УУД на уроках окружающего мира
статья на тему

УУД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_na_uroke_okruzhayushchego_mira.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова И.В., учитель

БГОУ СОШ № 382 Красносельского района

Санкт- Петербурга

Формирование у учащихся личностных УУД на уроке окружающего мира

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Поэтому приоритетной целью современного школьного образования становится формирование умения учиться. Сейчас учащийся сам должен уметь добывать знания и использовать их на практике, применять в любой жизненной ситуации Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Все это достигается путем сознательного, активного получения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование личностных и метапредметных результатов учащихся при изучении окружающего мира проходит в двух направлениях:

  1. знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, что способствует осознанию целостности окружающего мира, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитию умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  2. формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика, у которого будет проявляться уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, будет воспитано чувство гордости за национальные свершения, открытия и победы, который освоит основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

В начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем. В этой ситуации помощь учителю может оказать кроме уже известных средств и применяемых на уроке использование ИКТ. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет нам демонстрировать фотографии (животных, растений, памятников, городови т. д. ), иллюстрации, карты, схемы, задания для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

«Окружающий мир» в начальной школе — очень интересный, но сложный предмет. Говоря о дисциплине «окружающий мир», как уже отмечалось ранее, предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира, так как раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят информационно - коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Рассмотрим более подробно формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов обучения в пользу самостоятельного поиска учащимися ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию правил здорового образа жизни, пониманию необходимости такого образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть выполнены определенные педагогические условия, учитель должен осознавать, что односторонняя передача знаний от учителя к ребенку не будет напрямую влиять на становление личности ребенка.

Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного отношения к миру, необходимо сформировать личностный смысл любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые мотивы поведения. Личностный смысл позволяет формировать реально действующие мотивы поведения, и тогда любая деятельность ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому.

Какие условия нужно создать, чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл? Прежде всего, нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал.

Проанализируем с этой точки зрения, как пример, методический аппарат учебника «Окружающий мир», 1класс. Программа в соответствии с государственным стандартом в одном из разделов включает ознакомление младших школьников с элементами и явлениями живой природы. Если знакомить детей просто с процессами, которые происходят в растительном и животном мире, то эмоциональной оценки у них может и не возникнуть. Необходимо проанализировать с учениками ответ на вопрос: «Почему так происходит?». Например, мы изучали тему «Птицы осенью». Задаю вопрос «Почему многие птицы улетают на юг?». Большинство учащихся объясняют это тем, что становится холодно. Тогда задаю еще один вопрос «Почему одни птицы улетают с наступлением первых заморозков, а последними – водоплавающие птицы?». Дети объясняют это тем, что у разных птиц разное количество или длина перьев, поэтому и холодно становится одним раньше, другим позже. Объясняю, что этот ответ неверный. Здесь на помощь приходит компьютер. Показываю слайды, на которых ребята видят, что одни птицы питаются семенами, другие - насекомыми, водоплавающие могут себя прокормить до замерзания водоема. После этого дети уже самостоятельно приходят к выводу, что зимой этим птицам нечего будет есть и мы ничем им помочь не сможем, поэтому они улетают на юг. Кроме того, ребята уже самостоятельно делают вывод о том, что зимой надо помогать оседлым (зимующим) птицам, рассказывают какие кормушки они с родителями изготавливали или какие еще сделают. На этом же уроке ребята приходят еще к одному важному выводу: «Родина у всех одна». Задаю вопрос: «У каждого из нас есть малая родина, а где родина перелетных птиц?». В беседе подвожу к выводу: родина для птиц – то место, где они строят свои гнезда и выводят птенцов. Так на данном уроке формируются личностные УУД : нравственно – этическая ориентация- любовь к животным, чувство ответственности; самоопределение - патриотические чувства, осознание своей этнической принадлежности.

Рассмотрим, другой пример. Значительное место в окружающем мире занимают рассказы о нашем государстве и его исторических событиях. Изучаем тему «23 февраля – День защитника Отечества». Чтобы произошло слияние познавательного интереса с эмоциональным состоянием, анализируем ответ на вопрос: «Почему люди воюют?» Даже небольшой, но целесообразно построенный текст на эту тему позволяет подвести детей к пониманию сложнейших исторических и социальных понятий: «освободительная война», «защита государства – обязанность гражданина», «захватнические войны» и т.д. Здесь опять немаловажную роль сыграет ИКТ (фильм или презентация). Но главное прочувствовать ученики смогли только тогда, когда, выполнив задание, смогли узнать у своих членов семьи о том, как папа служил в армии, как дедушка или прадедушка защищали Родину, как и где служат родственники – военные. Они с гордостью говорили даже о маленьких победах своих родных ради своего Отечества. На уроке формировались личностные УУД: смыслообразование – осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности .

Кроме того для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Кандидат педагогических наук доцент З.А. Кокарева выделяет следующие приемы организации принятия цели:

-опора на личный жизненный опыт обучающихся;

-использование занимательного игрового материала;

-создание проблемной ситуации в процессе целеполагания:

-выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

- моделирование цели урока;

-постановка цели на длительный период.

На уроках окружающего мира в начальной школе, я считаю, уместней использовать первые 4 приема, так как они более доступны для сознания детей младшего школьного возраста. Хотя и другие приемы отрицать нельзя.

После определения цели урока под руководством учителя ребята могут спланировать свою деятельность на уроке или составить план работы на определенном его этапе. Например, изучаем хвойные деревья. Каждая группа должна изучить свой вид хвойного дерева. Выясняем, что для этого надо: рассмотреть внешний вид (форму кроны, форму и размер иголок, шишек, направление роста ветвей); ощутить на ощупь хвою и шишки; прочитать текст о данном дереве; сделать выводы; сообщить другим полученную информацию. Здесь проявляются регулятивные УУД: планирование .Перед работой по плану выполняется прогнозирование результата. После выступления групп осуществляются другие виды регулятивных УУД: контроль, коррекция и оценка. Также для формирования регулятивных УУД, я часто подбираю задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Познавательные УУД включают : общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, илогические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Так, например, для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Например, говорим о комнатных растениях. В учебнике «Окружающий мир», 1 класс, нет описания того, как вырастить растения. Но в нем есть рисунки, позволяющие догадаться, что комнатные растения могут размножаться черенками (сразу дети наглядно видят как черенок выглядит), листьями, семенами, луковицами. Узнав это, рассматриваем цветы в классе и пытаемся выяснить как размножаются данные цветы. Получив определенные знания, с помощью следующего рисунка выясняем как вырастить растение из черенка, как ухаживать за растениями, делаем выводы. Таким образом, на данном этапе школьник выполняет такие познавательные УУД: общеучебные – осознанно строит сообщение в устной форме (как размножается растение), действия постановки и решения проблем (как вырастить растение), илогические действия (сравнивает разные виды растений и приходит к выводу, что всем комнатным растениям нужен свет, тепло, воздух и вода, но в разных количествах).

Задания, которые позволят обучающимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам часто выполняются на уроках окружающего мира, так как рассматриваются объекты живой и неживой природы. Например, учащимся предлагаются такие задания: сравни деревья в сентябре и октябре: раздели животных на группы, найди общие признаки у данных видов и т.д.

При изучении тем, посвященным правилам дорожного движения, карт, планов местности, выполнения творческих заданий много используется знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Например, придумай свой знак охраны данного объекта; запиши план - описание условными знаками, выполни действия согласно знакам в таблице и др. На уроке учащиеся могут самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. Например, «стрелка вниз» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«стрелка вверх» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«плюс-минус»-ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«плюс» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«минус» - не ответил.

Таким образом, при изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.). Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:

-возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;

-на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары создаются несколькими способами:

-выбор делают сами ученики, основываясь на общих интересах или дружбе;

-случайный выбор;

-решение принимает сам учитель.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.

Пары стараюсь сформировать так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и ученики учились работать вместе. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать. Каждый из ребят, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше. Мы помогаем друг другу в работе. Мы учимся не смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку".

В выборе задания для работы в парах руководствуюсь значками учебника, которые указывают на такого рода занятия. При выборе задания для группы учитываю возможность разделить задание на части для сокращения времени выполнения, если в группе ученики разного уровня (например, описать внешний вид животного, условия жизни, выявить признаки приспособления к данным условиям) или подбираю задания разного уровня для каждой группы, в зависимости от степени сложности.

В учебниках и рабочих тетрадях много заданий, в которых сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками.

Большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через экскурсии, наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

В урок можно включать сюжетные игрыЭти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Или, например, при изучении темы «Животное – живое существо», учащиеся выступают в роли зоологов, которые путешествуют по родному краю и изучают жизнь животных.

Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Итак, формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов.

В процессе рефлексии помогают в построении дальнейших уроков вопросы:

-Что нового для себя узнали?

-Чему были удивлены?

-Какой вопрос хотели бы обсудить на следующем уроке?

-Из каких источников дома можете добыть дополнительную информацию? и т.д.

Хотелось бы также отметить, что формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся.

В начальных классах необходимо ориентировать на использование ИКТ-технологий и ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

Учитель может использовать ЦОР при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

Использование ИКТ- технологий и ЦОР в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению.

Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ обладает уникальными дидактическими возможностями, так как позволяет демонстрировать на уроке:

  • фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др.;
  • отсканированные иллюстрации книг, карты и прочее;
  • схемы и таблицы;
  • тесты, кроссворды для проверки знаний;
  • видеоматериалы ;
  • аудиозаписи, например, голоса животных, весеннюю капель, шум водопада, шелест листвы и т.д.;
  • музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Все мы с Вами хорошо понимаем, что информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Немаловажную роль при этом играет ИКТ. Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира. Применяя свои знания, они учатся использовать компьютер в обучающих целях, учатся общению, пытаются представить результат деятельности в виде цифрового продукта. Средства ИКТ позволяют учителю применять на уроках интерактивные методы обучения.

Из всего вышеизложенного теоретического материала, а также приведенных практических примеров, становится очевидно, что курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. – С. 29-32
  2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №19. – С. 14-18
  3. Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/
  4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010.
  5. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
  6. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] // college. ru. Режим доступа:http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/
  7. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...