Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазеры"
рабочая программа на тему

Брюховец Оксана Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности   "Фантазеры" ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и которая наметила курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazery_2017.docx36.7 КБ
Файл annotatsiya_fantazery_2017.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМС ________________________

________________________

От________2017г. № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора       по ВР

________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________

Приказ  от       .2017 №

Рабочая программа внеурочной деятельности

"Фантазеры"

  на 2017-2018 учебный год

Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Срок реализации: 1 год

Составила: Брюховец О.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 2

Пояснительная записка

                                                                                    «        ...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы

только путем развития и воспитания юных талантов;

                                         для этого же необходимо их раннее узнавание…»

Г.Ревеш

   Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становиться самостоятельно и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.

Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Театральное искусство - одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания в школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников.

Опыт показывает, что театр в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников. Театрализованная деятельность предполагает всемирное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.

Учащиеся младших классов более, чем другие дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие; нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников; приобщение их к общечеловеческим ценностям.

                           

                                   Цель  программы:

Развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения.

                                         Задачи:

1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

2.  Развивать у детей  речевой слух, внимание и память;

3.Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам     русского языка;

4.Развивать речевые и творческие способности;

5. Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;

7.  Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.

           Актуальность программы кружка: младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Кроме того, программа призвана осуществлять взаимосвязь и преемственность учебной и внеурочной деятельности, как механизма обеспечения полноты и цельного образования.

Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность программы. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

         Программа «Фантазеры» по содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурной; по форме организации – групповой. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение прошлого опыта. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, формирует чувства гармонии.

В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Считаю, что на сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы, но и для других школ, особенно для подрастающего поколения. Эта программа важна для педагогов, которые стремятся организовать досуг детей, стремятся вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства и творческой деятельности в нем.

Огромное значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театрального кружка и театра моды с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий. Процесс самостоятельного изготовления кукол, всегда захватывает и увлекает детей. Изготавливая куклу, ребенок развивает свой мануальный интеллект, учится концентрировать внимание и творит, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества. Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени, пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и которая наметила курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития. Структура программы состоит из нескольких образовательных блоков (теория, практика, экскурсии). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать своими руками кукол, декорации для кукольного театра; сценические костюмы для представлений. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые задания, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока.

Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Методическое обеспечение

Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детском театральном коллективе. Данная программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.

         В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:

1)Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.

2)Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.

3)Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.

        Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.

          В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

      Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

  1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
  2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников
  3. Смена типа и ритма работы.
  4. От простого к сложному.
  5. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.

Режим и формы занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю , 34 часа. Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,  работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные. сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.

К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:

- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;

-  импровизировать  средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);

- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;

- работать в коллективе и подчиняться  общим правилам;

Планируемые результаты :

1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов.

2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.

3. Участие в общешкольных и классных праздниках.

4 .Желание работать в коллективе и подчиняться общим правилам.

В результате изучения учащийся знакомитсяс профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);с устройством театра.

Имеет представление:

1.Что такое театр, его структуру

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

Имеет понятия:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве 5. Водить куклу над ширмой; изготавливать театральную куклу из различных материалов; создавать декорации и афиши для спектаклей.

Приобретает навыки:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Выразительной и правильной речи

4. Коллективного творчества

5. Образного восприятия окружающего мира

Программа включает следующие разделы:

1.Театральная игра

2.Культура и техника речи

3.Ритмопластика

4.Основы театральной культуры

5.Участие в праздниках.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия .

Основными формами проведения занятий являются:

 конкурсы,

викторины,

беседы,

экскурсии в театр и музеи,

праздники.

постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

                          Содержание программы

1. Вводное   занятие  (1ч.)

Знакомство  с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.

2. Театральная игра (2ч.)

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 

 3.Театрализация. (4ч.)

3. Культура и техника речи( 3ч.)

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Работа над стихотворением и басней.

Театрализация. (6ч.)

4. Ритмопластика ( 4ч.)

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5. Театрализация. (13ч.)

Инсценировка литературных произведений.  Участие в праздниках.

6. Итоговое занятие: ( 1ч.)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие  

 1

Театральная игра.

2.

Игры на знакомство.

1

3.

Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских отношений.

1

Театрализация

4.

Чтение стихов об осени

1

5.

Н. Сладков  « Осень».

1

6.-7

Подготовка и проведение праздника «Золотая осень»

2

Культура и техника речи

8

Артикуляционная гимнастика

1

9

Тренинг правильной дикции

1

10

Постановка речевого голоса

1

Театрализация

11-12

Подготовка и проведение праздника «День матери»

2

13

Чтение стихов о зиме

1

14

Массовые игры.

1

15-16

Подготовка и проведение Новогоднего праздника.

2

Ритмопластика

17

Коммуникативные игры и упражнения

1

18

Ритмические игры и упражнения

1

19

Коммуникативные игры и упражнения

1

20.

Развитие свободы и выразительности телодвижений.

1

Театрализация.

21.-23

Подготовка  номеров к школьному  мероприятию "Созвездие талантов"

3

24

Чтение стихов о  папе.

1

 25.

Чтение стихов о маме.

1

26.

Русская сказка «Лиса и Журавль»

1

27.

«Айога». Нанайская сказка.

1

28.

И. Крылов « Стрекоза и Муравей».

1

29 – 31.

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

3

32

К. Чуковский « Краденое солнце»

1

33

С. Михалков « Не стоит благодарности».

1

34.

Итоговое занятие

1

Список литературы

1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2004

2. Гурков А.Н. Школьный театр – Ростов н/ Д Феникс, 2005

3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2000

4. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе), Методическое пособие. – М., ГОУДОД ФЦРСДОД, ч.1,2 – 2006

5. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004

7. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Пособие для педагогов. М. Гуманит. изд., центр ВЛАДОС

8. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002

9. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007

10. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2007

11. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб., Речь, 2007

12. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь – М.: Сфера, 200813. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПБ., Речь, 2006



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

 «Фантазеры»  

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Фантазеры» для 2 класса  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

В данной программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,

соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, учитываются межпредметные связи.

Цель  программы:

Развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения.

Задачи:

1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

2.  Развивать у детей  речевой слух, внимание и память;

3 Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам     русского языка;

4. Развивать речевые и творческие способности;

5.Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;

7. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.

Актуальность программы кружка: младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Кроме того, программа призвана осуществлять взаимосвязь и преемственность учебной и внеурочной деятельности, как механизма обеспечения полноты и цельного образования.

Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.

Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.

Режим и формы занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю , 34 часа. Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,  работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные. сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.

К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:

- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;

-  импровизировать  средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);

- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;

- работать в коллективе и подчиняться  общим правилам;

Планируемые результаты :

1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов.

2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.

3. Участие в общешкольных и классных праздниках.

4 .Желание работать в коллективе и подчиняться общим правилам.

В результате изучения учащийся знакомится:

-с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);

-с устройством театра.

Имеет представление:

1.Что такое театр, его структуру

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

Имеет понятия:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

5. Водить куклу над ширмой; изготавливать театральную куклу из различных материалов; создавать декорации и афиши для спектаклей.

Приобретает навыки:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Выразительной и правильной речи

4. Коллективного творчества

5. Образного восприятия окружающего мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...