Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности 2-4 класс "Юный Гражданин России"
    рабочая программа (2 класс)

    Минеева Ольга Семёновна

    Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам,свободам и обязанностям человека. Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно-нравственных представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochka_yugr.doc263 КБ

    Предварительный просмотр:

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     

       Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

      Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность,  обладающая единством духовно- нравственного и правового долга.  С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в    начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.

        Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

        На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

    Третий год воспитания  - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

       Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

      Перед учителем ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

        На реализацию этой задачи и направлена программа внеурочной  деятельности во 2-4 классе «Юный Гражданин России».

               Актуальность программы.

    Младшие школьники в процессе обучения  и во внеурочной деятельности  получают достаточно большой объем духовно – нравственных представлений. Они имеют представление о нравственном поведении, но не всегда поступают правильно. Расхождение между представлениями о нравственном поведении  и поступками объясняется  многими причинами.

    Одна из  них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приручить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

                   Аналитическое обоснование.

     

     Данный коллектив начал формироваться в 2014 году. До поступления в школу, все обучающие посещали специальную коррекционную группу в детском садике №26. По решению районной ПМПК всем ученикам было рекомендовано обучение в  специальном коррекционном классе.

     На начало 2015-2016 учебного года в класс обучается 15 человек, из них -2 девочки и 13  мальчиков.

                   Социальный паспорт класса.

    Характеристика

    Фамилия учащихся

    Кол – во семей

    15

    Матери – одиночки

    1(Гришин Егор)

    Малообеспеченные

    3 (Кабанина Снежана, Багиров Аяз, Замяткин Иван)

    Многодетные

    2 (Кабанина Снежана, Багиров Аяз)

    Родители разведены

    3 (Киреев Илья, Куронов Илья, Мартынов Артем)

    Неблагополучные семьи

    Бербасов Антон

    Дети на индивидуальном обучении

    1 (Синицын Артем)

    Дети - инвалиды

    2 (Синицын Артем, Потапов А.)

    Опекаемые

    -

    Дети из приюта

    -

    Кроме того, эти дети:

     -Часто прибывают в подавленном настроении, не проявляют интереса к окружающему.

     -Поздно начали говорить, и их речевые и двигательные развития беспокоят  и сейчас.

     - Некоторые обучающиеся, неловкие, у них плохо развиты движения рук, не любят рисовать, не справляются с мелкими деталями конструктора.

     - Медленно двигаются, говорят, едят, пассивны.

      - С  «Синдром раннего детского аутизма» (не контактируемость ребенка)

     - Многие ученики из неблагополучных семей.

    Для изучения коллектива  в 1 классе были проведены следующие диагностики:

    1. «Школьная мотивация»

       -Низкая школьная мотивация  - 5 чел.

    Мартынов Артем, Киреев Илья, Потапов Александр, Синицын Артем, Замяткин Иван, Баландин Константин.

       -Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебная деятельность – 8 чел.

     -  Высокий уровень школьной мотивации, учебной деятельности – 2 чел. – Куронов Илья, Ухлин Михаил.

    По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:

    У учащихся наблюдается низкий уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации.

    2. Социометрия.

                     лидером класса – Ухлин Михаил

                    «отверженные» - Замяткин Иван, Киреев Илья, Чернов Ярослав

    На грани «Отверженных» - Багиров Аяз

    Рядовые члены – Алпатов Никита, Бербасов Антон, Гришин Егор, Кабанина Снежана, Капанова Дарья, Куронов Илья, Мартынов Артем, Потапов Александр

    Совпадения:  Ухлин М.- Алпатов Н., Алпатов Н.- Багиров А.,  Багиров А. – Ухлин М., Гришин  Е. – Потапов А., Капанова Д. – Потапов А.. Бербасов А. – Потапов А.

    3. «Какой у нас коллектив». Методика изучения уровня развития детского коллектива.

    -песчаная россыпь – 8чел.

    -мягкая глина – 3чел.

    -мерцающий факел – 1чел.

    -алый парус -0

    -горящий факел-0чел.

    По результатам методике изучения детского коллектива, можно сделать следующие выводы:

     В  классе ученики  не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга, на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

      Ученики находятся только на  начальной стадии формирования классного коллектива, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

     В классе дети  часто создают конфликтные ситуации, наблюдается дефицит внимания  у детей, вовлечь в различные виды деятельности практически не возможно.

    Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе.

    В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.

                 Концептуальная основа.

    Основополагающая идея программы заключается в проведении системной работы, направленной на создание эмоциональной привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка.

    Целью программы «Юный Гражданин России» является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка и привитие ему основополагающих принципов нравственности.

    Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

    • Создать в классе духовную, нравственную и эмоционально благоприятную среду, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
    • Познакомить  с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.
    • Формировать правильное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни у учащихся.
    • Развивать  позитивное отношение личности к собственному интеллектуальному развитию;
    • Вовлечь родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
    • Формировать классный коллектив, развитие ученического самоуправления в классе;

             

                  Ожидаемые результаты.

    Конечным результатом должно быть не только овладение детьми, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.  В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.

    Модель выпускника начальной школы.

    Личностные качества:

    У выпускника будут сформированы:

    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    -основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

    -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    - установка на здоровый образ жизни;

    - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

    -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Регулятивные качества:

        Выпускник научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

    -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - различать способ и результат действия;

    -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    Познавательные качества:

         Выпускник научится:

    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    - сообщения в устной и письменной форме;

    -ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    -осуществлять синтез как составление целого из частей;

    - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

    - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    -осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    Коммуникативные качества:

    Выпускник научится:

    - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    - задавать вопросы

       

                    Содержание программной деятельности.

            

    Программа «Юный Гражданин России» реализуется через следующие направления:

    1. Спортивно - оздоровительное направление -  планируется  работа по формированию и привитию школьникам норм и навыков здорового образа жизни.

    Задачи:

    • Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
    • Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
    • Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;
    • Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

    Формы работы с классным коллективом:

    спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

    - встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом; посещение спортивных соревнований;

    -  дни здоровья,

    - спортивные викторины,

    -тематические классные часы по спортивной тематике,

    -конкурсы газет, посвященных спортивной тематике,

    -устные журналы;

    - беседы  на различные темы;

    2. Духовно – нравственное направление -  планируется работа по формированию духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика.

       Задачи:

    • Формировать у  учащихся нравственные знания, умения и навыки совершения нравственно оправданных поступков;
    • Знакомить учащихся с нормами этики и формировать навыки применения данных норм на практике;
    • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
    • Воспитывать у ребят  чувства толерантности.

    Формы работы с классным коллективом:

    - Тематические классные часы по нравственной тематике.

    - Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

    - Праздники, сюрпризы, конкурсы.        

    - Изучение нравственного наследия своей страны.

    3. Социальное направление -  планируется работа по формированию и развитие у школьников качеств настоящего гражданина, реализуется через проект «Юный гражданин».

    Задачи:

    • Формировать  гражданскую и правовую грамотности личности, активную жизненную позицию;
    • Воспитывать  гордость за свою семью, за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны;
    • Формировать  уважительное отношение к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
    • Формировать гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками своих товарищей, людей.

    Формы работы классного руководителя с коллективом:

    - Тематические классные часы.        

    - Встречи с представителями правовых структур, органов    правопорядка.

    - Конкурсы, викторины по правовой тематике.

    - Праздники, читательские конференции по праву.

    4. Общеинтеллектуальное направление – планируется работа по  формированию у школьника позитивного отношения личности к собственному интеллектуальному развитию.

    Задачи:

    • формировать любознательность, интерес к знаниям, расширять кругозор;
    •  воспитывать культуру умственного труда
    • приобщать к разнообразной творческой деятельности
    •  формировать потребность в самообразовании.

    Формы работы с классным коллективом:

    - внутриклассные конкурсы,  по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

    - интеллектуальные игры внутри класса.

    5.Общекультурное направление – планируется работа по формированию личности, ориентированной на общепринятые нормы и ценности.

    Задачи:

    • показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
    • направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей,
    • создавать условия для творческой самореализации учащихся;
    • приобщать к традициям школьного коллектива.

    Мероприятия программы «Юный Гражданин России» реализует школьную программу работы Детского Общественного объединения «Юный Гражданин России» «Мои ступени Роста».

    Программа  реализуется через  6 проектов, которые могут быть реализованы последовательно, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а именно:

            - во 2-х классах – проекты «Давайте жить дружно» и «Здоров будешь – все добудешь»;

            - в 3-х классах – проекты «Моя семья» и «Природа – мой дом»

            - в 4-х классах – проекты «Мой край и его люди» и «Мой выбор»

    Реализация проектов во 2 классе

    Проект 1. «Давайте жить дружно»

    Цель: Формировать качества толерантности, поддержки, уважения, развития этических норм.

    Задачи:

    - ознакомить с нормами поведения во всех сферах жизни;

    - учить культуре общения;

    - учить быть полезными и приносить радость людям.

            Проект  реализуется в рамках проекта « Азбука нравственности», через вовлечение учащихся   в ролевые игры,  выполнение творческих работ, организация конкурсов, просмотр видеофильмов с обсуждением.

    Проект 2. «Здоров будешь – все добудешь»

    Для достижения успеха в вопросах пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и асоциального поведения необходимо развитие личностных качеств, обучение правилам поведения, самовоспитания.

    Цель: Сохранить физическое, нравственное, психологическое здоровье детей, воспитать стремление к здоровому образу жизни; сформировать мировоззрение «Здоровье в моих руках».

    Задачи:

    - воспитать и развить потребность быть здоровым;

    - приобщить к систематическим занятиям физической культурой, выполнению режима питания, знаний и выполнения основ безопасности жизнедеятельности.

    Проект  реализуется в рамках проекта «Школа здоровья», через систему классных часов, просветительской деятельности, встречи с интересными людьми (спортсменами, долгожителями), организацию спортивных праздников, Дней здоровья.

    Реализация проектов в 3 классе

    Проект 1. «Моя семья»

    Цель: развить интерес к истории своей семьи,  ее традициям, профессиональной деятельности родителей. Как следствие – понимание значимости семьи, родителей.

    Задачи:

    - изучить «корни», традиции;

    - помочь уяснить нравственные ценности семьи.

            Проект может быть реализован с использованием таких форм, как

    - проведение праздников с приглашением родителей;

    - конкурсы рисунков: «Моя семья», «Мир моей семьи» и т.д.

    - чтение и обсуждение;

    - исследовательская деятельность: составление и изучение генеалогического древа.

    Проект 2. «Природа - мой дом»

    Цель: Формировать любовь к природе, желание ее охранять, преображать. Воспитать привычку к труду.

    Задачи:

    - научить детей жить в единстве с природой;

    - привести к пониманию, что «Человек – друг природы. Природа – твой дом».

            Проект может быть реализован через

    - организацию экологических праздников;

    - работу по благоустройству территории вокруг школы;

    - проведение экологических акций: «Березкины слезки», «Кошкин дом», «Лето круглый год», «Школьная грядка», «Птицеград» и др.;

    - уход за цветами и насаждениями;

    - экскурсии в природу.

    Реализация проектов в 4 классе

    Проект 1. «Мой край и его люди»

    Цель: воспитать чувство любви к родному краю, гордости за дела его людей.

    Задача:

    - увлечь детей изучением боевой, трудовой истории родного края, промыслов, фольклора.

    Реализация проекта возможна на основе следующих мероприятий:

            - участия детей в пополнении экспозиций краеведческого музея;

            - организацию поисковой деятельности;

            - фольклорные праздники;

            - участие в мероприятиях, посвященных знаменательным датам;

            - экскурсии по историческим местам района.

    Проект 2. «Мой выбор»

    «С кем живем, с тем и слывешь»

    Цель: укрепить детский коллектив на основе взаимопомощи, взаимовыручки через воспитание доброты, человечности.

    Задачи:

    - научить общению с детьми разного возраста и соотносить собственные желания с желанием других;

    - научить основам самодисциплины, умению разрешать конфликты, оценивать себя и других.

            Реализация проекта возможна на основе проведения следующих мероприятий: чтения и обсуждения книг, ролевых игр; постановки мини-спектаклей с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов; посещение театра; встреч с интересными людьми.

                                  Проект

                         «Школа здоровья»

                     (в рамках класса с детьми ОВЗ)

     

                                                   Проект осуществляется под девизом:

    « Я умею думать, я умею выбирать, я умею рассуждать,

     что полезно для здоровья, то и буду выбирать».

                      Пояснительная записка.

        Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

        Важным показателями готовности детей к школе являются их общее состояние здоровья и физического развитие. Начальный этап обучения сопровождается определённым стрессом для ребёнка. Ведущей деятельностью становится учёба. В связи с этим меняется режим дня.           Увеличивается объём физической и умственной нагрузки учащихся. Дети приобретают новый социальный опыт. Всё это не может отрицательно сказаться на физическом и психологическом самочувствии первоклассника. При этом здоровье, если оно слабое, может ещё больше ухудшится.

         Из результатов  предварительного медицинского  обследования здоровья учащихся 2 «Д» класса, показывает,  что 70 % детей имеют те, или  иные отклонения в здоровье.

        Заболевания

    Количество уч - ся

    %

    ДЦП

     1чел.

    Плохое зрение

               5 чел.

    41%

    ОРЗ

               12 чел.

    100%

    Осанка и плоскостопие

                1чел.

    8%

    Заболевание нервной системы

               3 чел.

    25%

        Анализ показывает, что у учащихся и их родителей  не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в классе проект «Школа Здоровья», призванного обеспечить сохранение и улучшение физического, психологического и социального здоровья.

            Концептуальная основа.

     

     Основополагающей идеей проекта является проведение системной работы, направленной  на формирование у учащихся устойчивой  мотивации на здоровый образ жизни.

               Цель проекта:

            Создание условий способствующих формированию у детей потребности на внутреннюю работу с собой по укреплению и сохранению собственного здоровья.

                    Задачи:

    1. изучить состояние физического и психологического здоровья учащихся.
    2. создать условия для укрепления и развития здоровья учащихся.
    3. формировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности.
    4. формировать у учащихся знаний о способах и приёмах сохранения, укрепления и совершенствования собственного здоровья.

    Формы работы с классным коллективом:

    -  дни здоровья,

    - спортивные викторины,

    -тематические классные часы по спортивной тематике,

    -конкурсы газет, посвященных спортивной тематике,

    -устные журналы;

    - беседы  на различные темы;

    Ожидаемые результаты реализации программы

       Планируемые результаты:

    Результаты первого уровня:

    • приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
    • практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
    • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания.

    Результаты второго уровня:

    1.      формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще.

    Результаты третьего уровня:

    2.      регулярные занятия спортом; систематически оздоровительно- закаливающие процедуры;

    3.      участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.

              Содержание деятельности.

     

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Сентябрь

     Беседа – игра. «Режим дня».

    Путешествие на поезде «Здоровье»

    Беседа.

    «Друзья здоровья».

    Октябрь

    Устный журнал «Опрятный и аккуратный» (внешний вид ученика).

    Дискуссия.

    Умей сказать: «нет»

     Устный журнал.

    Эмоции.

    Ноябрь

    Беседа.

    Как сохранить зрение.

    Урок – обсуждение.

    Здоровые и вредные привычки.

    Урок – дискуссия.

    Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства?

    Декабрь

    Конкурс рисунков.

    Уход за зубами и ушами.

    Мысли управляют поступками.

    Урок – безопасности.

    Если ты дома один.

    Январь

    Игра «Полезно-вредно».

    Беседа.

    «Царица Гигиена её друзья»

     Классный час «Где нас подстерегают опасности»

    Февраль

    Устный журнал.

    Способы закаливания организма

    Беседа.

    Правильное питание – залог здоровья

    Презентация.

    «О вреде курения»

    Март

    Урок – обсуждение.

    Опасность в доме.

    Соревнование. «Сильные, ловкие, смелые»

    Экскурсия.

    «О пользе пребывание на свежем воздухе»

    Апрель

    Викторина. «Правила дорожного движения».

     Викторина

    «Путешествие в страну Спорта»

    Оформление плаката.

    «Здоровье – полезные советы на каждый день».

    Май

    Устный журнал.

    Поведение при ЧС и ГО.

     Викторина.

    «Правила учи – себя береги»  

    Урок – безопасности.

    Правила поведения в летние каникулы.

       Механизм реализации проекта:

    Проект реализуется в три этапа:

    1.Подготовительный этап ( август – сентябрь2015 г.)

     Проводятся следующие мероприятия:

    • Изучение состояния здоровья детей по медицинским картам
    • Беседы с родителями и школьным врачом о состоянии здоровья учащихся
    • Изучение методической литературы
    • Изучение опыта работы других учителей
    • Планирование проектной деятельности.

    2. Основной этап(сентябрь 2015 –апрель 2016г.)

    Проект включает в себя перечень направлений работы:

    -мониторинг состояния здоровья учащихся;

    -организация горячего питания всех учащихся;

    -соблюдение санитарно-гигиенических норм помещения;

    - соблюдение санитарно-гигиенических правил учащихся;

    -использование услуг медицинского кабинета;

    -соблюдение валеологических требований на занятиях и во внеурочное время: рассаживание учащихся за парты в соответствии с медицинскими показаниями, чёткая организация режима занятий, соблюдение оюъёсма учебной нагрузки, проведение физкультминуток, подвижные игры в перемену.

    - формирование валеологических знаний учащихся через проведение уроков здоровья и уроков общения.

    -профилактика травматизма и основы личной безопасности.

    -профилактика заболеваний учащихся.

    -спортивно-оздоровительная работа: систематическое посещение учащимися уроков физкультуры, спортивных секций, проведение соревнований.

    3. Заключительный этап (май 2016г.)

    • Подведение итогов работы
    • Мониторинг состояния здоровья учащихся
    • Анализ эффективности реализации проекта

    Межведомственное сотрудничество.

    В ходе реализации проекта учащиеся класса сотрудничают:

                           

    Литература:

    1. ФГОС. Примерные программы начального образования.  «Просвещение»,  Москва,  2009.        
    2. ФГОС.  Планируемые результаты начального общего  образования.  «Просвещение»,  Москва.  2009.        
    3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение», Москва, 2010.        
    4. DVD  «Азбука безопасности на дороге» .  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
    5. В.Волина.  «Как себя вести». «Дидактика плюс», Санкт-Петербург, 2004.
    6. Изучаем правила дорожного движения. Волгоград, «Учитель», 2008
    7. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. Мир Книги,  Москва. 2003.
    8. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2007.
    9. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград, «Учитель», 20

                                       

                                         Проект

                         «Азбука нравственности»

                        (в рамках класса с детьми ОВЗ)

                     

                          Пояснительная записка. 

       Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включают  в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчёт нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний о нормах и поведения. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие нравственных качеств.

       Комплекс нравственных качеств, уже сформированных у детей, проявляется в их повседневном общении друг с другом. Дети требуют честного отношения в соблюдении правил игры, в справедливости в распределении трудовых обязанностей, приходят на помощь товарищу, оказавшемуся в беде, но в то же время они могут отвернуться и не прийти на помощь своему другу, вместо сочувствия проявить жестокость. Ежедневные наблюдения за  поведением и общением учеников показывает, что многие дети относятся неуважительно друг с другом, обзываются, грубят друг другу, дерутся, не общаются с одноклассниками, появляются случаи вспышки агрессии.

      На формирование и развитие у детей нравственных представлений об их поведении и поступках направлен проект «Азбука нравственности».

           Концептуальная основа:

    Основополагающей идеей проекта является формирование и развитие нравственных качеств ребёнка, его ценностного отношения к миру, людям, самому себе.

    Цель:

      Формирование личности, ориентированной на общепринятые нормы и ценности.                

    Задачи:

    1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

    2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

    3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

         Ожидаемые результаты.

    Планируемые результаты:

    Результаты первого уровня:

    приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Результаты второго уровня:

    получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Результаты третьего уровня:

    получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения

       

                Реализации задач:

    Реализация поставленных задач осуществляется через:

    -Создание положительной моральной обстановки в классе

    -Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок

    -Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта других людей на основе литературных произведений, реальных событий, жизненных ситуаций

    -Анализ собственных поступков  и поступков одноклассников.

    -Упражнение учащихся в положительном нравственном поведении в общении с окружающими людьми.

       Проект реализуется через систему уроков нравственности по следующим темам:

    • Нравственные представления младших школьников
    • Простые правила нравственности
    • Нравственные взаимоотношения детей
    • Азбука нравственного поведения
    • Этикет и правила хорошего тона
    • Воспитание нравственных качеств

    Основными формами и методами реализации программы являются:

    - изучение речевого этикета;

    - приучение школьников к выполнению правил культурного поведения;
    - разъяснение им соответствующих норм морали;

    - игровая деятельность;
    -решение проблемных ситуаций;
    -беседа;

    - инсценировка;

    - тематическое рисование;

    - диалог;

    - оценка поступков,

    -обсуждение отрывков из художественной литературы.

    - поиск.

               

                    Содержание деятельности.

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Сентябрь

    «О друзьях и о дружбе»

    Человек и его имя

    Заботливость: забота о младших.

    Октябрь

    Друга нашел – береги.

    Речевой этикет.

    Игра «Путешествие по городу вежливости».

    Ноябрь

    «Ежели вы вежливы». Волшебные слова»

    Отзывчивость и доброта

    Что значит быть трудолюбивым?

    Декабрь

    Что такое «Добро» и «зло»?

    Культура поведения человека

    Одежда и осанка

    Январь

    Как приветствовать людей и знакомиться с ними

    Нравственный мир сказок

    Праздники: приглашение, подарки, поведение

    Февраль

    Помни о других – ты не один на свете

    Я и мои друзья

     Правила: «так надо», «так нельзя» - во дворе, подъезде, на улице, на природе

    Март

    Ученье  - свет, а неученье – тьма.

    Я познаю себя и других

    Патриотизм (любовь к дому, школе, природе, труду

    Апрель

    Как подарить радость другому человеку.

    Праздничный этикет

    Уважительность. Заботливость. Ответственность. Трудолюбие. Организованность

    Май

    Внимательность к людям

    Верность слову

    Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?

         

    В ходе реализации проекта учащиеся класса сотрудничают:

                           

           Механизм реализации.

    Проект реализуется в три этапа:

    1. Подготовительный этап (август  - сентябрь 2015г.)
    • Диагностика учащихся.
    • Планирование  проектной деятельности
    • Изучение методической литературы
    1. Основной период (Сентябрь 2015 – май 2016г.)
    • Реализация проектной деятельности
    1. Заключительный этап (май 2016г.)
    • Подведение итогов работы
    • Анализ эффективности работы
    • Диагностика учащихся

    Литература:

    1. ФГОС. Примерные программы начального образования -  Москва. «Просвещение» 2009.
    2. ФГОС. Планируемые результаты начального общего  образования. – Москва. «Просвещение» 2009.
    3. Герасимова В.А. Классный час играючи. – Москва. ТЦ «Сфера». 2003. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Москва. «Просвещение. 1998.
    4. Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2010.
    5. Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2010.
    6. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе.- Волгоград. «Учитель». 2007.
    7. Плешаков А.А. «Зеленые страницы». Книга для учащихся начальных классов. – Москва. «Просвещение» 2007.
    8. Плешаков А.А.  «Зеленый дом». Атлас-определитель. Москва. «Просвещение» 2007.
    9. ТутубалинаН.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. – Ростов-на-Дону. «Феникс» 2000.
    10. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Смоленск. 1996.

    Сроки реализации программы.

    Программа реализуется в три этапа:

    1. Подготовительный этап ( сентябрь – октябрь2015г.)

    В ходе реализации программы проводятся следующие мероприятия:

    №п\п

    мероприятия

    Сроки

    1.

    Обработка результатов диагностирования

    Сентябрь

    2.

    Изучение методической литературы по воспитательной работе

    Сентябрь

    3.

    Планирование проектной деятельности

    Сентябрь

         

     2.Основной этап (ноябрь2015г.- апрель 2018г.)

                    Мониторинг.

    Аспекты изучения

    методы

    Уровень адаптации учащихся

    -Рисуночные тесты

    -диагностика личностных особенностей (по Айзенку)

    -диагностика «Определения школьной мотивации»

    -Диагностика уровня тревожности

    Уровень воспитанности учащихся

    Диагностика уровня воспитанности (по Н.П. Капустину)

    Атмосфера ученического коллектива

    социометрия

    Взаимоотношения с родителями

    -Рисуночные тесты

    -Анкетирование учащихся и их родителей

    Личностные качества учащихся

    Диагностика «Какой я?»

    Физическое здоровье учащихся

    -Анализ медицинских карт учащихся

    -мониторинг  состояния учащихся

         3. Заключительный этап (Май 2018г)

    • Подведение итогов работы
    • Анализ эффективности реализации программы

    Схема межведомственного сотрудничества и взаимодействия.

                           

                             

    Нормативно-правовая база.

    1. Конституция Российской Федерации;
    2. Федеральный Закон «Об образовании» в РФ;
    3. Закон РФ «Об общественных объединениях»;
    4. Международная конвенция «О правах ребенка»;
    5. Положение о ДОО «ЮГР» (детского общественного объединения «Юный гражданин России»);
    6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»;
    7.  Концепция Министерства образования Российской Федерации по гражданско - патриотическому воспитанию молодежи;

                 

                     

     

                   Перспективный календарно – тематический план по реализации программы.

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    «Давайте жить дружно»

    «Здоров будешь – все добудешь»

    «Моя семья»

    «Природа - мой дом»

    «Мой край и его люди»

    «Мой выбор»

    Сентябрь

    Беседа.

    «О друзьях и о дружбе»

     Беседа – игра. «Режим дня».

    Устный журнал.

    Фотографии в семейном альбоме

    Конкурс рисунков» Береги природу – наш дом»

    Устный журнал.

    Родной край в древности.

    Правила школьной дисциплины

    Октябрь

    Устный журнал.

    Друга нашел – береги.

    Устный журнал «Опрятный и аккуратный» (внешний вид ученика).

     Конкурс рисунков.

    Мои мама и папа

    Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручаем!»

    Заочное путешествие.

    Край, в котором мы живём

    Беседа «От самоунижения к самоутверждению»

    Ноябрь

    Урок – игра. «Ежели вы вежливы». Волшебные слова»

    Беседа.

    Как сохранить зрение.

    конкурс рисунков.

    Профессии родителей

    Летопись природы родного края

    Презентация.

    Знакомство с символами Кстовского района

    Устный журнал.

    Уважай своё время и время других

    Декабрь

    Устный журнал

    Что такое «Добро» и «зло»?

    Конкурс рисунков.

    Уход за зубами и ушами.

    Устный журнал.

    Семейные традиции

    Акция «Помоги птицам»

    Экскурсия.

    Из истории быта населения нашего края.

    Час общения.

    Доброжелательность – что это значит?

    Январь

    Заочное путешествие

    Как приветствовать людей и знакомиться с ними

    Игра «Полезно-вредно».

    Беседа с элементами игры. Я помощник в своей семье.

    Устный журнал «Проблемы окружающей среды. Как я живу»

    Заочное путешествие «Обычаи и традиции русского народа»

    Ты и твои друзья

    Февраль

    Беседа. Помни о других – ты не один на свете

    Устный журнал.

    Способы закаливания организма

    Конкурс сочинений.

     Об отце говорю с уважением.

    Экскурсия.

    Наш город вчера и сегодня.

    Устный журнал «Все работы хороши»

    Март

    Урок – обсуждение.

    Ученье  - свет, а неученье – тьма.

    Урок – обсуждение.

    Опасность в доме.

    Утренник. Мамин день- 8 Марта

    Фотоконкурс

    «Мой родной край»

    Заочное путешествие.

    «Кстовские улицы»

    Конкурс рисунков «Я и моё будущее»

    Апрель

    Конкурс поделок.

    Как подарить радость другому человеку.

    Викторина. «Правила дорожного движения».

    Конкурс рисунков и стихотворений «Я и мои родственники» 

    Устный журнал

    «Россия – Родина моя»

    Акция. Общее дело забота каждого

    май

    Устный журнал.

    Внимательность к людям

    Устный журнал.

    Поведение при ЧС и ГО.

    Защита проекта «Моя семья»

    Защита проекта «Природа моего края»»

    Защита проекта

    «Мой край»

    Устный журнал «Я –будущий кадет»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

    Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс

    Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

             Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

             Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

    Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

    Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я - гражданин»

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Я-гражданин"...