Внеурочная деятельность: Социальное направление «Юный гражданин»1-4 классы
рабочая программа на тему
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное направление
«Юный гражданин»
1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Я гражданин» является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Я гражданин» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
2. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа “Юный гражданин” используется в 1 классе. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы, тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Моя мама – самая лучшая», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы, экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Юный гражданин» в 1 классе составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс — 33 часа в год,
1 класс «Маленькие Россияне»;
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьной территории.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. Итоговый тест.
Формы организации и видов деятельности
- викторины;
- конкурсы;
- ролевые игры;
- результативность участия в конкурсных программах;
- интеллектуально-познавательные игры;
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- заочные путешествия;
- акции благотворительности, милосердия;
- презентации;
- сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);
- поездки, походы по историческим и памятным местам.
3. Тематическое планирование
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Теория | Практика | Тесты |
1. | «Я и я» | 4 | 1 | 3 | |
2. | « Я и семья» | 6 | 2 | 4 | |
3. | « Я и культура» | 5 | 2 | 3 | |
4. | « Я и школа» | 8 | 3 | 5 | |
5. | « Я и моё Отечество» | 6 | 2 | 4 | |
6. | « Я и планета» | 4 | 2 | 2 | Итоговый тест |
Итого: | 33 | 12 | 21 |
Тематический план
Номер | Тема занятия | Всего |
1 | Праздник первого звонка. | 1 |
2 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 1 |
3 | Моя семья – моя радость. | 1 |
4 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | 1 |
5 | Экскурсия по школьному саду. | 1 |
6 | Я, ты, мы. Игра. | 1 |
7 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 1 |
8 | Мисс Осени. | 1 |
9 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 1 |
10 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 |
11 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 |
12 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 1 |
13 | История моего города. Экскурсия в музей | 1 |
14 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 |
15 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 |
16 | Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. | 1 |
17 | Фотографии из семейного альбома. Презентация. | 1 |
18 | Школа вежливости. Беседа. | 1 |
19 | Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 |
20 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 |
21 | Они защищают Родину. Конкурс стихов. | 1 |
22 | Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 |
23 | Встречаем Масленицу. | 1 |
24 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | 1 |
25 | Слушаем сказки моей бабушки. | 1 |
26 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | 1 |
27 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 |
28 | В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | 1 |
29 | Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. | 1 |
30 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 |
31 | Десант чистоты и порядка. | 1 |
32 | Самый красивый школьный двор. Акция. | 1 |
33 | С чего начинается Родина? КВН | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-241955-1365879187.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/19/picture-100737.jpg)
Внеурочная деятельность. Факультатив "Я - гражданин России". Тема: "Семь чудес света"
Представленный методический материал будет интересен всем любителям разгадки тайн Чудес света. Также отобранный материал окажется несомненно полезен для всех категорий педагогов, которым приходи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446505-1399868331.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин"
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Я -гражданин"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263480-1370588977.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» в 3 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный математик " для 3 класса составлена по ФГОС. В результате изучения курса "Юный математик" у учащихся будут сформированы УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-625856-1573915998.jpg)
Внеурочная деятельность "ПДД. Юные инспекторы движения" 1 класс
Рабочая учебная программа кружка 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/21/picture-185353-1642785031.jpg)
Развитие ИКТ-компетентности учащихся начальных классов через использование модели «1 ученик 1 компьютер» на примере занятия по внеурочной деятельности клуба «Я-гражданин России»
Тема: «Создание листовок. Акция «Не забудь поздравить ветерана!»Класс: 3- 4Цель: организация продуктивной деятельности учащихся по изготовлению электронных листовок к празднику 9 мая...