Психологические особенности воспитания ребенка с ограниченны¬ми возможностями здоровья в семье
статья на тему

Гладкова Наталья Ивановна

   Появление в семье ребенка с особенностями развития  по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий для родителей на пути следования советам специалистов, при выборе и реализации стиля воспитания, при нахождении подходов к особенному ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Учитель начальных классов

                                                                         МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И VIII вида

                                                                   г. Усть-Катава

                                                                    Гладкова Н.И.

Психологические особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

·Развитие ребёнка происходит в тесной зависимости от условий его воспитания, от социальной среды, которая влияет на формирование у него различных  психических образований. В ещё большей степени зависит от окружающих его людей и, конечно, прежде всего, от родителей, которые должны заботиться о нём.  

  Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. 

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все ее члены: мать и отец, старшее поколение в лице бабушек и дедушек, братья и сестры и др. От их действий и отношения к ребенку во многом зависит успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка.

   Появление в семье ребенка с особенностями развития  по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий для родителей на пути следования советам специалистов, при выборе и реализации стиля воспитания, при нахождении подходов к особенному ребенку.

   Ученые отмечают как положительное, так и негативное влияние семьи на социализацию детей с различными отклонениями в развитии.  По моим наблюдениям большинство семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, являются неблагополучными, неполными. В данных семьях отклонение в развитии ребенка выявляется часто при поступлении в школу. Дети в семьях «группы риска» предоставлены сами себе и лишены заботы и внимания взрослых. К этой категории относятся социально и педагогически запущенные дети.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми,  недоступности ряда культурных ценностей. Эта проблема является следствием  субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка.       Результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

   Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. На основе изучения занимаемых позиций родителей, моделей их поведения и специфики нарушения у ребенка необходима целенаправленная психолого-педагогическая и медико-социальная работа с семьей с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.

   Чтобы этого избежать,  необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.   Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.

   Говоря о семье как о факторе психологического здоровья обязательно необходимо напомнить об  условиях нормального психосоциального развития ребенка (спокойная и доброжелательная обстановка, постоянное присутствие родителей, внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, беседы, игры, наблюдение и т.д.) [6].

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок с особыми возможностями здоровья в семье

Статья по теме "Ребёнок с особыми возможностями в семье"...

Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале содержится информация о стилях воспитания, ошибках, которые допускают родители в процессе воспитания детей с ОВЗ....

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка  в неполной семье.  Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из непол...

Трудности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются основные трудности и способы их преодоления в воспитании детей с овз...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...