Через внеурочную деятельность к толерантности
статья на тему

Матросова Елена Александровна

Данная статья посвящена развитию толерантности как личностного качества детей младшего школьного возраста, поскольку именно эти ученики наиболее восприимчивы, ведут себя непосредственно, это дает большие возможности для эффективной социализации. Показан опыт и различие между терминами "терпимость" и "снисходительность". Отмечается, что успешность формирования толерантной личности ученика во многом определяется культурой толерантного учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Через внеурочную деятельность к толерантности

Матросова Елена Александровна,

студентка 35 группы

ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа

Научный руководитель: Кораблева Альбина Александровна,

Кандидат педагогических наук

Annotation: This article is devoted to the development of tolerance as a personal quality of children of primary school age because these pupils are the most susceptible, they behave directly, it gives big opportunities to socialize effectively. The expedience and the difference between the terms "tolerance" and "indulgence" are shown. It is also mentioned that the success of formation of a tolerant personality of a pupil is mostly determined by a tolerant teacher's culture. 

Keywords: tolerance, extracurricular activities, indulgence, education, primary school age.

В настоящее время средства массовой информации широко освещают проблему толерантного отношения на государственном и международном уровнях. Толерантность устанавливает приоритетом не классовые, а общечеловеческие ценности, что является непременным условием создания и развития демократического общества. Школа является уменьшенной моделью современного общества. В ней все чаще и чаще обучаются дети разных национальностей, религиозных и мировоззренческих взглядов. Перед всеми педагогами встает вопрос: каким образом и с помощью каких средств создать условия для формирования толерантных качеств личности школьника в процессе образования. Этим обусловлена актуальность воспитания толерантной личности уже в начальной школе. Неотъемлемую часть образовательного процесса составляет внеурочная деятельность, в рамках которой происходит формирование морально – этических качеств и убеждений личности. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью педагогического процесса и имеет широкий спектр возможностей по взаимодействию его участников: педагогов, детей, администрации, родителей. Характер отношений, который складывается между ними, является важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе. Эти отношения многообразны, и каждое из них имеет мотивационно-ценностный, познавательный и эмоциональный компоненты. Условием идеальных взаимоотношений в обществе является толерантность, поэтому школа как социальный институт требует от педагога знания проблем, связанных с воспитанием толерантности, и способов их решения.

Для того чтобы воспитание толерантности было продуктивным и эффективным, необходимо знание сущности термина, а также его аспектов. В различных языках мира толерантность имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного – «терпимость» и в качестве глагола – «терпеть». Во французском - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В связи с этим наряду с понятием толерантности все чаще употребляют термин «терпимость» и однокоренные с ним (терпение, терпеть), подменяя одно другим. Эти понятия не являются тождественно равными. Согласно определению С.И.Ожегова, «терпение – это способность терпеть, т.е. безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное)» [Ожегов, 2008]. Это одно из значений. Отсюда можно сделать вывод, что человек, становясь толерантным, непременно должен страдать. Однако понятие терпимости не охватывает всю глубину смысла толерантности, а также противоречит определению, данному в Декларации принципов толерантности, которое гласит, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [Декларация принципов толерантности, 1995]. Соответственно, данные понятия не стоит употреблять в качестве синонимов и считать тождественно равными.

Период младшего школьного возраста является наиболее важным для личностного развития ребенка, потому что интенсивно развиваются психические функции, процессы, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В этот период воспитание толерантности будет наиболее продуктивным, так как имеется большой арсенал средств и приемов воспитания. Младший школьник наиболее восприимчив, непосредственен в поведении, что дает большие возможности для эффективной социализации. В этом возрасте, согласно периодизации Д.Б. Эльконина игровая деятельность сменяется учебной, последняя из которых и становится ведущей. Ярко выраженными являются познавательные процессы. В этом возрасте младший школьник может делать обобщение, первые выводы, строить элементарные умозаключения. Фундамент нравственного поведения так же закладывается в младшем школьном возрасте, именно в этот момент происходит усвоение личностью правил поведения, этикета, моральных норм. Уже в этом возрасте следует уделить большое внимание на развитие у младших школьников способности к рефлексии собственных действий по отношению к другим, не похожим на него. Характер младших школьников отличается импульсивностью: они склонны действовать под влиянием побуждений, не взвесив всех обстоятельств. Также они очень эмоциональны: непосредственно и откровенно выражают радость, горе, печаль, а также другие амбивалентные чувства. Такая почва наиболее благоприятна для воспитания толерантного сознания, так как устои и принципы еще не сформировались, поэтому мы можем предупредить их негативное проявление и найти им применение.

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя, который ориентирован на освоение форм и методов организации работы с обучающимися младшего школьного возраста.  В этот период дети сами по себе чаще всего не являются источником агрессии и злобы; они только воспроизводят те установки, которые получены ими в условиях семьи или распространены в данной среде общества.

Важно, чтобы учитель начальных классов создавал в любой деятельности, в том числе и внеурочной, ситуации нравственного выбора, которые анализируются и оцениваются с точки зрения этики и морали. К формам оценочной деятельности относят рефлексию, которая представляет собой осмысление, «пропускание» через призму собственного «Я», своих поступков, слов, чувств и внутренних состояний. Особое внимание во внеурочной деятельности уделяется формированию навыков сотрудничества и заботы о ближнем.

Формирование данного важнейшего качества берет свое начало в условиях семьи, затем развивается в условиях начального образования и продолжается на протяжении всей жизни.

Толерантность является одной из составляющих системы базовых национальных ценностей, на основе которых возможно духовно-нравственное объединение многонационального народа любого государства. Её ставят в один ряд с такими важными понятиями, как патриотизм и гуманизм. Без них невозможна жизнь в мировом обществе. Чтобы ребенок осмыслил эти понятия, он должен их прочувствовать, пережить. Эффективность осмысления повышается благодаря совместной деятельности и эмоциональному подкреплению. Ввиду своего широкого использования термин «толерантность» становится международным.

Библиографический список:

  1. Декларация принципов толерантности, 1995
  2. Кораблева, А.А., Толерантность как ценность личности в поликультурном обществе [Текст] / А.А. Кораблева // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — №1.
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.
  4. Рожков, М.И. Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А. Воспитание толерантности у школьников [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. — Ярославль, 2003. — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценн...

Программа внеурочной деятельности "Воспитание толерантности"

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 до 11 лет. цель данной программы - научить младших школьников уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, следовать мора...