Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Зоология в рисунках"
рабочая программа (2 класс) на тему

Брюховец Оксана Васильевна

Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО ________________________

________________________

От________2017г. № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора               по УР

________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________

Приказ  от ____2017г. № ___

Рабочая программа адаптированной внеурочной деятельности

естественнонаучной направленности

«Зоология в рисунках»

Учителя   Брюховец Оксаны Васильевны

Срок реализации  1 год

     

г. Покачи

2017г.


Пояснительная записка

Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Адаптировать ребёнка - это значит приспособить его к развитию, позволяющее в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.

   Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса окружающий мир в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие  связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к окружающему миру, к живой и неживой природе; развитие приёмов умственной деятельности.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и  формального заучивания. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, видят.

Обучающиеся с задержкой психического развития (далее ЗПР) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].

Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. 

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность, задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны: низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития. Коррекционное обучение, направленное на оптимизацию мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей (Лубовский, 1979).

Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых (Усанова, 2006).

К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев сформированности компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации (Усанова, 2006)

Особые образовательные потребности учащихся с ЗПР

Для учащихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

∙ учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для учащихся с ЗПР;

∙  постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и динамики психофизического развития;

∙ постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

∙ постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

∙ специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

∙ постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

∙ развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет общие со здоровыми детьми потребности, главная из которых – необходимость в любви и стимулирующей развитие обстановке.При реализации адаптированной внеурочной программы, большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и самоутверждению детей.

Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с миром животных и растений, способствуют  формированию эмпатии у детей, и мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы. Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.

Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества.

Актуальность        внеурочной     общеобразовательной        программы

«Зоология в рисунках» обусловлена изучением видового состава животного мира и закрепление пройденного материала в виде творческой работы изучаемого объекта, что позволяет учащимся эффективнее и эмоциональнее запоминать материал. Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень приспосабливания, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

      Отличительная особенность данной программы заключается в  том, что она направлена на привитие основ экологической культуры ребенка  через эстетическое восприятие и изображения животного мира. Занятия проходят с использованием информационно - компьютерных технологий. Дети знакомятся с разнообразием животного мира, основами экологической культуры. Формируют представление о ценности жизни живых организмов, экологически целесообразного поведения человека, развивают творческий потенциал и воображение при помощи изобразительного искусства. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Наблюдение за животными и их изучение вызывает у учащегося созидательные и эстетические чувства, бережное отношения к природе, формирование экологической культуры.

Внеурочная общеобразовательная программа «Зоология в рисунках» естественнонаучной направленности. Она интегрирует в себе теорию эколого-натуралистического направления и нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве. Рисование - первый вид творческой деятельности ребенка. Рисуя, они учатся видеть, понимать окружающий мир. Рисование приучает анализировать формы, развивает зрительную память, пространственное мышление, свободу для самовыражения, развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Радость от творчества становится намного доступнее, когда они учатся рисовать с помощью различных приемов и методов, которые разрешают трудности в рисовании. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным, познавательным и занимательным, облегчает преодоление трудностей при усвоении нового материала. В программе использованы такие нетрадиционные техники рисования как: монотипия, рисование пальчиками, точечное рисование, рисование свечой, рисование набрызгом, методом отпечатка и др.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья так же происходит через различные мероприятия, проводимые на станции юных натуралистов, конкурсах, выставках. Знания и умения, полученные на занятиях, учащиеся реализуют в викторинах, олимпиадах. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, даст положительные результаты.

Формы организации образовательного процесса – групповые. При организации занятий используются следующие методы:

методы стимулирования познавательного интереса – викторины, конкурсы;

 -методы формирования эстетического отношения к природе;

  • словесные методы: рассказ, устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста;
  • наглядные методы: демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.;
  • практические методы: упражнение, практическая работа, самостоятельная работа.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий – количество часов в неделю: 1 час; в год 34 академических часов (один академический час – 40 минут) .

Процесс обучения предусматривает проведение различных типов занятий: комбинированного, теоретического, практического.

Виды занятий: беседа, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, наблюдение, практическое занятие, презентация, экскурсия и др.


Цель и задачи программы

Цель: формирование основ экологической культуры, развитие творческого потенциала, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Задачи:

  • расширить знания о многообразии животных  родного края;
  • сформировать систему эколого-биологических знаний;
  • сформировать представление о ценности любой формы жизни;
  • сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека;
  • развить индивидуальные способности детей, творческий потенциал и воображение;
  • развить слуховое восприятие посредством речевого акцента;
  • воспитать   нравственные   качества,  такие  как        сопереживание,  любовь, бережное отношение.

Формы проведения занятий

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя дискуссии, беседы, рассказы.

Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний (творческие задания в виде рисунков в исполнении нетрадиционных техник рисования, карточки по выбору, работа в группах, тестовые задания, викторины), коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер-классы, экскурсии.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: Ознакомление с содержанием программы «Зоология в рисунках». Тестирование. Инструктаж по технике безопасности. Вводный  инструктаж.

Практика: Экскурсия № 1: «Знакомство с животными мини-зоопарка».

Раздел 2. Позвоночные. Рыбы

Теория: Первые наскальные изображения животных. Самые первые рыбы. Внешнее строение рыб. Форма тела как приспособление к водной среде обитания.

Отличие хрящевых рыб от костных. Боковая линия и ее предназначение. Самые зубастые хрящевые рыбы – акулы.

Домашние питомцы - обитатели аквариумов.

Практика:«Рисуем пальчиками и ладошками".


Экскурсия № 2: «Обитатели подводного мира».

Тематический контроль: викторина, выставка творческих работ.

Раздел 3. Земноводные

Теория: Вымершие представители амфибий. 3 современных отряда земноводных. Безногие амфибии. Приспособление организма к внешним условиям среды обитания. Чем они отличаются от змей? Представители фауны ХМАО.

Хвостатые амфибии. Внешнее строение. Обитатели нашей территории. Бесхвостые земноводные. Внешнее строение и отличительные черты. Сходство и отличие земноводных от рыб. Жизнь на суше и в воде.

Практика: Рисование свечой. Монотипия. Рисование «набрызгом». Экскурсия № 3: «Очаровательные амфибии».

Тематический контроль: индивидуальные карточки, выставка творческих работ.

Раздел 4. Пресмыкающиеся

Теория: Почему эти животные названы пресмыкающимися? Самые первые представители. Особенности строения, позволившие им полностью перейти к наземному образу жизни. Значение чешуйчатых пресмыкающихся в природе и жизни человека. Представители нашего округа. Самые медленные рептилии. Крокодилы и другие представители данного отряда.

Практика: Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Экскурсия № 4: «Путешествие к пресмыкающимся».

Тематический контроль: работа в группах, выставка творческих работ.

Раздел 5. Птицы

Теория: Самые древние птицы. Происхождение птиц от пресмыкающихся. Что позволило птицам освоить полет? Основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих. Почему пингвины не летают? Строение пера. Страусообразные. Дневные хищники. Совы. Обитатели нашей местности. Куриные. Воробьиные – самый многочисленный отряд.

Практика: Техника рисования «монотипия», аппликация с дорисовыванием, рисование при помощи овалов и дополнительных линий, рисуем пальчиками и ладошками, метод отпечатка.

Экскурсия № 5.

Тематический контроль: игра-путешествие «А я хочу как птица…», выставка творческих работ.

Промежуточный контроль: тестовые задания.

Раздел 6. Млекопитающие

Теория: Внешний облик и различия. Яйцекладущие, или первозвери –  в чем их особенность? Для чего сумчатым сумка? Яйцекладущие, сумчатые, насекомоядные – очень древние и наиболее примитивные млекопитающие. В 10 раз лучше человека слышат только рукокрылые. В чем секрет?

Сходство и отличие грызунов и зайцеобразных? Значение грызунов в жизни человека. Обитатели нашей местности.

Китообразные – самые крупные млекопитающие. Цедильный аппарат. Почему ластоногих называют полуводными?

Хищные. Животные нашей местности. Животные красной книги. Хоботные.

Парнокопытные – самые одомашненные животные. Почему их называю жвачными? Непарнокопытные. Почему млекопитающие считаются наиболее высокоорганизованными? Какие животные обитают в нашей местности, их значение?

Приматы. Почему человека относят к данному отряду? Приспособление обезьян к жизни на деревьях. Сходство и различие приматов с другими млекопитающими.

Практика: Рисование свечой. Рисование «набрызгом». Рисование мятой бумагой. Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Монотипия. Рисование мелом. Аппликация с дорисовыванием.

Экскурсия № 6: «Самые развитые существа планеты».

Промежуточный контроль: индивидуальные карточки, выставка творческих работ.

Итоговый контроль: работа в группах.

Раздел 7. Заключительное занятие

Теория: Подведение итогов за год.

Практика:     Рисунок    на    свободную    тему    при    помощи      техники

«Ниткография». Выставка творческих работ «Братья наши меньшие». Театр экспромт: «Мы пришли в зоопарк».

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места  и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции


животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.      В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Личностные результаты:

              -знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

            -сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и  др.); эстетического отношения к объектам живой природы.

   Календарно-тематическое планирование

№ п/п

            Тема

Кол-во часов

Дата

Введение-2 ч

1

Ознакомление с содержанием программы «Зоология в рисунках». Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Экскурсия № 1

1

Рыбы-5 ч

3

Первые наскальные изображения животных. Самые первые рыбы.

1

4

Внешнее строение рыб

1

5

Самые зубастые хрящевые рыбы – акулы.

1

6

Домашние питомцы - обитатели аквариумов.

1

7

«Рисуем        пальчиками        и        ладошками».        Рисуем        методом

«отпечатка». Изучаем технику «Точечное рисование».

1

Земноводные-6 ч

8

Кто такие земноводные? Внешнее строение.

1

9

Вымершие представители амфибий.

1

10

Приспособление организма к внешним условиям среды обитания. Чем они отличаются от змей?

1

11

Представители фауны ХМАО.

1

12

Сходство и отличие земноводных от рыб. Жизнь на суше и в воде.

1

13

Рисование «набрызгом».

1

Пресмыкающиеся-6 ч

14

Почему эти животные названы пресмыкающимися?

1

15

Самые первые представители. Особенности строения, позволившие им полностью перейти к наземному образу жизни.

1

16

Значение чешуйчатых пресмыкающихся в природе и жизни человека. Представители нашего округа.

1

17

Самые медленные рептилии. Крокодилы и другие представители данного отряда.

1

18

Рисование при помощи овалов и дополнительных линий.

1

19

Экскурсия № 2

1

Птицы-4ч

20

Самые древние птицы. Происхождение птиц от пресмыкающихся

1

21

Что позволило птицам освоить полет? Основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих

1

22

Обитатели нашей местности.

1

23

Техника рисования «монотипия», аппликация с дорисовыванием, рисование при помощи овалов и дополнительных линий, рисуем пальчиками и ладошками, метод отпечатка.

1

Млекопитающие-6ч

24

Внешний облик и различия. Яйцекладущие, или первозвери –  в чем их особенность?

1

25

Китообразные – самые крупные млекопитающие.

1

26

Хищные. Животные нашей местности.

1

27

Животные красной книги.

1

28

Парнокопытные – самые одомашненные животные.

1

29

Рисование «набрызгом». Рисование мятой бумагой. Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Монотипия. Рисование мелом. Аппликация с дорисовыванием

1

Заключительное занятие

5

30

Подведение итогов за год.Тест.

1

31

Экскурсия № 3

1

32

Театр экспромт: «Мы пришли в зоопарк».

1

33

Рисование  рисунков на тему "Братья наши меньшие"

1

34

Выставка творческих работ «Братья наши меньшие».Обсуждение.

1

        

Методические материалы

Дидактическое обеспечение: слайд-презентации, аудио- и видеозаписи, иллюстрации животных, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и  вопросами – суждения, образцы рисунков), зоологическое лото, общеразвивающие настольные игры, информационные буклеты и т.д.

Список литературы

  1. Биология. Животные. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений

/ В. В.Латюшин, В. А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2012. – 302, [2] с. : ил.

  1. Воробьева, Л.В. Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» для 1 класса начального общего образования. Л.В. Воробьева.
  2. Зотов, В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально– ценностного отношения к природе [Текст]: дис. … канд. пед. Наук/ В.В. Зотов.

– Москва, 1998. – 147 с.

  1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Авторская программа. Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
  2. Поморцева, Т.А. Авторская образовательная программа для младших школьников «Мы живем в Кузбассе». Т.А. Поморцева.
  3. Программы дипломантов III Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования: В 2ч. Ч.1. / Сост. О.В. Ярушина, Г.М. Пилипчук, М.В. Маюрова. – Сургут, 2003. – 100 с.
  4. Серия «Эрудит». Мир животных. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.: ил.
  5. Ходякова Т.В. Программа экологического воспитания младших школьников «Природа и дети». Т.В. Ходякова г. Моршанск 2013г.
  6. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая  программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
  7. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева// учебно-методич. пособие. – Саратов, 1999.
  8. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова//книга для учителя и воспитателя. – М.: Просвещение. 1993.

Интернет ресурсы

  1. http://doc4web.ru/izo/rabochaya-programma-izo-klass-fgos-shkola- rossii.html
  2. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59- diagnosis-motivational-sphere/618-g-luskanova-methods-of-studies-of- children-with-learning-difficulties-questionnaire-to-assess-the-level-of-school- motivation
  3. http://artsch2.ru/obrazovatelnaya-programma
  4. http://festiva.1september.ru/articles/566003/


[1]         Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности  

   «Зоология в рисунках» для 2 классов

Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.

Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет общие со здоровыми детьми потребности, главная из которых – необходимость в любви и стимулирующей развитие обстановке. При реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и самоутверждению детей.

Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с миром животных и растений, способствуют  формированию эмпатии у детей, и мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы. Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.

Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества.

Актуальность внеурочной  адаптированной программы «Зоология в рисунках» обусловлена изучением видового состава животного мира и закрепление пройденного материала в виде творческой работы изучаемого объекта, что позволяет учащимся эффективнее и эмоциональнее запоминать материал. Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень приспосабливания, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

      Отличительная особенность данной программы заключается в  том, что она направлена на привитие основ экологической культуры ребенка  через эстетическое восприятие и изображения животного мира. Занятия проходят с использованием информационно - компьютерных технологий. Дети знакомятся с разнообразием животного мира, основами экологической культуры. Формируют представление о ценности жизни живых организмов, экологически целесообразного поведения человека, развивают творческий потенциал и воображение при помощи изобразительного искусства.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий – количество часов в неделю: 1 час; в год 34 академических часов (один академический час – 40 минут) .

Процесс обучения предусматривает проведение различных типов занятий: комбинированного, теоретического, практического.

Цель и задачи программы

Цель: формирование основ экологической культуры, развитие творческого потенциала, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Задачи:

-расширить знания о многообразии животных  родного края;

-сформировать систему эколого-биологических знаний;

-сформировать представление о ценности любой формы жизни;

-сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека;

-развить индивидуальные способности детей, творческий потенциал и воображение;

-развить слуховое восприятие посредством речевого акцента;

- воспитать   нравственные   качества,  такие  как        сопереживание,  любовь, бережное отношение.

Формы проведения занятий

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя дискуссии, беседы, рассказы.

Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний (творческие задания в виде рисунков в исполнении нетрадиционных техник рисования, карточки по выбору, работа в группах, тестовые задания, викторины), коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер-классы, экскурсии.

Методические материалы

Дидактическое обеспечение: слайд-презентации, аудио- и видеозаписи, иллюстрации животных, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и  вопросами – суждения, образцы рисунков), зоологическое лото, общеразвивающие настольные игры, информационные буклеты и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ 2 класс

Данная программа  внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.Курс предназначен для учащихся 2 класса.Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной ус...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 1-4 класс с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуника...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Карусель» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Общая характеристика программы «Карусель» Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов и  относится к образовательной  программе, ориентированной на дости...