Внеурочная деятельность. Факультатив "Я - гражданин России". Тема: "Семь чудес света"
план-конспект занятия (окружающий мир, 3 класс) по теме

Герасимова Ольга Анатольевна

 

Представленный методический материал будет интересен всем любителям разгадки тайн Чудес света. Также отобранный материал окажется несомненно полезен для всех категорий педагогов, которым приходится организовывать досуг детей, расширяя их кругозор и проводя работу в рамках ФГОС. Область применения методического  материала довольно обширна и может использоваться в той или иной мере на разных этапах уроков дисциплин исторического, естественнонаучного цикла, на тематических классных часах, на внеурочных занятиях для детей начальной школы (3-4 классы). Методика насыщена разными видами деятельности учащихся. Возраст детей, на которых расчитано это занятие - 8-9 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_chudes_sveta.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области

        

Методическая разработка внеурочного занятия

«Чудеса света»

3 класс

Автор:

Герасимова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

 Валуйки, 2014 год

Методическая разработка внеурочного занятия «Я – гражданин России»

Чудеса света

        Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса и приобретение новых знаний о Чудесах света.

Задачи: познакомить с литературой о Чудесах света; расширить кругозор учащихся.

Методы и приемы проведения учебного занятия: словесно-наглядный (беседа), объяснительный, демонстративный, практический.

Возраст детей, на которых рассчитано занятие: 9-10 лет.

Условия для проведения: внеклассное мероприятие проводится в учебном кабинете.

Оборудование: презентация на тему «Семь чудес света», музыкальное сопровождение, дополнительный материал о чудесах света, магниты, клей, фотографии памятников архитектуры, ватман, трафареты букв, компьютер и медиапроектор.

Методические советы на подготовительный период: необходимо организовать 7 микрогрупп

План внеклассного занятия.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Основной этап:

а) беседа о Чудесах света, разминка, просмотр презентации «Чудеса света»;

б) работа в группах над проектом.

в)  физкультминутка;

г) защита проектов;

ΙΙΙ. Итог занятия.

ΙV. Рефлексия.

Состав мероприятия.

Ι. Организационный момент.

Учитель: - На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на нашем занятии будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно

- Разбейтесь на 7 групп и займите свои места за столами.

ΙΙ. Основной этап.

а) беседа:

Учитель: Все мы – граждане одной страны и в то же время – одного мира. Нам нужно научиться понимать друг друга. Помогают в этом, прежде всего, выдающиеся произведения человеческого разума и рук. Каждый народ создал что-то, чем мы вместе с ним можем гордиться.

Более двух тысяч лет назад появились списки поразительных сооружений, о которых шла молва по всему миру. Кому удалось видеть эти сооружения, говорили о них так: «Их краса подобна солнцу и ослепляет своим светом настолько, что не позволяет обращать внимание на другие предметы».

Относились эти слова к замечательным сооружениям разных стран Древнего мира – Вавилона, Египта, Греции.

б) постановка темы и цели занятия

Эти сооружения и сегодня известны нам как «Семь чудес света». Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? Кто попробует сформулировать тему нашего занятия?

- А какую цель мы поставим перед собой? (Цель – узнать много нового о чудесах света и расширить этими знаниями свой кругозор).

- Жизнь России, нашей с вами страны, неотделима от жизни других стран. И сегодня мы с вами познакомимся с величайшими памятниками Древнего мира.

- Давайте с вами посмотрим презентацию и выясним, какие памятники относятся к чудесам света.

Презентация

- Какие же памятники относятся к чудесам света?

- А как вы понимаете выражение «Чудеса света»?

- Олейникова Алина провела небольшое исследование и узнала, что такое «Семь чудес света». Давайте ее послушаем.

Семь чудес света – это список самых прославленных достопримечательностей культуры. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой поэзии. Число 7 считалось священным числом бога Аполлона. Семь чудес света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами.

Время разрушило все «чудеса» античного списка, кроме одного - самого древнего и грандиозного - пирамид Египта. Но и они потеряли свой первоначальный облик.

От остальных сооружений остались только следы: сохраняются в подвалах египетской крепости на острове Фарос остатки первого этажа Александрийского маяка, а в стенах турецкой крепости Бодрум - части стен Мавзолея, на старинных монетах мы можем увидеть, как выглядел Колосс Родосский, Зевс Олимпийский, Храм Артемиды Эфесской, Александрийский маяк. Древние рукописи сохранили описания этих объектов, в музеях хранятся обломки колонн, скульптуры, украшавшия этих сооружений.

- А вам бы хотелось больше о них узнать?

- В таком случае давайте с вами поработаем. Для этого мы разбились на семь групп. А почему именно на семь групп, а не на 3, 4…?

- Совершенно верно. Выберите руководителей  групп.

- Руководители, прочтите всем о той части проекта, над которой ваша группа будет работать.

Руководитель 1 гр. – Висячие сады Семирамиды.

Руководитель 2 гр. «Статуя Зевса в Олимпии».

Руководитель 3 гр. «Мавзолей в Галикарнасе». 

Руководитель 4 гр. «Колосс Родосский».

Руководитель 5 гр. «Храм Артемиды в Эфесе».

Руководитель 6 гр. «Александрийский маяк».

Руководитель 7 гр. «Пирамида Хеопса».

- У вас на столах лежит дополнительный материал по памятникам, относящимся к чудесам света, бумага и фотографический материал. Вам необходимо выбрать нужную информацию, касающуюся вашей теме, выбрать фотографии, все это разместить на ватмане. После того, как задания будут выполнены, каждая группа раскроет суть своей части проекта, смысл которой будет занесен в общий паспорт проекта.

- Руководители, не забудьте распределить обязанности среди членов групп, чтобы никто не остался без дела. Вам отводится 15 минут на работу над заданиями. Можно приступать к работе.

в) работа в группах

- Ребята, вы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть и провести физкультминутку.

г) физкультминутка:  

учитель заранее развесила картинки с изображениями семи чудес света, код которыми находятся конверты. Каждый ученик получает свернутый лист бумаги, на котором написано название чуда света. Поставив на листе свою фамилию, ученик должен отыскать нужную картинку и быстрым шагом подойдя к конверту, вложить свой листок и сесть на свое место. Группа, быстрее всех справившись с заданием, получает приз.

- Мы размялись и повеселились. Настал черед защиты проектов.

Начиная с первой группы, каждая команда раскрывает суть своего задания и приклеивает свою часть паспорта к нужному окошку на ватмане.

д) защита проектов.

оманды по очереди выходят в центр класса, демонстрируя результаты своей деятельности).

Группа 1 «Сады».

В Вавилонии больше всего привлекали путешественников необычные висячие сады, разбитые во дворце царя для его любимой жены Семирамиды. В жаркой и безлесной вавилонии она тосковала по прохладе и тени горных лесов своей родины Мидии. Эти знаменитые сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Внутри яруса были сделаны кирпичные своды, которые опирались на мощные высокие колонны. Сверху кирпичи были прикрыты пластинами, чтобы вода не проникала в нижние этажи сада. На всё это сооружение был насыпан толстый слой плодородной земли, чтобы здесь могли расти даже крупные деревья. Ярусы садов соединялись между собой широкими лестницами. По специальным каналам на ярусы всё время поступала вода.

Группа 2. «Зевс».

        Каждые четыре года в Греции проводились Олимпийские игры. В город Олимпию стекался весь народ. По древнему мифу именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом богом Кроном. В честь этой победы и стали проводить Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был великолепный храм Зевса со статуей бога. Изображение Зевса поражало всех своей мощью. Существует такая легенда, что когда статуя была установлена и закончена, скульптор пришел в храм. Он поднял голову к лицу Зевса и воскликнул: - Доволен ли ты, Зевс? Раздался громовой удар, и мраморный пол помещения, где стояла статуя, треснул. Это Зевс ответил «Да»

Учитель:    Среди чудес света усыпальница царя Мавсола, давшая миру слово «мавзолей», упоминалась как необыкновенное, невиданное до той поры сооружение – Геликарнасский мавзолей.

Группа 3. «Мавзолей».

        Галикарнас был одним из богатейших и красивейших греческих городов. В Галикарнас путешественников привлекала славившаяся на весь Древний мир гробница царя Мавсола – мавзолей. Мавзолей был задуман царём как усыпальница. Для постройки храма-усыпальницы Мавсол пригласил лучших архитекторов и скульпторов. Это было большое прямоугольное здание шириной около 66 метров, длиной около 77 метров, в высоту достигало 49 метров. Сооружение было построено из кирпича и белого мрамора. Усыпальница была на первом этаже. Над ним возвышалась колоннада. Между колоннами стояли статуи львов. Крыша мавзолея представляла собой ступенчатую пирамиду. На крыше возвышались фигуры царя и царицы, которые управляют колесницей.

Группа 4. «Колосс». 

История появления на острове статуи бога Ареса связана с войной, которую родосцы вели с царицей Галикарнаса. Когда родосцы одержали победу в этой войне, они на народном собрании решили возвести статую покровителя города – бога солнца – Гелиоса. В Родосе было много статуй Гелиосу, они украшали все храмы города. Но родосцы решили воздвигнуть статую, которая должна была превзойти все известные колоссы. Целых 12 лет упорного труда потребовалось для возведения Колосса. В результате был сооружена гигантская фигура, которая охраняла вход в гавань. Левой рукой бог поддерживал плащ, правой ладонью прикрывал глаза, всматриваясь в морскую даль. Голова Гелиоса была украшена венцом в форме расходящихся лучей солнца. Всех поражала высота статуи. Спустя 50 лет статуя была разрушена землетрясением. Но даже разрушенный Колосс потрясал всех своими размерами, потому что не каждому удавалось обхватить палец на руке разрушенного гиганта.

Учитель: А теперь предлагаю поговорить о самом большом, изысканном и впечатляющем храме на свете, по словам античных историков, - храме Артемиды в Эфесе.

Группа 5. «Храм».

Гордостью всех жителей города Эфеса был Артимисион – святилище богини Артемиды. Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева с колоннадой из 27 колонн. Простоял храм около 100 лет. В 356 году до н.э. житель Эфеса Герострат, захотел увековечить свое имя и поджег храм Артемиды. Здание было сильно повреждено, Рухнула крыша. Обгорели стены и колонны. С тех пор существует выражение «Геростратова слава». Так говорят о людях, которые прославились недостойным поступком или преступлением.

Группа 6. «Маяк».

Много чудесных изобретений и открытий сделали ученые Александрии. Одним из таких чудес был Александрийский маяк. Его построили на скале, которая возвышалась на восточном берегу острова Фарос, чтобы слелать подход к Александрии безопасным. Это было трёхэтажная башня высотой около 120 метров. Нижний этаж имел квадратную форму, его стороны были обращены к четырём сторонам света – на север, восток, юг и запад. Второй этаж представлял собой башню. Её стороны были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж – фонарь – имел круглую форму. На нём находился купол, на котором стояла огромная статуя бога морей Посейдона высотой около 7 метров. Наверху горел огонь маяка, который был издалека виден мореплавателям. Маяк одновременно был крепостью. В подземной части башни располагалась огромная цистерна для питьевой воды на случай осады. Маяк служил также наблюдательным пунктом. От названия маяка – Фарос – произошло знакомое слово «фара» Существуют различные версии причин гибели Фаросского маяка: по одной из версий он был разрушен страшным землетрясением.

Группа 7.  «Пирамида».

Египетские пирамиды словно вырастают из песков пустыни. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы сотворены руками человека. Они строились как усыпальницы для египетских царей – фараонов. В зале каждой из пирамид хранилось набальзамированное тело фараона – мумия. Самая большая из сохранившихся пирамид – высотой 137 метров – пирамида фараона Хеопса. Для её постройки понадобилось 2 300 000 известняковых блоков. Одна только дорога , по которой доставляли камни к месту постройки строилась около 10 лет. Через каждые 3 месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 тысяч человек. Никаких машин для поднятия известняковых глыб, которые весили около 2 тонн не было.         Всё делалось с помощью живой человеческой силы.

- Молодцы, вы успешно справились с поставленными задачами.

ΙΙΙ. Итог занятия.

- Ребята, о чем мы говорили на занятии и что нового вы узнали?  ( говорили о семи чудесах света. Узнали об истории его возникновения и открытия)

- Сохранились ли эти изваяния до нашего времени? (не все: некоторые совсем стерты с лица земли, от некоторых остались руины, а статуя Хеопса до сих пор восхищает своим великолепием)

- Для чего нам нужны знания, полученные на сегодняшнем занятии? (знания нужны для общего личностного развития)

ΙV. Рефлексия.

- Ребята, какое впечатление у вас оставило наше занятие? На столах лежат смайлики  трех цветов: синего – ничего не понятно;

зеленого – понятно, но новые знания мне не пригодятся;

желтого – все понятно и новые знания мне пригодятся в будущем.

        - Давайте каждый разместит свой смайлик на доске вот на этой пирамиде.

Ученики: выполняют условие, выражающее их впечатление от занятия.

- Помимо Семи чудес Древнего мира, существует множество других не менее интересных и охраняемых Чудес современности, о которых мы будем говорить на следующих занятиях.

Методические советы организаторам: для повышения эффективности воспринимаемой информации можно использовать наглядно-иллюстративный материал: иллюстрации, презентацию о Семи чудесах света. Можно приготовить заранее выставку рисунков или проектов на данную тему.

Методические рекомендации на период ближайшего последействия: учитель в перспективе организуют просмотр документальных фильмов по теме «Семь чудес света».

Литература и источники информации

  1. Прохоров А.М., Абашидзе И.В. и др. Советский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1632 с.
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://faszinierend.narod.ru/
  4. http://vergesso.ru/
  5. http://parsec.ucoz.com/
  6. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Я гражданин России.

Кто мы? Какие мы? Равноправие....

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введени...

Занятие внеурочной деятельности «Я – гражданин России» по теме «Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа»

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем. Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как ...