Мастер -класс Фольклор
опыты и эксперименты на тему

Боровик Людмила Александровна

Мастер -класс "Фольклор как средство развитие детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги, я предлагаю вас к себе в гости.

-Вашему вниманию предоставляю модель, с помощью которой я развиваю речь детей средствами фольклора.

Начнем нашу сегодняшнюю встречу с традиционного диалога.
- Поговорим?
- О разном и о прочем.
- О том, что в жизни хорошо.
- И хорошо не очень.
- Ведь что-то знаем мы.
- А что-то мне известно.
- Нам будет интересно!
Учитель:
К путешествию в старину
Я всех вас сейчас приглашаю-
О русском фольклоре, о жанрах его
Сегодня мы вновь вспоминаем. 

И чтобы нас закружил фольклор мы должны активно и быстро приняться за дело. А дело это не совсем обычное. Ведь мы с вами не только интересно проведем время, но и с пользой- вспомним, что такое фольклор, какие жанры к нему относятся. 


Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Русский, близкий вам …(Фольклор)

Учитель:
  Но у меня сложилась непредвиденная ситуация. У меня рассыпался кластер. Я не могу разобраться. Помогите мне навести порядок, чтобы продолжить нашу работу              

  Помогите дополнит наш кластер

Учитель:   И опять на помощь пришли загадки :


Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Ох, каникулы всегда
Быстро так кончаются! (Частушка)

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера. (Считалка)

Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня.
Моего коня
Белогривого. (Песня)

Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам.
В ямку – бууууууух! (Пестушка)

- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка! (Дразнилка)

Сорока, сорока!
Где была?
- Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала. (Потешка)

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость. (Былина)
Вот и засияло наше солнышко-кластер всеми цветами! 

  Посмотрите, как богат наш язык жанрами русского фольклора! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому.

Вы очень порадовали меня своими познания. А сейчас поупражняемся в находчивости, остроумии и красноречии. 

         Эти короткие изречения очень яркие, точные, меткие, острые, мудрые. Одним предложением можно сказать то, чего и целой речью не выскажешь.
Широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, образные выражения. Они короче пословиц, не обобщают социальный опыт народа, а часто служат частью предложения. Поиграем? 
Помогите мне вспомнить поговорки, ответьте на вопрос одним словом:

Найди значения устойчивых выражений. У всех карточки

Битый час

Разбитые часы            долго   Драка           будильник                              

Зарубить на носу

Ударить     чихнуть   Запомнить    пораниться

Водить за нос

Обманывать    нюхать    чесаться    провожать

Рукой подать

Кинуть  близко   отдать  дотянуть

Куры не клюют

мелко   мало   невкусно     много

Зачитайте, что у вас получилось

     Итог нашего занятия мы подведём составлением синквейна, посвященные устному народному творчеству. Возьмите буклеты и заполните таблицу.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

    Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Я благодарю вас, за прекрасные пятистишия. Составить их нелегко. И ваши старания увенчались успехом.  Я уверена, что вы вынесли с нашего занятия много полезного. 

   На протяжении многих веков в жизни всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизменными остаются только мысль и память человеческая. Благодаря памяти, эти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки, т.е. произведения малых жанров нашего фольклора.

Очень часто в суматохе дней
Историю свою теряем, 
Забываем мы о ней. 
Привычные полеты 
На Марс и на Луну 
Помочь должны спасти нам
Былую старину.
Обычаи, традиции, 
Родная речь, фольклор
Должны всегда быть рядом-
Векам наперекор.
И мы, как люди русские,
Беречь всегда должны 
Все ценности, премудрости-
Они нам так нужны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

мастер-класс "Применение малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности»

Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...

Мастер-класс на тему: «Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности по хореографии»

Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...