Программа по внеурочной деятельности «Я и мой мир»
рабочая программа (3 класс) по теме

Сазонова Татьяна Николаевна

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon я и мой мир366 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности «Я и мой мир» (социальное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Назначение рабочей программы, актуальность и перспективность курса.

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Деятельность детей осуществляется по трём направлениям:

  1. «Моё Я».

  1. «Я и природа».

  1. «Я и другие».

Ценностные установки:  

  • любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Программа  рассчитана на детей 6 – 11 летнего возраста (1-4 классы).

Данная программа рассчитана на 4 года изучения:

1 класс - 32 часа;

2 класс - 34 часа;

3 класс - 34 часа;

4 класс - 34 часа.

Всего объем часов, отпущенных на занятия, составляет 134 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет: 1 класс – 35 минут, 2-4 классы -  40 минут.

Цель Программы: воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 

Решаемые задачи:

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде,
  • выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах,
  • формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
  • участия учащихся в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • формирование гуманных начал жизни в социуме через совместную творческую деятельность;
  • формирование мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

В программе заложены следующие принципы:

  • социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
  •  сотрудничество детей и взрослых;
  • «многоролевой» характер деятельности;
  •  творчество.

Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
  • коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
  • ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Экскурсии
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров


Содержание программы.

«Моё Я».

Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.

С этой целью в школе реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике  простудных заболеваний, беседы с врачом на темы «Как оказывать первую медицинскую помощь», «Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.

«Я и природа».

Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

С целью формирования  экологической культуры в школе проводятся экологические акции, экологические беседы, конкурсы экологических рисунков, участие в научно-практической конференции с проектами на экологическую тематику и пр.    

«Я и другие».

Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную  позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.

Это направление реализуется в ходе проведения таких мероприятий, как проведение акций «Доброе сердце», праздников, встреч с ветеранами Вов, изготовление подарков и пр.

Формы и средства контроля.

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

  • Уровень сформированности  нравственных качеств учащихся;  (приложение № 1).
  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  (приложение № 2).
  • Анкета «Необитаемый остров», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков) (приложение № 3).
  • Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн) (приложение № 4).
  • Изучение самооценки личности младшего школьника (приложение № 5).
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс».
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева.
  • Социометрия.
  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова.
  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман).
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной).
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (В. Е. Щурковой).


Тематическое планирование. 1 класс (66 часа).

Метапредметные планируемы результаты обучения.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД: 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя).

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Личностные планируемые результаты:

Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Раздел

Тема занятия

Форма организации деятельности

Кол-во часов

«Я и другие»

«Первый раз – в первый класс»

Утренник

1

«Я и другие»

«Мое здоровье»

Беседа

1

«Моё Я»

«Мои обязанности»

Читательский клуб.

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Презентация.

1

«Моё Я»

Час развития.

Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся

2

«Я и природа»

Подготовка и проведение КТД «Здравствуй, осень золотая!»

КТД, подготовка  праздничного концерта. Изготовление газеты, выставки.

4

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

КТД, подготовка  праздничного концерта.

4

«Я и природа»

«Знай наш край». «Фотографии моей Родины»

Экскурсия в краеведческий музей.

Фотовыставка (отчет о проведении экскурсии).

3

«Я и другие»

Трудовой десант по уборке класса.

Трудовые дела.

1

«Моё Я»

«Мои родные и близкие».

Беседа. Изготовление газеты (задание на каникулы).

2

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «Сердечко для мамы».

КТД, подготовка  праздничного концерта.

2

«Я и другие»

Акция «Доброе сердце».

Беседа. Сбор книжек и игрушек для продленки, помощь малоимущим детям и пр. 

2

«Я и природа»

«Птичья столовая».

Практическое занятие (изготовление кормушек, кормление птиц).

2

«Я и другие»

 «Гордимся и помним».

Беседа. Экскурсия в школьный музей.

3

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «Новогодние забавы».

«Мастерская Деда Мороза»

КТД, подготовка  праздничного концерта. Практическое занятие (изготовление игрушек, украшение класса).

4

«Я и другие»

Трудовой десант по уборке класса.

Трудовые дела.

1

«Я и другие»

Наш город.

Экскурсия в городской музей.

2

«Моё Я»

Час развития.

Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся.

2

«Я и природа»

«Птичья столовая».

Практическое занятие (кормление птиц). Экскурсия в зимний парк.

1

«Я и другие»

«Традиции моего края».

Экскурсия в музей.

2

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «Богатырские забавы»

КТД, подготовка  праздничного концерта.

3

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «А, ну-ка, девочки!»

КТД, подготовка  праздничного концерта.

3

«Я и природа»

Комнатные растения. Трудовой десант по уборке класса.

Трудовые дела. Работа в зелёном уголке: уход за комнатными растениями.

1

«Я и другие»

Наш город.

Экскурсия в городской музей.

2

«Я и другие»

«Книжкина больница»

Библиотечный урок.

1

«Я и другие»

Детство Ю.А. Гагарина.

Проект.

3

«Моё Я»

Час развития.

Проведение диагностики воспитанности класса, изучение личностных характеристик учащихся.

2

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «От кареты до ракеты»

КТД, подготовка  Гагаринского урока.

3

«Я и природа»

«Природа - наш дом родной».

Коллективное творческое дело. Экскурсия в  музей.

3

«Я и другие»

Трудовой десант по уборке класса.

Трудовые дела.

1

«Я и другие»

Подготовка и проведение КТД «Ура, каникулы! »

КТД, подготовка  праздничного концерта. Выставка портфолио «Мои достижения за год».

4


Тематическое планирование. 1 класс (33часа).

Метапредметные планируемы результаты обучения.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД: 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя).

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Личностные планируемые результаты:

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Раздел

Тема занятия

Форма организации деятельности

«Моё Я»

«Я и мои права»

Читательский клуб В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Моё Я»

«Мои обязанности»

Игра «По дорогам сказок…»

«Моё Я»

«Так ли важен порядок?»

Викторина «А если…»

«Моё Я»

«Мы выбираем – нас выбирают…»

Беседа

«Моё Я

«Помощь самому себе»

Просмотр и обсуждение видеоматериала

«Моё Я»

«Мои родные и близкие»

Беседа

«Я и природа»

«Экологический БРЕЙН-РИНГ»

Викторина

«Я и другие»

Операция

«Милосердие» ко Дню пожилых людей.

КТД, подготовка  праздничного концерта. Изготовление газеты «Любимые бабушки»

«Я и другие»

Проведение операции «Милосердие» ко Дню пожилых людей.

КТД, проведение праздничного концерта

«Я и другие»

Трудовой десант по уборке территории школы.

Трудовые дела

«Я и природа»

«Твои соседи по планете»

Коллективное творческое дело

«Я и природа»

Наш край – Смоленский.

Игра «Что? Где? Когда?»

«Я и природа»

«Природа - наш дом родной»

Коллективное творческое дело

«Я и природа»

Животный мир деревни Клушино.

Экскурсия в  музей

«Я и природа»

«Эти забавные животные!»

Изготовление книжки-малышки

«Я и природа»

 «Эти забавные животные!»

Оформление книжки-малышки.

Конкурс-выставка

«Я и природа»

«Самые редкие животные в мире»

Беседа

«Я и природа»

«Необычное в обычном»

Экскурсия к реке

«Я и природа»

«Водоемы нашего края»

Проект

«Я и природа»

«Водоемы нашего края»

Проект

«Я и природа»

  Растения нашего края»

Проект

«Я и природа»

«Лес – наш дом»

Коллективное творческое дело

«Я и природа»

«Лес – наш дом»

Коллективное творческое дело

«Я и другие»

Комнатные растения

Работа в зелёном уголке: уход за комнатными растениями.

«Я и другие»

Акция «Моя мама»

Подготовка праздничного концерта, выставки

«Я и другие»

«Фотографии моей Родины»

Изготовление газеты

«Я и другие»

«Книжкина больница»

Библиотечный урок

«Я и другие»

«Моя семья».

Совместный проект

«Я и другие»

«Подари игрушку детям»

Акции благотворительности, милосердия

«Я и другие»

«Аллея Ветеранов»

Трудовой десант

«Я и другие»

Чистый школьный двор

Трудовой десант

«Я и другие»

Итоговое занятие

Музыкальный вечер


Тематическое планирование. 2 класс (34 часа).

Метапредметные планируемы результаты обучения.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Корректировать выполнение задания.

Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

Познавательные УУД: 

Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.

Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

 Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные планируемые результаты:

Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения.

Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

Раздел

Тема занятия

Форма организации деятельности

«Моё Я

Урок доброты

Классный час

«Моё Я»

«Ни капельки не страшно!»

Беседа

«Моё Я»

«Я учусь управлять своим телом»

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

«Моё Я»

«В гости к нам портфель пришел»

Классный час

«Моё Я»

Каждой вещи своё место

Соревнование

«Моё Я»

«Азбука прав ребенка»

Сообщение

«Моё Я»

«Мы и наши права»

Викторина

«Моё Я»

«Ивашка из Дворца пионеров».

Просмотр и обсуждение мультфильма

«Моё Я»

«Права литературных героев»

Викторина

«Моё Я»

В. Осеева «Плохо».

Изготовление книжки - малышки

«Моё Я»

«Чтобы не бояться, надо знать»

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Я и природа

«Бездомные животные»

Классный час

Я и природа

«Будем друзьями птиц»

Викторина

Я и природа

«Природа – мой дом»

Виртуальная экскурсия по художественным музеям

Я и природа

Друзья познаются в беде

Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по   произведению Мамина - Сибиряка

Я и природа

Наведение порядка в зоне отдыха

Трудовой десант

Я и природа

«Дизайн клумбы»

Коллективный проект

Я и природа

Работа на пришкольном участке

Коллективная трудовая деятельность

Я и природа

Акция «Как живешь, птичка?»

Ролевая игра

«Я и другие»

«Гнев – это нормально!»

Ролевая игра

«Я и другие»

Мы общаемся. Кто я такой?

Обыгрывание проблемных ситуаций

«Я и другие»

Вместе мы – команда.

Беседа

«Я и другие»

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: учимся договариваться.

Литературно – музыкальные композиции

«Я и другие»

«Я – гражданин большой страны»

Классный час

«Я и другие»

«Славные символы России»

Поездка в музей

«Я и другие»

Счастье – это когда тебя понимают».

Родительский урок

«Я и другие»

«Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен.

Просмотр и обсуждение мультфильма

«Я и другие»

«Моя семья».

Совместный проект

«Я и другие»

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Библиотечный час

«Я и другие»

«Хороший характер – богатство на всю жизнь».

Беседа

«Я и другие»

«Подари игрушку детям»

Акции благотворительности, милосердия

«Я и другие»

«Книга – твой друг»

Операция «Книжкина больница»

«Я и другие»

Изготовление раздаточного дидактического материала.

Акции благотворительности, милосердия

«Я и другие»

Итоговое занятие

Праздник

Тематическое планирование. 3 класс (34 часа).

Метапредметные планируемы результаты обучения.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Познавательные УУД: 

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).  

Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

Коммуникативные УУД:

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе

Личностные планируемые результаты:

Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Раздел

Тема занятия

Форма организации деятельности

«Моё Я»

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Коллективное прочтение, обсуждение

«Моё Я»

Кто я? Какие мы?

Беседа

«Моё Я»

Я выбираю сам

Беседа

«Моё Я»

Хочу все знать

Инсценированный час

«Моё Я»

«Хороший характер – богатство на всю жизнь».

Классный час

«Моё Я»

Знание –сила.

Викторина

«Моё Я»

В научном городке.

Игра путешествие

«Моё Я»

Солнце и звезды.

Игра путешествие

«Я и природа»

«Человек – друг природы»

Просмотр и обсуждение видеоматериала

«Я и природа»

В мире растений

Беседа

«Я и природа»

«Ангел милосердия»

Акция

«Я и природа»

«Береги лесную красавицу»

Викторина

«Я и природа

«Как прекрасен этот лес»

Экскурсия

«Я и природа

Птичьи столовые

Мини проекты

Изготовление кормушек для птиц.

«Я и природа

Лесная карусель

Игровой час

«Я и природа

Новоселье птиц.

Наблюдение

«Я и другие»

«С кем живешь, с тем и слывешь»

Беседа

«Я и другие»

«Что посеет человек, то и пожнёт».

Классный час

«Я и другие»

Все нужны на земле.

Просмотр и обсуждение видеоматериала

«Я и другие»

«Для любимой мамочки»

Обсуждение  проекта

«Я и другие»

«Для любимой мамочки»»

Работа над проектом

«Я и другие»

«Для любимой мамочки»»

Работа над проектом

«Я и другие»

«Для любимой мамочки

Представление проекта

«Я и другие»

Путешествие по Королевству любимых предметов.

Час – игра.

«Я и другие»

Чувства…  Что мы знаем о них.

Беседа

«Я и другие»

Праздники на Руси.

Литературно-музыкальная композиция

«Я и другие»

Стихи о весне

Изготовление книжки -  малышки

«Я и другие»

Итоговое занятие

Показательные выступления

Тематическое планирование. 4 класс (34 часа).

Метапредметные планируемы результаты обучения.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.

Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.

Познавательные УУД: 

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Коммуникативные УУД:

Владеть диалоговой формой речи.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Договариваться и приходить к общему решению.

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные планируемые результаты:

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.

Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).

Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе

Раздел

Тема занятия

Форма организации деятельности

«Моё Я»

«Разные пути слова «хочу»

Беседа

«Моё Я»

«Добро и зло»

Классный час

«Моё Я»

Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

«Моё Я»

«Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.

Беседа.

Выбор тем для проекта

«Моё Я»

«Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.

Работа над проектом

«Моё Я»

Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.

Защита проекта

«Моё Я»

Путешествие в страну здоровья.

Просмотр видеоматериала

«Моё Я»

О чистоте и опрятности.

Беседа

«Я и другие»

Дари добро»

Оказание помощи одиноким пожилым людям

Я и другие»

«Чистый двор»

Трудовой десант

Я и другие»

Герб. Гимн. Флаг.

Викторина

Я и другие»

Правила честного спора.

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Я и другие»

Путешествие в страну Вежливость

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Я и другие»

Не надо кричать на человека!. Добрым быть совсем непросто…

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Я и другие»

Неизвестный космос.

 Игра– путешествие «Мы все хотим побывать на Луне»

Я и другие»

Память бережно храним

Творческая мастерская

Я и другие»

Память бережно храним. Выставка работ

Творческая мастерская

«Я и природа»

Школьные клумбы

Работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов

«Я и природа»

Чистота — залог здоровья

Наведение порядка в зоне отдыха

«Я и природа»

«Дизайн клумбы»

Работа над проектом

«Я и природа»

«Дизайн клумбы»

Работа над проектом

«Я и природа»

«Дизайн клумбы»

Защита проекта

«Я и природа»

Школьный двор

Работа на пришкольном участке

«Я и природа»

Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами

Мини проекты

«Я и природа»

Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами

Мини проекты

«Я и природа»

Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами

Мини проекты

«Я и природа»

Итоговое занятие

Праздник

Перечень информационно-методического обеспечения.

Печатные пособия:

  1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000 г.
  1. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003 г.
  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
  3. Программа воспитания и социализации
  4. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981г.
  5. И.А. Атапов, М.А. «Мы  патриоты!», Москва «Вако» - 2006.
  6. Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего  возраста», Екатеринбург, 2000.
  7. Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007.
  8. Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, № 2, с. 36-40.
  9.  Журналы: «Классный руководитель//№3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006».

Оборудование:

  1. Персональный компьютер.
  2. Предметные  и сюжетные картинки.


Содержание  программы

 

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в первом классе  - 1 час в неделю, всего 33 часа в год, 2-4 классах-1час в неделю, всего 34 часа в год

Содержание работы

 

2 класс

Форма работы

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, села, посадка саженцев вокруг мемориала Памяти, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи трудовой Славы.

Программы и проекты

Проект «Добрые дела для моего класса»

Проект «Наши руки не знают скуки».

Форма  подведения итогов

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

Содержание работы

3 класс

Форма работы

Программы и проекты

Проект «Наши руки не знают скуки» 

Проект «Добрые дела для моего класса»

Проект «Цветы для школьного двора»

Форма подведения итогов

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий;
  • разнообразие освоенных задач.

Планируемые результаты внеучебной деятельности

 

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

 

3 . Виды и содержание внеучебной деятельности

 

1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений.  Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

4. Разные трудовые операции. Сбор  лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. 

 

 

 

Планы подготовки и проведения нескольких видов внеучебной деятельности учащихся  во внеурочное время.

 

1.Операция «Книжка заболела».

Цель этой операции – воспитание  у детей бережного отношения к книге.

Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.

2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»

Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

3. Операция «Поиск волшебных трав».

Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных  лекарственных растений.

4.Рейд «Скорая зеленая помощь».

Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

5.Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

  

 

Беседы

Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин.  Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

 

Тематика бесед

Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.

«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,

«Всякая вещь трудом создана»,

«Что значит быть бережливым?»,

 «Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

«За что надо любить и беречь книгу?»,

«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,

«Про колосок и хлеба кусок»,

«Крошка хлеба на землю упала»,

«Каждой вещи свое место!»,

«Береги воду!»,

«Мой друг - режим»,

«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,

«Кто своим трудом радует других?»,

«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,

«Учись приносить людям пользу»

«Всегда найдется дело для умелых рук»,

«Чем я могу помочь школе?»,

«Где и кем работают мои родители»,

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

«Учеба – это тоже труд»,

«Больше дела, меньше слов»,

«Герои труда живут рядом»

«Птицы наши друзья»,

«Папа, мама, я – спортивная семья!»,

«Кем я буду?»,

«Я люблю свою страну»,

«Мы юные садоводы»,

«Мы творим чудеса»,

«Наши защитники»,

«Что могут сделать наши руки?»,

«Как много на свете интересных профессий!»,

«Минута час бережет»,

«Что мы знаем друг о друге»,

«Хлеб наше богатство».

Тематическое  планирование

2 класс

 

№ п/п

Тема

Часы

 

I четверть

 

1.

Беседа «Я – гражданин большой страны».

1 часа

 

2.

Занятие «В гости к нам портфель пришел»

1 часа

 

3.

Друзья познаются в беде.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Мамина -Сибиряка

1 час

 

4.

Занятие «Бездомные животные»

1 час

 

5.

Беседа «Азбука прав ребенка»

Викторина «Права литературных героев»

1 час

 

6.

Викторина «Мы и наши права»

1 час

 

7.

Соревнование «Каждой вещи свое место»

1 час

 

8.

Обыгрывание проблемных ситуаций «Мы общаемся. Кто я такой?»

1 час

 

9.

Беседа «Урок доброты»

1часа

 

II четверть

 

1.

Изготовление раздаточного дидактического материала.

1 час

 

2.

Родительский урок «Счастье – это когда тебя понимают»

1 час

 

3.

Совместный проект «Моя семья»

1  час

 

4.

Праздник «Дорогие наши мамы.»

1  час

 

5.

Беседа «Птицы –наши друзья!»

Викторина «Будем друзьями птиц»

1  час

 

6.

Ролевая игра «Гнев – это нормально!»

1  час

 

7.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен.

1 час

 

III четверть «Мы –дружная семья»

 

1.

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций «Я учусь управлять своим телом»

1  час

 

2.

Изготовление книжки-малышки В. Осеева «плохо»

1 час

 

3.

Игра «Давайте  дружить»

1 час

 

4.

Литературно-музыкальная композиция «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»6 учимся договариваться.

1 час

 

5.

Беседа «Хороший характер – богатство на всю жизнь»

1 час

 

6.

Друзья познаются в беде. Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Мамина-Сибиряка.

1 час

 

7.

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций «Чтобы не бояться надо знать»

1 час

 

8.

 Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров»

1 час

 

9.

Беседа «Вместе мы команда»

1час

 

IV четверть «Трудовой десант»

 

1.

Занятие «Книга – твой друг»

1 час

2.

Акция благотворительности «Подари игрушку детям».

1 час

3.

Виртуальная экскурсия по художественным музеям «Природа – мой дом»

1 час

4.

Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе   солдат!»

Встреча с ветеранами войны.

1 час

5.

«Мы юные садоводы» Работа на пришкольном участке.

1час

6

Коллективный проект «Дизайн клумбы»

1 час

7

Трудовой десант. Уборка  школьной территирии»

1 час

8

Занятие «Будем делать хорошо и не будем плохо»

1час

9

Итоговое занятие.

1 час

 

 

Тематическое  планирование

3 класс

 

№ п/п

Тема

Часы

 

I четверть

 

1.

Коллективное прочтение, обсуждение. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»

1 часа

 

2.

Беседа «Кто я? Какие мы?»

1 часа

 

3.

Игровой час. Лесная карусель.

1 час

 

4.

Классный час «Что посеет человек, то и пожнет»

1 час

 

5.

Экскурсия «Как прекрасен этот мир»

1 час

 

6.

Беседа «Я выбираю сам»

1 час

 

7.

Викторина «Знание сила»

1 час

 

8.

Игра путешествие «В научном городке»

1 час

 

9.

Инсценированный час «Хочу все знать»

1часа

 

II четверть

 

1.

Классный час «Хороший характер-богатство на всю жизнь»

1 час

 

2.

Мини проекты Изготовление кормушек для птиц.

1 час

 

3.

Мини проекты Изготовление кормушек для птиц.

1  час

 

4.

Игра путешествие «Солнце и звезды»

1  час

 

5.

Викторина «Берегите лесную красавицу»

1  час

 

6.

Беседа «С кем живешь, с тем и слывешь»

1  час

 

7.

Просмотр и обсуждение видеоматериала. «Человек – друг природы»

1 час

 

III четверть «Мы –дружная семья»

 

1.

Беседа «Чувства… Что мы знаем о них.»

1  час

 

2.

Час-игра «Путешествие по Королевству любимых предметов»

1 час

 

3.

Обсуждение проекта «Для любимой мамочки»

1 час

 

4.

 Работа над проектом «Для любимой мамочки»

1 час

 

5.

Работа над проектом «Для любимой мамочки»

1 час

 

6.

Представление проекта «Для любимой мамочки»

1 час

 

7.

Литературно-музыкальная композиция. Праздники на руси.

1 час

 

8.

 Литературно-музыкальная композиция. Праздники на руси.

1 час

 

9.

Литературно-музыкальная композиция. Праздники на руси.

1час

 

IV четверть «Трудовой десант»

 

1.

Беседа «В мире растений»

1 час

2.

Акция «Ангел милосердия»

1 час

3.

Просмотр и обсуждение видеоматериала «Все нужны на земле»

1 час

4.

Наблюдение «Новоселье птиц»

1 час

5.

Проект «Добрые дела для нашего класса»

1час

6

Изготовление книжки-малышки «Стихи о весне»

1 час

7

Трудовой десант. Уборка  школьной территирии»

1 час

8

Проект «Цветы для школьного двора»

1час

9

Итоговое занятие.

1 час

 

 

 

Литература

 

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

Социальное направление «Твори добро на благо людям»

Тематическое планирование (1 – 4 классы)

№ п/п

Название модуля и з  анятий

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Мастерская

135

 

135

1 класс

33

 

33

1.1

Проект «Наши руки не знают скуки»

17

 

17

1.2

Проект «Добрые дела для моего класса»

16

 

16

2 класс

34

 

34

1.3

Проект «Наши руки не знают скуки»

16

 

16

1.4

Проект «Добрые дела для моего класса»

18

 

18

3 класс

34

 

34

1.5

Проект «Наши руки не знают скуки»

12

 

12

1.6

Проект «Добрые дела для моего класса»

14

 

14

1.7

Проект «Цветы для школьного двора»

8

 

8

4 класс

34

 

34

1.8

Проект «Наши руки не знают скуки»

12

 

12

1.9

Проект «Добрые дела для моего класса»

14

 

14

1.10

Проект «Цветы для школьного двора»

8

 

8

 

Содержание занятий  

Модуль 1. Мастерская (135 часов)  

1 класс (33 часа)

 

Социально-значимая добровольческая деятельность:

1.1. Проект «Наши руки не знают скуки» (17 часов). Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, листовок). Изготовление декораций для спектаклей.

1.2. Проект «Добрые дела для моего класса» (16 часов) . З накомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями в классе. Ремонт книг в библиотеке. Трудовые десанты. Благоустройство территории школьного двора, класса. Сбор макулатуры. Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня. Проектная деятельность. Занятия творческого характера. Подготовка и участие в КТД.  

2 класс (34 часа)

Социально-значимая добровольческая деятельность:

1.3. Проект «Наши руки не знают скуки» (16 часов). Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, листовок). Изготовление декораций для спектаклей. Выпуск газет.

1.4. Проект «Добрые дела для моего класса» (18 часов). З накомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями в классе. Ремонт книг в библиотеке. Трудовые десанты. Благоустройство территории школьного двора, класса. Сбор макулатуры. Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. Фоторепортаж о проведении акции. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня. Проектная деятельность. Занятия творческого характера. Подготовка и участие в КТД.  

3 класс (34 часа)

Социально-значимая добровольческая деятельность:

1.5. Проект «Наши руки не знают скуки» (12 часов). Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, листовок). Изготовление декораций для спектаклей. Выпуск газет.

1.6. Проект «Добрые дела для моего класса» (14 часов) . З накомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями в классе. Ремонт книг в библиотеке. Трудовые десанты. Благоустройство территории школьного двора, класса. Сбор макулатуры. Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. Фоторепортаж о проведении акции. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня. Проектная деятельность. Занятия творческого характера. Подготовка и участие в КТД.

1.7. Проект «Цветы для школьного двора» (8 часов). Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений». Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. Уход за высаженными растениями.  

4 класс (34 часа)

Социально-значимая добровольческая деятельность:

1.8. Проект «Наши руки не знают скуки» (12 часов). Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, листовок). Изготовление декораций для спектаклей. Выпуск газет.

1.9. Проект «Добрые дела для моего класса» (14 часов). З накомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями в классе. Ремонт книг в библиотеке. Трудовые десанты. Благоустройство территории школьного двора, класса. Сбор макулатуры. Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. Фоторепортаж о проведении акции. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня. Проектная деятельность. Занятия творческого характера. Подготовка и участие в КТД.

1.10. Проект «Цветы для школьного двора» (8 часов). Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений». Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. Уход за высаженными растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...