Главные вкладки

    Проектная деятельность
    проект (4 класс) на тему

    Трубина Татьяна Александровна

    Отчего в сыре дырки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchego_v_syre_dyrki._diana.docx33.55 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

    Автор работы: Муравьева диана Владиславовна, 9лет,

                                                                              ученица 3 А класса

    Научный руководитель: Трубина Татьяна Александровна,

    учитель начальных классов

    город Южно-Сахалинск

    2017 год

                                                 Содержание

    Объект и предмет исследования…………….…………………………………..3

    Гипотеза……………………………...……………………………………………3

    Цель  и задачи…………………………………………………………………….3

    Методы …….…………………..………………………………………………....3

    План исследования …………………...………………………………………3 - 4

    Актуальность выбранной темы…………………………………………………4

    Отчего в сыре дырки?...................................................................................... 7 – 8

    Как делают сыр………………………………………………………………8 – 10

    Эксперимент. Приготовление сыра в домашних условиях……………….10 -12

    Вывод…………………………...……………………………………………13 - 15

    Использованная   литературы………………………………………………….. 16

         


    Если при застывании продукта будет выделятся углекислый газ, то структура продукта будет отличаться от продукта без выделения газа      

    Объект исследования:

         Разные виды сыров

                 Предмет исследования:

         Образование дырок у сыра

                            Гипотеза:

    • Дырки в сыре могут образоваться в процессе его изготовления во время брожения и выделения пузырьков.
    • Может быть,  дырки сделали мышки? Ведь не все сыры с дырками.
    • А что если эти дырки для красоты?
    • А может, на молокозаводе есть специальная машина, которая вырезает эти дырки?
    • Может быть все сыры полезные: и с дырками и без дырок?

                       Цель исследования:

    • Узнать откуда в сыре дырки и почему они разного размера;
    • Какой сыр полезней: с дырками или без дырок;
    • Провести наглядную агитацию в школе о важности правильного питания.

                      Задачи:

    • Узнать, любят ли сыр наши одноклассники и учителя.
    • Побывать в магазинах и рассмотреть разные сорта сыров.
    • Спросить у взрослых, что они знают о происхождении дырок в сыре.
    • Научиться пользоваться дополнительной литературой.
    • Научиться работать в интернете.
    • Изучить материал о производстве сыра.
    • Описать поисковую деятельность.
    • Обобщить полученные материалы

                       Методы:

    • наблюдение
    • эксперимент
    • обобщение

                         


    План исследования:

    • собрать материал о производстве сыров;
    • изучить научную и справочную литературу;
    • сделать выводы;
    • написать доклад;
    • сделать презентацию

         

    Способы исследования:

    1)  Опрос взрослых.

    2)  Анкетирование.

    4)  Изучение литературы по данной теме.

    5)  Наблюдение.

    6)  Опыт.

    Сроки проведения

    1 месяц

     


       Актуальность выбранной темы.

                  Мы очень любим сыр, и мама  его  часто  покупает. Сыр – это один из наиболее   питательных продуктов. И если его внимательно рассмотреть, то можно увидеть дырки и они почему-то разной величины.                    

         Я задумалась, а почему в сыре дырки?

       - Может быть половину мышки съели? Ведь не все сыры с дырками. 

       - Может, это бывшие пузырьки? 

            Я стала искать ответы в книгах. Из них я узнала, что сыры бывают разные: твёрдые, мягкие. Бывают с дырками, бывают без.

            Оказывается, это не дырки, а глазки. Глазки «открываются» у сыра во время его вызревания, в процессе ферментации  под действием молочных бактерий выделяется углекислота, которая и формирует в сырной массе небольшие полости, похожие на пузырьки. Происходит это, при производстве твёрдых сортов сыра.

            Почему же так получается: у одних сыров глазки крупные, круглые, достигающие в диаметре 4 см, у других – крошечные, едва заметные, а у третьих их вовсе нет?     И тогда мы обратились к интернету.                                                                                            

             Слово “Cheese” (Сыр) произошло от латинского caseus, от которого произошло также слово “казеин” – главный компонент молока, протеин, являющийся основой сыра.

                           

      История.

            Сыр был распространенным продуктом питания в древние времена. Учёные считают, что употреблять его в пищу люди начали еще в 8 тысячелетии до нашей эры, когда была одомашнена овца. Считается, что процесс получения сыра был найден на Среднем Востоке или кочующими турецкими племенами, обитающими в Средней Азии. Для них задача сохранения пищи в долгих переходах была актуальной, к тому же для этого они часто использовали шкуры и внутренние органы животных. Молоко в таких “резервуарах” (желудках) сворачивалось в творог, и при определенных обстоятельствах вполне мог получиться продукт – прообраз современного сыра.                              

       Первое археологическое подтверждение сыроделания было получено при раскопках Древнего Египта в виде наскальных фресок в пещерах возрастом более 2000 лет до нашей эры. Скорее всего этот сыр был очень кислый и солёный, так как большое количество соли необходимо было для улучшения сохранности сыра в жарком египетском климате.

                                     

    Происхождение сыра.

       О происхождении сыра существует много легенд. Самая распространенная и правдоподобная из них - легенда и об аравийском купце Канане, жившем четыре тысячи лет назад. Однажды погожим утром он отправился в далёкий путь, прихватив с собой еду и молоко. День был знойный, и через какое-то время купец обессилел. Он остановился, чтобы утолить жажду, но вместо молока из сосуда потекла водянистая жидкость. На дне же обнаружился белый плотный сгусток. Канан попробовал его и остался доволен вкусом. Будучи человеком простым и бесхитростным, купец поделился своим открытием с соседями. Вскоре секрет приготовления сыра стал известен многим кочевым племенам. Со времени из Аравии сыр попал в Европу.

                                                     

               У древних греков было своё объяснение происхождения сыра, больше похожее на красивую сказку. Они считали, что людей научила делать сыр Артемида, богиня охоты и покровительница животных. И даже сами боги лакомились сыром на пирах, запивая его вином. Неудивительно, что некоторые религиозные культы древности были связаны с сыром. Жители Крита, например, приносили в жертву богам особые плоские сыры. А жрецам Афин строго-настрого запрещалось пробовать этот продукт. Сыр был известен и ассирийцам. Величие своей царицы Семирамиды они объясняли тем, что птицы воруют сыр для неё у пастухов.
              Древние римляне тоже почитали сыр. Они были уверены, что он благотворно влияет на пищеварение и использовали его как противоядие при отравлении. Упоминание о сыре  встречается в поэме Гомера «Одиссея», у Виргилия. В «Естественной истории» Плиния Старшего перечислены виды сыров, привозимых в Рим. Характерно, что сыр неизменно воспевается как продукт животворный,  полезный, даже «божественный».

                  Самому древнему в мире рецепту 2000 лет. Он принадлежит персам. В нём говорится, что сыр надо готовить из молока «овечьего или коровьего, просушенного на солнце и сдобренного благовонными кореньями». Один из старинных английских рецептов содержится и в поваренной книге придворного повара короля Ричарда II.

                                    Отчего в сыре дырки? 

                             

          Откуда взялось слово «сыр»?

          Можно сказать, что слово «сыр» было всегда. Его использовали наши предки, но имели в виду творог. Сыр же стал называться сыром совсем недавно. Почему «сыр»? От слова «сырой», «сыворотка». Сыворотка – это такой творожный продукт. Есть технология, по которой из молока (которое становится сывороткой) делают сыр. Так и прижилось: из сыра появляется сыр.

                  Сыр – это как бы очень-очень плотное молоко. Сыры делают на специальных фабриках – сыроварнях. Сыры бывают мягкие и твёрдые, рассольные и плавленые, бывают даже с плесенью. Голландские сыры, французские, итальянские, швейцарские, греческие. Почти каждая страна может похвастаться своим собственным сыром.

           Сыр — высокопитательный пищевой продукт, изготовляемый из свернувшегося (кислого) молока. Обычно светло-жёлтого цвета, бывает как с "дырками" (полостями), так и без них. 

         Оказывается, дырки в сыре образуются из-за выделения углекислого газа в процессе брожения. Для свёртывания молока и получения  сырного сгустка в сыроделии используют разную закваску: либо молочно-кислую (большие дырки), либо сычужный фермент (маленькие дырки), а иногда и то, и другое. В закваске есть бактерии. Бактерии очень-очень маленькие. Их можно увидеть только с помощью микроскопа. Пока сыр созревает, кислые бактерии живут в нём и вырабатывают углекислый газ. Газ не может выйти из плотного сыра и дуется, отчего внутри сыра образуются разных размеров воздушные пузыри. Когда мы режем сыр на ломтики, пузыри разрезаются и получаются дырочки или как их ещё называют – глазки.                                      

          Образование глазков зависит от эластичности сырной массы и сроков созревания сыра.  Микроорганизмы, которые живут в сыре и участвуют в процессе брожения выделяют углекислый газ и образуется углекислота.

           Наличие дырок разных размеров является характерной особенностью многих сыров. Раньше считалось, что они появляются вследствие брожения молочного сахара. В результате исследований сырных дел мастера выяснили, что дырки же начинают образовываться лишь на 20-е сутки. Именно с этого момента при брожении молочных солей, вступающих в реакцию с  кислотами, образуются бактерии, уксусно-кислый кальций и углекислота. Скапливаясь в небольших пустотах сыра, углекислота образует дырки. А вот их размер и форма зависят от химического состава газов в дырках. Так, например, во всемирно известном швейцарском сыре диаметр дырки может быть 2 см. Концентрация газов не одинакова в разных сортах сыра.

                                                     

                         А как же делают сыр?

          Мы с мамой нашли в интернете ответ на наш вопрос.

           Сначала готовят «тесто» для сыра. Оно разное для каждого сорта сыра. Потом полученную массу уплотняют под большим давлением и заполняют ею специальные формы. Образовавшиеся в формах головки сыра вынимают и помещают в тёплые камеры для созревания.

                                                     

                 В этот период сыр «бродит». Внутри спресованного, но ещё мягкого «теста» образуется углекислый газ, который накапливаясь, выделяется в виде пузырьков. Чем больше углекислого газа, тем сильнее раздуваются пузырьки. Потом сыр затвердевает, и внутри его появляется  картина внутреннего «дыхания» бродящего сыра в виде пузырьков углекислого газа.  Давление в пузырьках одинаково передается во все стороны. Поэтому пузырьки строго круглой формы. Отступление от этого правила, будет означать, что в каком-то месте внутри имеются уплотнения или наоборот пустоты  в «тесте».

              Чем  твёрже сыр, тем меньше раздувается внутренний пузырёк, тем меньше размер дырки.

              Некоторые сорта сыра не подвергаются  обработке высоким давлением

    ( российский), в них  выделение углекислого газа происходит в уже имеющиеся пустоты неправильной формы. Такие сыры в разрезе имеют не правильную  форму застывших пузырей, а довольно затейливый узор.

                                             

           «Большеглазые» сыры часто становятся предметом насмешек. Пётра I, будучи в Голландии, угостили сыром. Он возмутился, когда ему дали диковинный продукт с большими дырками. Он воскликнул: «Что же вы мне даёте сыр, мышами поеденный»

        А вот в 2001 году американские власти установили предельный диаметр сырного глазка не более 2см.

              Существуют разные виды сыров на разный вкус. Вкус сыр приобретает во время созревания и приготовления. Созревание происходит в специальных хранилищах при строгом контроле, температуре и влажности.

                                                 

        Узнав из Интернета, как изготавливают сыр, я задала маме вопрос:

    -  А можно приготовить сыр в домашних условиях?  

     Оказалось, что можно.

           

      Приготовление сыра в домашних условиях

       Для  приготовления сыра в домашних условиях  я взяла следующие продукты: 

    1 литр молока;
    1 килограмм творога;
    2 яйца;
    100 граммов сливочного масла;
    1 чайную ложка соды;
    2 чайные ложки соли.

       

                           


    Вывод:

          Таким образом, одна из моих гипотез подтвердилась. Действительно, глазки в сыре  - это пузырьки, образованные из-за выделения углекислого газа в процессе брожения. Наличие глазков зависит от закваски, используемой для приготовления сыра, тепловой обработки и технологии изготовления.

         

     Использованная литература:

    • П.В.Шилов «Сыр, творог, молоко».

          Профиздат; 2007.

    • О.А.Александрова «Посчитаем дырки в сыре»

          Стрекоза – Пресс, 2005.

    • Материалы из интернета.

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

    Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

    Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

    Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

    Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

    Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения.

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения....

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения.

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения....

    Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

    Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

    В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....