Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»
рабочая программа (4 класс) по теме

Пономаренко Елена Николаевна

           Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению   на 2013/2014 год «Я – гражданин России» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной (издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2011 год). В авторскую программу изменения не внесены.

         Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

  • содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
  • оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
  • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
  • создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Содержание учебных пособий «Я - гражданин России»

построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

             Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ  является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

            Актуальность и педагогическая целесообразность  курса - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

      Срок реализации программы – 2 года ( 3-4 класс). Содержание программы 4 года обучения рассчитано на 32 часа. В авторскую программу внесены изменения, так как продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Добавлен 1 час в раздел  «Древняя Русь» и 1 час в раздел «Московское государство». Возраст учащихся – 10-11 лет.

         Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы  курса

Обучащийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства  - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Содержание программы курса

4 класс  Мое настоящее и далекое прошлое (34 часа)

Введение. От прошлого к будущему.

Зачем мне история? (1 час)

Раздел I. Древняя Русь (7 часов) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда,

вече, ярлык.

Раздел II. Московское государство (7 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя (5 часов)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

Понятия: Отечественная война, генеральное сражение,

фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия  - государственное устройство (Российская  Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).

Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение (1 час)

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Виды деятельности

(практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Кол-во часов

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

Планируемая

дата

Факти-

ческая

дата

1

Введение.

От прошлого

к будущему.

Зачем мне история?

Круг мнений по теме

«Прошлое должно служить

современности!» (Д. Лихачев).

Интеллектуальная игра

«Что я знаю»

1

2.09

Древняя Русь

7

2

Восточные славяне

и их соседи. Образование

Древнерусского государства

Видеофрагменты докумен

тальных и художественных

фильмов (подготовка

и показ). Лента времени

1

9.09

3

Крещение Руси. Киевская Русь.  Владимир Мономах, Ярослав Мудрый

«Крылатые» слова

1

16.09

4

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных

примерах)

Встреча с древней Москвой

(выставка репродукций

картин)

1

23.09

5

Монголо-татарское

нашествие. Борьба против монголо-татар

Лента времени.

Дополнительное чтение

1

30.09

6

Новгородская Русь

и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере

Памятные даты. Обсуждение

исторического фильма

«Александр Невский»

(реж. С. Эйзенштейн)

2

14.10

21.10

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси

«На поле Куликовом»

(знакомство с сайтом

Государственного военно-

исторического и природного

музея_заповедника «Куликово

поле»1)

1

28.10

Московское государство

7

8

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства

Лента времени. «Крылатые»

слова. Историческая карта

1

4.11

9

Жизнь и быт людей.

Возникновение

книгопечатания.

Первопечатник Иван

Федоров

Тема для обсуждения:

«Что нужнее современному

человеку: книги

или компьютер?». Первые

буквари. Мой букварь.

Мой любимый учебник

1

18.11

10

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.

К.З. Минин и Д.М. Пожарский.

Подвиг Ивана Сусанина

Смутное время в литературе,

музыке, живописи

3

25.11

2.12

9.12

11

Крепостное право. Степан Разин

Видеофрагменты

художественного фильма

«Степан Разин»

1

16.12

12

Жизнь, быт и культура России в XVII веке

История одного музейного

экспоната (рассказ по кругу)

1

23.12

Российская империя

5

13

Петр I и преобразования в России

Реформы Петра I:

что они дали России

1

30.12

14

Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета

«И грянул бой!» –

Полтавская битва

в литературе и живописи.

Коллажи «Окно в Европу»,

«Вторая столица».

1

13.01

15

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать

М.В. Ломоносов – эпоха

русской науки.

«Быть верным Отечеству»

(о жизни и победах

А.В. Суворова).

Школа в Российской империи

2

20.01

27.01

16

Крестьянская война

под предводительством Е. Пугачева.

Культура России

По музеям России

(виртуальная экскурсия)

1

3.02

Россия в XIX веке

5

17

Отечественная война

1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение

Инсценировка фрагмента

литературного произведения

о войне 1812 года

2

10.02

17.02

18

Николай I и декабристы

Пушкин и декабристы

«Лицей в Царском Селе»

(г. Пушкин) – рассказ_

путешествие по залам музея

1

24.02

19

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века.

Отмена крепостного права

Россия второй половины

XIX века в литературе,

живописи и искусстве

1

10.03

20

Жизнь, быт и культура России

Сокровища России XIX века

1

17.03

XX–XXI век. История и современность

8

21

Начало века: войны

и революции.

Образование СССР

Крейсер «Варяг».

Революция в литературе,

живописи, музыке.

Инсценировка песен

Гражданской войны

2

24.03

31.03

22

Великая Отечественная война. Города-герои.

Герои фронта и тыла

Школа в годы войны.

Письма с фронта.

Дети военной поры

3

7.04

14.04

21.04

23

Достижения науки

и техники. Освоение

космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России

Концерт-презентация

«Космические дали»

2

28.05

5.05

24

Новая Россия –

государственное устройство (Российская Федерация).

Государственные символы

(герб, флаг, гимн)

Сочинение-размышление

«Будущее нашей страны»

1

12.05

25

Заключение

Обсуждение темы

«Самое значительное событие

нашей истории».

Интеллектуальная игра

«Что я узнал»

1

19.05

Материально-техническое обеспечение курса

Литература (основная и дополнительная)

Основная литература

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2011

2. Чутко Н.Я. Я  - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. -192 с.

3. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.  64 с.

Дополнительная литература

  1. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
  2. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
  3. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

Оборудование и приборы

  1. Компьютер с программным обеспечением
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран
  4. Ноутбук
  5. Цифровой микроскоп
  6. Модульная система экспериментов

Интерактивные программы и издания на электронных носителях

  1. Как устроены вещи. Интерактивная энциклопедия науки и техники
  2. Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно-методический комплекс
  3. Фантазеры. Талантливый дизайнер: обучающая программа
  4. Азбука искусства. Программно- методический комплекс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Я гражданин России"

Цель программы:создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Я- гражданин России»

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...