Кукла -хороводница
методическая разработка по теме

Кукла - хороводница. Рукоделие с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla-horovodnitsa.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие рукоделия по теме: Русская народная игрушка «кукла хороводница»

Цель: эстетическое воспитание школьников через формирование умений при выполнении тряпичной куклы; познакомить с традиционной русской народной игрушкой;

воспитывать интерес к народным традициям; прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

 развивать высшие психические функции и коммуникативные навыки.

Оборудование:

Заготовки на каждого ребёнка:

-2 круглых тряпичных  лоскутка

1 квадратный тряпичный  лоскуток

1треугольный тряпичный  лоскуток

 шпажки с заготовкой головы

 резиночки.

-Готовые куклы: хороводница, берегиня.

-Игрушки: мячик, машинка, кукла современная.

-Свистулька, матрёшка.

-Изображение оловянного солдатика.

-Разноцветная посуда для раздаточного материала.

-Заготовки косичек из ниток.

Словарная работа:

 в старину

русские народные куклы

мотанки

берегиня

хороводница

оловянный солдатик

борток

Русь

металл

Организационный момент:

Вводное слово воспитателя: 

-Ребята, я рада вас сегодня видеть, у нас гости(давайте поздороваемся с ними), и мы должны гостям  показать, что мы умеем. Сидеть за партами вы умеете? Внимательно слушать вы умеете? Выполнять задания умеете?

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг!               Пожимают друг другу руки.

– Как ты тут?                         Похлопывают друга по плечу.

– Где ты был?                        Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.

– Я скучал!                            Прикладывают правую руку к сердцу.

– Ты пришел?                       Берутся за руки.

– Хорошо!                             Обнимают друг друга.

Основная часть

Рассказ воспитателя о русских народных  куклах

-Ребята! А загадки отгадывать вы умеете?

Загадки про игрушки.

Есть кабинка, кузовок,

откидной на нём борток,

есть колёсики и шинки

у игрушечной…(машинки).

Круглый, цветной, прыгает,

скачет, а называется  …(мячик)

Я хорошая игрушка,

буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

закрывать умею глазки (кукла)

 

- Машинки, кукла, мячик. Ребята как это можно назвать одним словом? (Игрушки)

- Это сейчас вы играете в такие игрушки, а как вы думаете, в какие игрушки играли дети в старину (словарная работа - прежние, давно прошедшие времена), (ответы детей), стихи про свистульку, матрёшку.

Деревянные сестрёнки,
Все одёжки расписные.
И мальчишки, и девчонки
Знают, кто они такие.
Вот их было целых восемь,
А теперь одна осталась;
У сестрёнки этой спросим,
Что же с остальными сталось?
И она нам рассказала, 
Что когда-то на Руси
Эту хитрую игрушку
Мастера изобрели.
- Дать могу одну подсказку,
Хватит вам её вполне:
Все мои сестрёнки сразу
Помещаются во мне.
Угадали, что за крошки?
Деревянные… (матрёшки)

Эх, матрёшечка -матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять. (Показ игрушек)


Мастер глину замесил

И игрушек налепил.
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял          И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:
Цвет малиновый и синий,
Жёлтый – яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки –
Музыкальные свистки.

- А еще чем играли дети простых людей? Игрушками, которые можно было самим сделать. Это были куколки из тряпочек, разноцветных лоскутков. Их так и называли – куклы-мотанки. Тряпочку на тряпочку наматывали. Они делаются без использования ножниц и иголок. Куклам намеренно не делали лица, чтобы не привлекать злых духов, оно было просто белое.

Показ кукол  «берегиня» и «хороводница»

-Как вы думаете, что делает кукла берегиня? (Оберегает хозяев дома от зла) Её весили над дверью в доме, чтобы она не пропускала в дом злых людей.

-А что делает кукла хороводница? (Водит хороводы, забавляет) Она забавляла ребятню, посмотрите как кружится юбка!

Этих кукол называют русские народные куклы.

Делать мы с вами будем вот эту куклу хороводницу.

Анализ образца изделия:

Рассматривание поделки:

-Из каких частей состоит? Из какого сделана  материала?  (ответы детей)

- Знаете ли вы кто такой  оловянный солдатик? (Это тоже игрушка, но из чужой страны Дании. Состоит она из металла олова.

Физминутка: 

Давайте повторим. Покажите левую руку? Покажите правую ногу?

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.                         Стоят на правой ноге.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади!                                Шагают на месте.

А теперь постой на левой,                         Стоят на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.                         Прыжки на месте.

Практическая работа

Повторение техники безопасности.

Объяснение последовательности. Рассказ воспитателя: что за чем делается в изготовлении куклы

1).Берём большой круглый кусок ткани, одеваем его на голову, закрепляем резиночкой через голову. Получилась нижняя юбка.

2).Берём второй круглый цветной кусок ткани поменьше, одеваем сверху, закрепляем ещё резиночкой. Получилась верхняя юбка.

3). Берём белый квадратный кусок ткани, сворачиваем на раз, два, три с двух сторон, края закрепляем резиночками - получились рукава. Находим здесь середину, надеваем сверху на нашу куклу. Закрепляем резиночкой, формируем по бокам руки при помощи резиночек. Получилась голова и белая рубашка.

4). Что осталось сделать?  Просовываем косичку под верхнюю резиночку. Одеваем платочек.  Кукла готова!

  Перед изготовлением:

1.Наша куколка грустит:

не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

кукле будет веселей!

2.Выполнение  работы

(во время выполнения звучит музыка русская народная «Во саду ли в огороде» и т. п.)

-А  теперь взяли пальчиками за палочку, поиграем, я буду говорить и показывать, а вы за мной повторяйте.

-Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!

Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

 Итог:

 Выставка готовых кукол. Оценка готовых изделий.

Какую поделку мы сегодня изготовили? (Русская народная игрушка кукла «хороводница»)

Почему она называется русская народная? (Выдумал  эту куклу русский народ)

Почему она называется хороводница? (Потому что она водит хороводы)

Из каких частей состоит кукла?

Из какого материала изготавливали куклу?

Рассказать как изготовить куклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"

Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...

Театральная кукла. Кукла- марионетка.

Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству "Сувенирная кукла. Кукла на национальный лад"

1.      ФИО (полностью)Бармина Валентина Федоровна2.      Место работыМБОУ «Якушкинская СОШ»3.      ДолжностьУчит...