Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".
методическая разработка (1 класс) на тему

Хрулева Галина Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России.

Программа «Я – гражданин России» реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся I ступени во второй половине дня. Программа  рассчитана на преподавание в 1-4 классах, 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ Крюковской СОШ на 2013-2014 учебный год.

 Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

При реализации курса используется социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования (ДК Орбита), учреждения культуры (Краеведческий музей, Детская библиотека).

Особенностью изучения курса является своеобразный экскурс по краю, в котором мы живём.

Обязательным условием является: посещение музеев, памятников истории и культуры, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_ya-grazhdanin_rossii.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Крюковская СОШ

                                                                               _____________(Тюнькова Е.Н.)

«______» августа 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно – нравственному направлению

Я – гражданин России

1-2  класс

Составитель:

Соннова Галина Сергеевна,

учитель начальных классов    второй квалификационной категории

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Я – гражданин России» реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся I ступени во второй половине дня. Программа  рассчитана на преподавание в 1-4 классах, 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ Крюковской СОШ на 2013-2014 учебный год.

 Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

При реализации курса используется социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования (ДК Орбита), учреждения культуры (Краеведческий музей, Детская библиотека).

Особенностью изучения курса является своеобразный экскурс по краю, в котором мы живём.

Обязательным условием является: посещение музеев, памятников истории и культуры, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  • образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах Московской области - Флаге, Гербе;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории Московской области;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
  • любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил этики, культуры речи.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные общеучебные действия

  1. умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  1. умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  2. умение выражать свои мысли;
  3. управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  4. использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  1. волевая саморегуляция;
  2. оценка;
  3. коррекция.

Личностные УУД

  1. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  2. осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  3. осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  4. осознание ответственности за общее благополучие;
  5. развитие этических чувств;
  6. установка на здоровый образ жизни;
  7. самооценка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 1 КЛАСС.

п/п

Содержание учебного материала

Дата

план

Дата

факт

1

Я - ученик. Мы - ученики.

2

Мы, наш класс и наша школа.

3

Большой урок для маленького гражданина.

4

Как жить в мире с собой и другими.

5

Мы живем в России.

6

Понятие «символика».Герб.Гимн.

7

Понятие «символика».Флаг.

8

История Российского флага.

9

Россия - Родина моя.

10

Русь, Россия, Родина моя.

11

7 чудес света.

12

Проект «Чудеса света».

13

Чудеса России. Собор Василия Блаженного.

14

Чудеса России. Петергоф.

15

Золотое кольцо России.

16

Золотое кольцо России. Владимир.

17

Достопримечательности России. Города.

18

Достопримечательности России. Усадьбы.

19

Достопримечательности России. Монастыри.

20

Исторические достопримечательности России. Церкви.

21

Исторические достопримечательности России. Живость.

22

Достопримечательности России. Монастыри. Исторические фотографии.

23

Исторические достопримечательности России. Музеи.

24

Исторические достопримечательности России. Памятники, скульптура.

25

Достопримечательности России. Монастыри. Исторические фотографии.

26

Моя малая Родина.

27

Проект «Моя малая Родина».

28

Безопасный путь от дома до школы.

29

Проект «Мой безопасный путь в школу».

30

Многообразие природы мира.

31

Многообразие природы своей местности.

32

Правила дорожного движения.

33

Соблюдай правила дорожного движения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся 1 класса:

  • познакомятся с понятием «символика»;
  • научатся выбирать наиболее безопасный путь от дома до школы;
  • узнают достопримечательности страны и родного края;
  • научатся различать деревья по листве;
  • освоят элементарные знаки дорожного движения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 2 КЛАСС.

п/п

Содержание учебного материала

Дата

план

Дата

факт

1

Город, в котором я живу.

2

Мой любимый город.

3

Местоположение нашей области на карте

4

Символика России.

5

Символика Московской области.

6

О городе Чехове.

7

История города Чехов и земли Лопасненской

8

Город Чехов вчера.

9

Город Чехов сегодня.

10

Город Чехов завтра.

11

Почетные граждане города.

12

Предприятия, организации города.

13

Особенности жизни в городе.

14

Взаимоотношения с окружающими, сверстниками и взрослыми.

15

Общение с окружающими, сверстниками и взрослыми.

16

Знакомство с животным миром.

17

Знакомство растительным миром.

18

Сезонные наблюдения за природой своей местности.

19

Красная книга.

20

Проект «Красная книга».

21

Государственные мемориальные музеи-заповедники Подмосковья

22

Музей-усадьба имени А.П. Чехова «Мелихово».

23

Мини-сочинение «Мой любимый край»

24

Героическое прошлое Подмосковья. Герои Подмосковья.

25

Конкурс рисунков «Я горжусь своей Родиной»

26

Писатели и поэты Подмосковья.

27

Я – читатель. Экскурсия в библиотеку.

28

Художники Подмосковья

29

Народные промыслы Подмосковья.

30

«Вставай страна огромная…» Конкурс рисунков о героическом прошлом края

31

Заповедники Подмосковья

32

Экологическая обстановка Подмосковья

33

Экскурсия «Здравствуй, безопасное лето!»

34

Итоговое занятие-викторина «Мой край»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся 2 класса:

  • расширят знания о родном городе, его местоположении;
  • уточнят представления об особенностях жизни в городе и на селе;
  • получат представление о нравственных нормах взаимодействия с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, отзывчивости;
  • научатся налаживать взаимоотношения, общаться с окружающими их сверстниками и взрослыми;
  • познакомятся с символикой Московской области;
  • продолжат знакомство с животным и растительным миром;
  • научатся вести сезонные наблюдения за природой своей местности;
  • познакомятся с Красной книгой Московской области;
  • познакомятся с местоположением нашей области на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Я гражданин России"

Цель программы:создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Я- гражданин России»

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...