Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Пашина Анастасия Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_issledovatel_2_klass_fgos_noo.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

по направлению проектной деятельности

Учитель начальных классов

Пашина А.С.

Пояснительная записка

  1. Программа разработана на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241г. Москва «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09г. №373».

Программа кружка  «Юный исследователь»» реализуется в направлении проектной деятельности.  Программа предназначена для   формирования познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Программа разработана на основеавторской программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Из авторской программы позаимствованы задачи обучения, новые формы, методики, развивающие задания, тематика экспериментов, способствующие привлечению учащихся и взрослых к исследовательской деятельности, критерии результативности работы.

Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для учащихся 2  классов, детей -7-8 лет.

В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие  личностные качества: трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность, любознательность, доброта, коллективизм, взаимопомощь, усваиваются нормы и правила общения.

Программа рассчитана на 34 часа- 1ч в неделю. Продолжительность занятия 45 мин. Наполняемость группы - не более 15 человек., т.к. необходимо организовать рабочее пространство для каждого учащегося и осуществлять индивидуальную поддержку и помощь.

2.Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

На занятиях кружка продолжается работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия. 

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 4. Цель программы создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

– развивать познавательные потребности и способности, креативность.

5.Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроляконсультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Результат 

  • Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).
  • Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.
  • Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
  • Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Что такое исследование

1

1

2.

Методы исследования

1

1

3.

Наблюдение и наблюдательность

1

1

4.

Коллекционирование как исследовательская практика

2

2

5.

Что такое эксперимент

1

1

6.

Структура исследования

4

1

3

7.

Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний

3

1

2

8.

Как давать определения понятиям

1

1

9.

Экспресс-исследование

“Как зимуют травы”

4

1

3

10.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

2

1

1

11.

Участие в конференциях

3

3

12.

Индивидуальные консультации

6

 

 6

13.

Подведение итогов работы

1

 1

 

14.

Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы”

3

 

 4

Итого:

34

10

24

II.Содержание курса

Что такое исследование (1 ч)

Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

Вопросы для рассмотрения: Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научное исследование?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Практическая работа: плавучесть предметов

Методы исследования (1 ч)

Понятия: метод исследования.

Вопросы для рассмотрения: Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:

– подумать самостоятельно;

– посмотреть книги о том, что исследуешь;

– спросить у других людей;

– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

– понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Наблюдение и наблюдательность (1 ч)

Понятия: наблюдение, наблюдательность.

Вопросы для рассмотрения: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Коллекционирование как исследовательская практика (2 ч)

Коллекционирование (1 ч)

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция.

Вопросы для рассмотрения: Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Экспресс-исследование (1 ч)

Понятия: экспресс-исследование.

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

Практические задания: мини-семинар, на котором дети сообщают о своих результатах, выставка.

Что такое эксперимент (1 ч)

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Вопросы для рассмотрения: Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практические задания: эксперимент “Шарик в кольце” и коллективное составление плана эксперимента.

Структура исследования (4 ч)

Как выбрать тему исследования (1 ч)

Понятия: тема исследования, структура исследования.

Вопросы для рассмотрения: Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования.

Практические задания: анкета “Что мне интересно?”, тренировка в определении группы темы исследования, групповое проведение эксперимента и определение его темы (“Монета на огне”).

Цель и задачи исследования (1 ч)

Понятия: цель, задача.

Вопросы для рассмотрения: Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.).

Практические задания: составление модели (цель зачем?), тренировка в определении целей и задач исследований: “Водолаз под водой”, “Почему репейник колючий”, “Бывшие работники гимназии”.

Учимся выдвигать гипотезы (1 ч)

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др., определение гипотез к эксперименту “Исчезновение воды” и его проведение.

План исследования (1 ч)

Понятия: план, методы исследования.

Что такое план работы. Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы”.

Практические задания: планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” (коллективная работа), групповое планирование и проведение эксперимента “Действие магнита на тела”.

Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний (3 ч)

Сбор материала для исследования (1 ч)

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Вопросы для рассмотрения: Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Практические задания: тренировка в фиксации получаемых сведений разными способами, практическая групповая работа по разработке структуры исследования: 1 группа (дети) “Ранец первоклассника”, 2 группа (родители) “Ребенок в условиях безотметочного обучения”, вариант – “Влияние безотметочного обучения на первоклассника”.

Обобщение полученных данных (2 ч)

Понятия: анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Вопросы для рассмотрения: Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Как давать определения понятиям (1 ч)

Понятия: понятие, определение понятия, лексическое значение слова.

Вопросы для рассмотрения: Что такое понятие. Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий.

Практические задания: тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.

Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (4 ч)

Понятия: экспресс-исследование.

Практические задания: экскурсия. Каждая группа получает задание по теме исследования, определяет структуру исследования, проводит исследование и делает сообщение по его результатам.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (2 ч)

Как подготовить сообщение (1 ч)

Понятия: сообщение, доклад.

Вопросы для рассмотрения: Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Практические задания: “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Подготовка к защите (1 ч)

Понятия: защита.

Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Практические задания: “Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.

Участие в конференциях (3 ч)

Мини-конференция (2 ч)

Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Научно-практическая конференция (1 ч)

Участие предполагает присутствие на школьной НПК, выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание собственных суждений.

Индивидуальные консультации (6 ч)

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Подведение итогов работы (1 ч)

Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.

Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (4ч)

Исследование по теме “Экология” (2 ч).

Мини-курсы (2 ч).

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Список литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2007.
  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.

Календарно- тематический план кружка

«Юный исследователь»

Тема

Всего часов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Что такое исследование

1

Знать что такое исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

                    Регулятивные и коммуникативные

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  • Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;
  • Принимать разные точки зрения и отстаивать свою

            Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);


  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Методы исследования

1

Знать понятие метод исследования, уметь использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Наблюдение и наблюдательность

1

Знать понятие наблюдение как метод исследования.

Коллекционирование как исследовательская практика

2

Знать что такое коллекционирование, кто такой коллекционер. Уметь быстро собрать коллекцию.

Что такое эксперимент

1

Знать понятия эксперимент и экспериментирование. Уметь планировать и проводить эксперимент.

Структура исследования

4

Знать понятия : тема исследования, структура, цель, задача, гипотеза, идея. Уметь выбирать тему исследования; определять  цели, задачи, гипотезу

Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний

3

Знать способ фиксации знаний. Уметь  анализировать, выделять главное и второстепенное.

Как давать определения понятиям

1

Знать что такое понятие. Уметь выделять главные признаки предмета.

Экспресс-исследование

“Как зимуют травы”

4

Знать понятие экспресс-исследование. Уметь определять структуру исследования, проводить его и делать сообщение по его результатам.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

2

Знать понятия сообщение, доклад, защита. Уметь правильно спланировать сообщение об исследовании. Знать как правильно отвечать на вопросы.

Участие в конференциях

3

Уметь выступать с краткими докладами по итогам собственных исследований, высказывать мнения об услышанном.

Индивидуальные консультации

6

Уметь самостоятельно разрабатывать исследование.

Подведение итогов работы

1

Уметь публично защитить свое исследование.

Работа по методикам

“Продолжи исследование”, “Мини-курсы”

3


ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Программа внеурочной деятельности 1-4 класс " Я - Гражданин!"

Программа «Я - гражданин » составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начальн...

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Программа внеурочной деятельности 2-4 класс "Юный Гражданин России"

Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважени...