Программа по внеурочной деятельности "Тестопластика"
рабочая программа на тему

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_2018.docx65.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Тестопластика» является программой внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», наряду с общими идеями. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

С давних времён в России  использовали тесто для изготовления всевозможных игрушек. Ласточки, голуби, зайчики, собачки, олени, свинки, коровки из теста имели ритуально-обрядовое значение – их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений.

      В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука, вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом доставляет радость и удовольствие. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры из солёного теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.

      Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

       Программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

  Актуальность. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

      Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

     Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

      Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

     Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

    Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

   Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

синхронизирует работу обеих рук;

развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

   В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

   Доступность материала для кружковых занятий, практическое значение изделий, возможность для индивидуализации, дифференциации обучения делают кружок привлекательным и позволяют заниматься ученикам с разным уровнем подготовки и материальным положением семьи.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Цели:

обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста;

воспитание творческой личности, развитие её  интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

  • изучить приемы лепки из соленого теста и технологии изготовления различных изделий;

• развивать творческие способности, фантазию, воображение;

• развивать мелкую моторику рук;

• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

Принципы:

Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Принцип обогащения сенсорного опыта.

Последовательности и систематичности.

Личностно-ориентированный подход.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Формы:

Индивидуальные

подгрупповые

групповые.

Средства:

соленое тесто

стеки

доски

кисти

краска гуашь

лак

шаблоны

              Программа рассчитана на детей 7-11 лет, наполняемость группы 10-12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НО.

 Программа «Тестопластика» рассчитана на 135  часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.  

Срок реализации 4 года :

1 класс – 66 часов

2 класс –68 часов

           3 класс – 68 часа

          4 класс –68 часа

 «Планируемые результаты освоения кружка «Чудесная тестопластика»

Предполагаемые результаты реализации программы.

  Программа будет способствовать:

-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей;

-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;

-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности;

- развитию художественного вкуса, фантазии.

   Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.

Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая моторика рук.

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в  выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.

    В  программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•    ценностное отношение к труду и творчеству,   трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•    осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•    мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность,   ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности   деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением  

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция.

В программе  «Чудесная тестопластика» описаны  требования к обучающимся по годам обучения.

К концу первого года обучения школьники будут знать  и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Обучающиеся будут знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

Обучающиеся будут уметь:

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений

 

К концу второго года обучения школьники будут знать  и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Обучающиеся будут знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы

• основные приемы лепки, технологию выполнения

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Обучающиеся будут уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;        

Выполнять правила безопасной работы

Познавательные  УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

К концу третьего года обучения школьники будут знать  и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

                  Обучающиеся будут знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов  

Обучающиеся будут уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;        

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

К концу четвертого  года обучения школьники будут знать  и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Обучающиеся будут знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;    

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий

Обучающиеся будут уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;        

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Учебно-тематический план

1 год обучения                                 66 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Количество

 часов

Дата занятия

1.

Вводное занятие

1

2.

Материалы и инструменты

1

3.

Основные этапы изготовления изделий

2

4.

Лепка мелких деталей

4

5.

Украшение в виде колец и подков

6

6.

Веселая азбука (лепка букв)

6

7.

Изготовление подсвечников

6

8.

Украшения на елку  

4

9.

Рождественские украшения

4

10.

Лепка хлебных изделий

4

11.

Изготовление карандашниц

4

12.

Поделка «Сердечко» ко Дню Святого Валентина

4

13.

Изготовление медальонов

4

14.

«Яйцо пасхальное»

3

15.

Подставка под яйцо

3

16.

Пасхальные сувениры

2

17.

Плетёные косы и венки

4

18.

«Мир цветов»

4

ИТОГО:

66

Учебно-тематический план

2 год обучения                                 68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Количество

 часов

Дата занятия

1.

Вводное занятие

1

2.

Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей

2

3.

Игра «Магазин»

6

4.

Украшение в виде колец и подков

4

5.

Фоторамки

4

6.

Заколки для волос

6

7.

Украшения на елку  

4

8.

Рождественские украшения

4

9.

Лепка кондитерских изделий

4

10.

Карандашница «Ёжик»

4

11.

Цветочная композиция

5

12.

Изготовление медальонов

6

13.

Подставка под «пасхальное» яйцо

2

14.

Пасхальные сувениры

2

15.

Плетёные косы и венки

4

16.

Создание фигурок людей

6

17.

Пустотелые фигурки

4

ИТОГО:

68

Учебно-тематический план

3 год обучения                                 68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Количество

 часов

Дата занятия

1.

Вводное занятие

1

2.

Лепка мелких деталей

3

3.

Корзина с фруктами

6

4.

Украшения из даров природы

4

5.

Украшения

4

6.

Миленькие зверюшки

6

7.

Украшения на елку  

4

8.

Рождественские украшения

4

9.

Изделия с мраморным эффектом

6

10

Календарь «Сердечко»

2

11.

Праздничные предметы

4

12.

Шкатулка

4

13.

«Яйцо пасхальное»

2

14.

Подставка под яйцо

2

15.

Объемные колючие фигуры

4

16.

Рамки для картин

4

17.

Картины

8

ИТОГО:

68

Учебно-тематический план

4 год обучения                                 68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Количество

 часов

Дата занятия

1.

Вводное занятие

1

2.

Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей

3

3.

Создание изящных цветков

6

4.

Критские фигурки

4

5.

Лепим сказку

12

6.

Символ года

4

7.

Приход Деда Мороза

4

8.

Зоопарк в бело-коричневых тонах

6

9.

Подарочные валентинки

4

10.

«Яйцо пасхальное»

2

11.

Подставка под яйцо

2

12.

Пасхальные сувениры

2

13.

Картины в рамках

16

14.

Выставка

2

ИТОГО:

68

Содержание программы

1 год обучения                                 66 часов (2 часа в неделю)

1. Вводное занятие (1 час)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Виды и назначение соленого теста.

2. Материалы и инструменты.(1 час)

Подбор муки, других ингридиентов (соль, вода) для теста. Инструменты для основных и отделочных работ. Организация рабочего места. Культура труда. Правила безопасности во время работы, краски, лаки для окончательной обработки изделий.

3. Основные этапы изготовления изделий (2 часа)

Приготовление теста и его основной рецепт. Замес до пластического состояния. Окрашивание теста при помощи пищевых красителей. Способы сушки изделий из соленого теста. Глазирование. Окрашивание готовых изделий. Лакирование.

4. Лепка мелких деталей (4 часа)

Мелкие детали – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей цветов и листьев, фруктов, ягод и овощей. Правила безопасности.

5. Украшения в виде колец и подков (6 часов)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Формирование кольца или подковы из «колбаски». Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей.  Соединение отделочных деталей с кольцом-основой. Сушка. Глазирование. Лакирование.

6. Веселая азбука (6 часов).

Лепка букв. Основные приемы работы. Сушка. Раскрашивание.

7. Изготовление подсвечников (6 часов)

Варианты изделий. Подбор основы для подсвечника и технология изготовления: по шаблону, на основе плетеной косы, спирали.

8. Украшения на елку. (4часа)

Ёлочные игрушки. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Изготовление элементов декора из соленого теста. Изготовление вырезанием по шаблону. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.

9. Рождественские украшения. (4 часа)

Обереги и украшения. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки.

10. Лепка хлебных изделий. (4 часа)

Технология изготовления. Рецепты соленого теста. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Глазирование. Лакирование.

11. Изготовление карандашниц (4 часа)

Лепка емкостей для карандашей. Варианты изделий.  Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

12. Поделка «Сердечко» ко Дню Святого Валентина. (4 часа)

Сердечко – украшение для влюбленных. Вариант основ для украшения. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления.

13. Изготовление медальонов (4 часа)

Медальон – украшение для двери комнат. Вариант основ для медальонов. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления.

14. «Яйцо пасхальное» (3 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Формирование яйца из теста. Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Раскрашивание. Лакирование.

15. Подставка под яйцо. (3 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Глазирование. Лакирование.

16. Пасхальные сувениры. (2 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Выбор варианта отделки. Раскрашивание. Лакирование.

17. Плетёные косы и венки. (4 часа)

Обереги и украшения. Разнообразие форм и материалов для отделки. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности.

18. «Мир цветов». (4 часа)

Лепка цветов разных видов. Материалы для изготовления. Особенности изготовления, декорирования. Изготовление мелких деталей. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

Содержание программы

2 год обучения                                 68 часа (2 часа в неделю)

1.  Вводное занятие (1 час)

Правила безопасности. Вводный инструктаж. Виды и назначение соленого теста.

2.  Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей (2часа)

Приготовление теста и его основной рецепт. Способы сушки изделий из соленого теста. Глазирование. Окрашивание готовых изделий. Лакирование. Технология изготовления разных частей цветов и листьев, фруктов, ягод и овощей. Правила безопасности.

3. Игра «Магазин» (6 часа)

Лепка овощей, фруктов. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

4. Украшения в виде колец и подков (4 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Формирование кольца или подковы из «колбаски». Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Изготовление «локшины» с помощью чесночницы или ситечка. Соединение отделочных деталей с кольцом-основой. Сушка. Глазирование. Лакирование.

5. Фоторамки (4 часа)

Изготовление рамок для фотографий. Виды рамок. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

6. Заколки для волос (6 часа)

Изготовление невидимок, заколок для волос. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Способы крепления вылепленных частей  из теста к невидимкам, заколкам. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

7. Украшения на елку. (4 часа)

 Изготовление гирлянды. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Изготовление элементов декора из соленого теста. Изготовление вырезанием по шаблону. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.

8. Рождественские украшения. (4 часа)

Обереги и украшения. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

9. Лепка кондитерских изделий (4 часа)

Лепка различных видов кондитерских изделий ( торты, пирожные). Технология изготовления. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Глазирование. Лакирование.

10. Карандашница «Ёжик» (4 часа)

Лепка емкости для карандашей в виде ёжика. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

11. Цветочная композиция (5 часов)

Изготовление отдельных цветов и нанизывание их на предварительно вылепленную сердцеобразную рамку. Технология изготовления. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Лакирование.

12.  Изготовление медальонов (6 часов)

Медальон – украшение для двери комнат. Вариант основ для медальонов. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

13. Подставка под пасхальное яйцо. (2 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

14. Пасхальные сувениры. (2 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Выбор варианта отделки. Раскрашивание. Лакирование.

15. Плетёные косы и венки. (4 часа)

Обереги и украшения. Разнообразие форм и материалов для отделки. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности.

16. Создание фигурок людей (6 часа)

Лепка фигурок людей. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Правила безопасности. Моделирование волос с использованием ситечка, чесночницы. Последовательность изготовления отдельных предметов одежды. Применение бумажных шаблонов. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

17. Пустотелые фигурки (4 часа)

Фигурки делают полыми для того, чтобы изготовить объемные модельки и уменьшить время сушки. Создание полостей. Технология изготовления. Основные приёмы работы. . Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

Содержание программы

3 год обучения                                 68 часа (2 часа в неделю)

1.  Вводное занятие (1 час)

Правила безопасности. Вводный инструктаж. Виды и назначение соленого теста.

2. Лепка мелких деталей (3 часа)

Мелкие детали – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей цветов и листьев, фруктов, ягод и овощей. Правила безопасности.

3. Корзина с фруктами (6 часов)

С помощью разных вспомогательных средств на поверхности изделий можно создать орнамент плетёной корзины. Использование пинцета, вилки, щипчиков. Лепка фруктов.

Технология изготовления. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

4. Украшения из даров природы (4 часа)

Сначала вылепляют саму корзину, затем наклеивают сухие цветы и придают модели с помощью опрыскивания лаком для волос глянцевый вид. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления.  Правила безопасности. Сушка. Лакирование.

5. Украшения (4 часа)

Изготовление различных украшений (серьги, кулоны, браслеты, брошки). Технология изготовления. Основные приёмы работы. Способы крепления застёжек к вылепленным частям из соленого теста. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

6. Миленькие зверюшки (6 часов)

Лепка медвежат в сидячем и лежачем виде. Способы крепления головы к туловищу. Технология изготовления. Основные приёмы работы. Проектирование будущего изделия.

 Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

7. Украшения на ёлку (4 часа)

Ёлочные игрушки. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Изготовление элементов декора из соленого теста. Изготовление вырезанием по шаблону. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.

8. Рождественские украшения (4 часа)

Обереги и украшения. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

9. Изделия с мраморным эффектом (6 часов)

Смешивание друг с другом окрашенных в различные цвета части теста ( таким образом возникает мраморный эффект). Смешанные части теста месят до тех пор, пока не получится желаемая узорчатость. Технология изготовления. Основные приёмы работы.

 Правила безопасности. Сушка. Лакирование.

10. Календарь «Сердечко» (2 часа)

 Сердечко – украшение для влюбленных. Изготовление основы из теста в виде сердца. Прикрепление календаря. Варианты основ для украшения. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

11. Праздничные предметы (4 часа)

Изготовление брелков в подарок папам на 23 февраля. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки. Проектирование будущего изделия.

 Правила безопасности.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

12. Шкатулка (4 часа)

Изготовление шкатулки в подарок мамам на 8 марта. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки. Проектирование будущего изделия.

 Правила безопасности.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

13. « Яйцо пасхальное» (2 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Формирование яйца из теста. Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

14. Подставка под яйцо (2 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Технология изготовления.  Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

15. Объемные колючие фигуры (4 часа)

Лепка совы и ежа. Колючки и перья вырезают с помощью ножниц, которые осторожно углубляют в тесто под углом и вырезают его. Технология изготовления. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

16. Рамки для картин (4 часа)

Изготовление рамок для картин разной форы( круглые, овальные, квадратные). Материалы для изготовления. Технология изготовления.  Выбор варианта отделки.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

17. Картины (8 часов)

Изготовление картин «Каллы»; «Яблоня». Материалы для изготовления. Технология изготовления. . Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Выбор варианта отделки.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

Содержание программы

4 год обучения                                 68 часов (2 часа в неделю)

1.  Вводное занятие (1 час)

Правила безопасности. Вводный инструктаж. Виды и назначение соленого теста.

2.  Основные этапы изготовления изделий. Лепка мелких деталей (3 часа)

Приготовление теста и его основной рецепт. Способы сушки изделий из соленого теста. Глазирование. Окрашивание готовых изделий. Лакирование. Технология изготовления разных частей цветов и листьев, фруктов, ягод и овощей. Правила безопасности.

3. Создание изящных цветков (6 часов)

Изготовление изящных цветков. Приготовление специального нежного теста для филигранной обработки. Использование формочек. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для изготовления. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

4. Критские фигурки (4 часа)

Особенно оригинальные способы украшения хлебных изделий знают на острове Крит. Там вылепливают свадебные венки и другие символические модели фигурок. Использование различных видов расчесок, и щипчиков. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для изготовления. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

5. Лепим сказку (12 часов)

Лепка сказки «Колобок». Именно при создании персонажей из сказок дети особенно ярко проявляют фантазию. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для изготовления. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

6. Символ года (4 часа)

Лепка фигурок животного, символизирующего наступающий год. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

7. Приход Деда Мороза (4 часа)

Изготовление брелков с изображением рождественской ёлки, медальонов, на которых выгравированы ангелы или святой Николай. Использование вспомогательных средств из кухонной утвари. Технология изготовления. Разнообразие форм и материалов для отделки. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Сушка. Покрытие краёв рождественских моделей позолоченной или серебряной краской для яркости.

8. Зоопарк в бело-коричневых тонах (6 часов)

Изготовление основания из соленого теста в виде плиты, его выпечка. Лепка животных.

Технология изготовления. Использование окрашенного теста с помощью растворимого кофе. Разнообразие форм и материалов для отделки. Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Сушка. Лакирование.

9. Подарочные валентинки (4 часа)

Изготовление сувениров в виде сердечек. Варианты основ для украшения. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

10. «Яйцо пасхальное» (2 часа)

Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Формирование яйца из теста. Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

15. Подставка под яйцо. (2 часа)

Изготовление подставки в виде зайца. Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Сушка. Глазирование. Лакирование.

16. Пасхальные сувениры. (2 часа)

Изготовление пасхального гнезда. Сувениры и подарки из соленого теста. Материалы для изготовления. Выбор варианта отделки. Раскрашивание. Лакирование.

17. Картины в рамках (16 часов)

Изготовление картин: «Гномик»; картина из объёмных фигур; картина с аистом и личной датой рождения. ». Материалы для изготовления. Технология изготовления. . Проектирование будущего изделия. Правила безопасности.  Выбор варианта отделки.  Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

18. Выставка (2 часа)

Организация выставки. Выставляются лучшие работы за 4 года. Выступления детей: что они узнали, чему научились, какое значение для них имеет этот кружок.

Методическое обеспечение программы «Тестопластика»

Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.  Для проведения занятий необходимо  помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: соленое тесто, стеки, картон, ножницы, краски, кисти, зубочистки, чеснокодавилка, ситечко, пуговицы, бусинки, бисер и т. д.   Материал для занятий учитель может найти в Интернете, в книгах по соленому тесту.

                 

                                               

Список используемой литературы:

Деревянко Т.Фигурки из солёного теста. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Ф49 2010.

Рубцова Е.В.Фантазии из солёного теста. – М.: Эксмо, 2008.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                  

  «Ехэ-Цакирская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

кружка

«Тестопластика»

                   Руководитель:Гармаева Х.В.

Программа рассчитана на школьников 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 учебных года

 

Ехэ-Цакир

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...