технологии.

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

В то же время необходима реализация системы поддержки всех участников образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью многофункционального интерактивного сенсорного комплекса. С его помощью можно решать такие проблемы, как психофизиологическое развитие, коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, проведение различных комплексов, направленных на реализацию коррекционных и развивающих мероприятий.

4. Рекомендации учителю

В процессе обучения учителю следует:

 - использовать четкие указания;

 - поэтапно разъяснять задания;

 - учить последовательно выполнять задания;

 - повторять инструкции к выполнению задания;

 - демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

 - использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

Способы оценки достижений и знаний обучающихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

 - ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

 - оценка работы на уроке обучающегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.

 - акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

 - проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил;

- ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

 - предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

 - разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения; разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

5. Заключение

Таким образом, можно заключить, что вышеуказанные технологии и рекомендации способствуют воспитанию, формируют начальные навыки культуры труда и помогают дальнейшему обучению в системе образования. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это становится возможным при условии совместного и заинтересованного участия руководителей учреждений, представителей органов управления, а также родителей.

6. Список использованной литературы

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Специальная литература. – СПб.:

Издательство «Лань», 2003. – 656 с.

2. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и

инклюзивного образования. [Текст]: главы из книги. / Перевод с англ. И.С.

Аникеев, Н.В. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.

3. Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С.77-87.

4. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология

[Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е

изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.

5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/ Отв. ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. – 324с.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51-59.

7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личнос...

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...

"Эссе "Использование современных педагогических технологий" - по итогам дистанционного курса по инклюзивному образованию

Эссе по итогам заочного обучения на курсах повышения квалификации в период с 11.02. - 16.02.19г "Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий&quo...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. В ка...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

данный материал поможет в работе дефектологам, психологам, учителям и педагогам дополнительного образования, которые работают с детьми с ОВЗ...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...

Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях ФГОС

С каждым годом неуклонно увеличивается число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. В настоящее время одной из основных проблем ...