Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы
статья (1 класс) на тему

Голованова Виктория Юрьевна

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы на примере 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. Ю. Голованова

Магистрант группы МОС-11

Технологического факультета

ГОУ ВО МО «ГСГУ»

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Система спортивно-оздоровительной работы, объединяющая урочные, внеурочные и внешкольные формы создает максимально благоприятные условия для раскрытия, развития и укрепления физических способностей учащихся. Ведётся совместная работа учителей начальной школы, физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья обучающихся.

Ведущее место в системе спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы занимает урок. Основное содержание уроков определяется программой. Так, рабочая программа доктора педагогических наук В. И. Ляха «Физическая культура» своей целью ставит «формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха» [ 2., с.4-5].

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, способствуют спортивно-оздоровительные занятия во внеурочной деятельности. Так, «Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В. А. предназначены для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту [3., с.7].

В раздел включены примерные программы:

  • программа «Плавание», с целью закрепления у детей интереса к водным видам спорта;
  • программа «Лыжи», с целью удовлетворения желания освоить технику быстрого хода на лыжах;
  • программа «Шахматная школа», для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры;
  • программа «Спортивный туризм», для детей, которые стремятся освоить мастерство в спортивном туризме (туристское многоборье).

Педагоги, проводящие занятия с детьми, выбирают конкретные программы исходя из особенностей физического развития и уровня практической подготовки детей, пришедших на занятия.

В воспитательном плане работы каждой школы также уделяется внимание спортивно-оздоровительным мероприятиям с обучающимися начальной школы:

  • спортивные эстафеты, соревнования и турниры;
  • оформление и конкурсы стенгазет на тему здорового образа жизни;
  • общешкольные зарядки;
  •  выступления лекторских групп;
  • просмотр и обсуждение видеофильмов о в;
  • встречи с представителями наркологической службы, врачами,
  • участие обучающихся в районных спортивных мероприятиях;
  • сдача норм ГТО.

Так, сдача норм ГТО заключается в использовании спорта и физкультуры для укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и всестороннего развития, улучшения качества жизни населения России. По мнению инициаторов, комплекс обеспечит преемственность при осуществлении физического воспитания граждан.

Задачи, на решении которых направлена программа:

  • увеличение количества людей, регулярно занимающихся спортом;
  • увеличение продолжительности жизни вследствие повышения уровня физической подготовки населения;
  • формирование у граждан осознанной потребности в занятиях спортом и, в целом, здоровом образе жизни;
  • повышение информированности населения о способах, средствах, формах организации самостоятельных занятий;
  • усовершенствование системы физического воспитания и развитие детского, детско-юношеского и студенческого спорта в образовательных организациях.

Известно, что результаты занятий спортивно-оздоровительного работы зависят не только от физических особенностей детей, но и от их стремления освоить приёмы спортивного мастерства, от природных задатков и способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности. Привлечение к спортивно-оздоровительной работе кружков и секций, молодых родителей, спортсменов из местных спортивных клубов, может в значительной мере обогатить содержание этого направления внеурочной деятельности детей. Так, во внешкольной форме спортивно-оздоровительной работы на базе обучающихся 1 «Б» класса (МОУ «СОШ №20» г. Воскресенск), был создан проект «Жить здраво – здорово!» Цель проекта: воспитание физически развитой личности, посредствам личного примера родителей обучающихся.

Задачи проекта:

  • организация совместных занятий с родителями и обучающимися физической культурой;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • углубление знаний о здоровом образе жизни.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, улучшать эмоциональный настрой и повышать работоспособность обучающихся начальной школы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и физически развитыми.

Список использованной литературы:

  1. Каковы цели и задачи комплекса ГТО?  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtonorm.ru/kakovy-celi-i-zadachi-kompleksa-gto 
  2. Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 64 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с.