Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Трубина Татьяна Александровна

    Ладья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneurochnaya_programma_4_a_no2_ladya.docx42.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа деятельности клуба «Ладья» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

    Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, социализации обучающихся посредством обучения игре в шахматы

    Задачи:

    -    развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

    - формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   

    -    развить навыки групповой работы;

    -    заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.

    -    воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени

    Сроки реализации программы. Программа  рассчитана на один год обучения, 34 часа.

    Требования к результатам освоения программы

    Личностных результатов:  

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметных результататов :  

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий.

    -Учиться работать по предложенному учителем плану.

    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметных результатов:  

    - знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

    - знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

    - знать правила хода и взятия каждой фигурой;

    - различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

    -сравнивать между собой предметы, явления;

    -обобщать, делать несложные выводы;

    - уметь проводить элементарные комбинации;

    - уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

      своих фигур;

    - уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

     -определять последовательность событий;

    -выявлять закономерности и проводить аналогии.  

    Ожидаемые результаты

    1. Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
    2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
    3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

    Контроль и оценка планируемых результатов

      В основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

    Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

    Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

    • Текущий:
    • Итоговый контроль   в формах
    • Самооценка и самоконтроль

    Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

    Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

    – степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    – поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

    Методы обучения. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

    На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

    1. При знакомстве с шахматными фигурами.

    2. При изучении шахматной доски.

    3. При обучении правилам игры;

    4. При реализации материального перевеса.

    Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

    При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

    На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

    Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

    Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

    Содержание программы внеурочной деятельности клуба «Ладья»

    Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно в неделю).

    Программа разработана для детей четвертых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.        

    К концу учебного года дети должны знать:

    шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

    названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

    К концу учебного года дети должны уметь:

    ориентироваться на шахматной доске;

    играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

    правильно помещать шахматную доску между партнерами;

    правильно расставлять фигуры перед игрой;

    различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

    рокировать;

    объявлять шах;

    ставить мат;

    решать элементарные задачи на мат в один ход.

    Содержание программы

    1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

     Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

    Дидактические игры и задания

    «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

    «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

    «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

    2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

    Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

    Дидактические игры и задания

    «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

    «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.        

    «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

    «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,    какая фигура загадана.        

    «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

    «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

    3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

     Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

    Дидактические игры и задания

    «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

    «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

    «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

    4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

     (основная тема учебного клуба).

    Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

    Дидактические игры и задания

    «Игра на уничтожение» — важнейшая игра клуба. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

    «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

    «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

    «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

    «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

    «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.


    5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

    Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

    Дидактические игры и задания

    «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

    «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

    «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

    «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

    «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

    «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

    «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

    6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

    Тематическое планирование

    Часы

    Тема занятия

    Педагогические условия

    Интеграция

    1

    1. Шахматная доска

    Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

    1

    Знакомство с шахматной доской

     Белые и черные поля

    Вертикаль, горизонталь

    2

    2. Шахматные фигуры.

    Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

    1

    Знакомство с шахматными фигурами

    Белые, черные

    Ладья, слон

    Ферзь, конь (правило «ферзь любит свой цвет»)

    Пешка, король

    1

    Закрепление пройденного.. Шахматная доска и фигуры

    1

    3. Начальная расстановка фигур.

    Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

    1

    Начальное положение. Связь между горизонталями, вертикалями

    Расположение каждой из фигур в начальной позиции

    13

    4. Ходы и взятие фигур.

    Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    1

    Знакомство с шахматной фигурой.

    Ладья.

    Ладья в игре.

    2

    Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

    Слон в игре.

    Белопольные и чернопольные слоны

    Одноцветные и разноцветные слоны

    Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

    1

    Правила хода и взятия каждой из фигур

    Ладья против слона.

    Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    1

    Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

    Ферзевые, королевские пешки

    Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

    2

    Ферзь в игре

    Игра «на уничтожение» Легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые

    Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

    1

    Взятие на проходе, превращение пешки

    Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    1

    Ферзь против ладьи и слона.

    Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

    1

    Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

    Конь в игре.

    Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

    Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    2

    Знакомство с пешкой.

    Пешка в игре.

    Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

    Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

    Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

    Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

    Знакомство с шахматной фигурой. Король.

    Король против других фигур

    Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

    Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

    1

    Закрепление пройденного

    Ходы и взятие фигур

    9

    5. Цель шахматной партии.

    1

    Шах.

    Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

    1

    Мат.

    Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

    2

    Ставим мат.

    Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

    1

    Ничья, пат.

    Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или на пат».

    2

    Рокировка.

    Длинная и короткая рокировка и ее правила.

    Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

    2

    Закрепление пройденного

    Цель шахматной партии.

    8

    6. Игра всеми фигурами из начального положения.

    1

    Представление о начале шахматной партии.

    Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

    2

    Шахматная партия.

    Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

    2

    Практическая работа: отработка пройденного  на практике

    Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

    2

    Подведение итогов года.

    Конклуб на решение шахматных задач

    1

    Шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

    Список литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
    2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
    3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
    4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
    5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
    6. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
    7. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов

    Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план....

    Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"

    Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...