Главные вкладки

    Современные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями
    статья на тему

    Капишникова Ольга Николаевна
    Вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не старался, поэтому учителю необходимо взаимодействовать с родителями учащихся. И организуя родительские университеты, лектории, конференции, семинары, и многие другие нетрадиционные формы работы с родителями, классный руководитель произведет положительное впечатление на родителей, повысится профессиональность учителя в глазах родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    На данный момент учителя пользуются всем известной и уже не актуальной формой работы с родителями – родительскими собраниями. Что не заинтересовывает и не стимулирует на сотрудничество учителя и родителей, и тем более, не удовлетворяет требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который гласит о том, что родители должны стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса и форма проведений мероприятий для родителей изменилась.

    Для начала вспомним, какие функции выполняет классный руководитель. Данный материал важен для осознания данной темы, так как главной задачей классного руководителя является изучение индивидуальных особенностей учащихся, развитие и воспитание наших подопечных. И именно поэтому нам важно взаимодействовать с родителями, ведь кто как ни они лучше всех знают своих детей. В связи с этим, учителю необходимо планировать работу с родителями, и в этом ему смогут помочь знания о направлениях работы с родителями.

    Но тут возникает вопрос, как распланировать свою работу на 4 года, если направлений всего 5? Ответ прост – доноси до родителей информацию в различных современных формах, и она покажется новой.

    Итак, какие же современные формы работы с родителями существуют и чем они отличаются друг от друга?

    При первой встрече с родителями эффективна такая форма, как родительский тренинг. Эта активная форма работы поможет учителю направить отношения с родителями на доверительный и доброжелательный лад. Как правило, школьный психолог помогает в проведении таких мероприятий. И в этом классный руководитель выполняет функцию: взаимодействие с педагогическим коллективом.

    Еще одна современная форма работы с родителями – круглый стол. Она даст результаты по таким темам, где необходимо обсудить какую-либо проблему или вопрос публично. Каждый участник имеет возможность высказаться.

    Еще одна дискуссионная форма – это родительский ринг. Главное отличие от круглого стола в том, что в ходе проведения ринга по одному вопросу ведут спор две и более семей, которые имеют разные мнения. Остальная часть родителей в дискуссию не вступает, а лишь поддерживают аплодисментами.

    Вечер вопросов и ответов – тоже очень интересная для использования на практике. Главной отличительной особенностью от ринга является то, что все родители принимают активное участие, и в отличии от круглого стола здесь могут иметь место множество проблемных вопросов.

    В теории многие вопросы понятны, а вот как воплотить в жизнь полученные знания? В этом поможет проведение семинаров-практикумов. С помощью данной формы, родители не только знакомятся с какой-то теоретической информацией, но и учатся упражнениям по теме, видят, как это применить на практике.

    Так же такая форма, как родительский вечер, хорошо подходит для сплочения родителей, детей и учителя и именно так ставится цель к данному мероприятию. Ведь в основном на этих вечерах вспоминается младенчество и детство ребенка.

    Данная форма может продлиться около 2 часов и из-за занятости современных родителей будет результативнее провести такую форму как устный педагогический журнал, продолжительность которого около 40 минут. Журнал состоит из 3-6 страниц, каждая и которых – это устное сообщение с демонстрацией поделок, дидактических пособий и др.

    Еще форма, которая направлена на просвещение родителей – родительский университет. Она знакомит родителей с актуальными вопросами воспитания и обучения детей. Главное отличие – большую часть говорит учитель.

    С вопросами воспитания и обучения детей знакомит такая форма как родительские чтения, во время которых родители узнают информацию непосредственно из книг или статей. Учитель занимает здесь роль наставника.

    Так же для поддержания доброжелательных отношений с родителями, необходимо проводить в конце года общественный смотр знаний. Чтобы родители увидели результат в обучении, посмотрели, как их ребенок работает на уроке.

    И наконец, последняя современная форма – это семейные клубы. Главная отличительная особенность – в том, что занятия проводятся регулярно, и они могут дробиться на более мелкие подклубы, и у каждого клуба есть свой устав, своя песня, свои традиции.

    Познакомив Вас с современные формами работы с родителями, я хочу поделиться с Вами разработкой мероприятия для родителей в форме круглого стола с применением технологии «Мировое кафе» по теме: «Мы - семья и мы воспитаем наш драгоценный дар»

    Целью данного мероприятия является: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка школьного возраста.

    Задачи:

    • обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
    • создать условия для побуждения родителей к совместному проведению досуга с детьми;
    • стимулировать родителей к «обмену» семейными традициями, и привитие некоторых из них к классу;
    • определить портрет понимающего и любящего родителя.

    Расскажу вкратце о содержании мероприятия, в котором раскроется технология «мировое кафе»

    1. При входе каждому их родителей дается жетон, их вы можете увидеть на слайде. Эти жетоны определят, с какого стола участники начнут работу.

    2. В течение 7 минут ведущий рассказывает об особенностях работы и правилах. Участники объединены в группы по 10 человек и выбирается 1 «хозяин стола». Хозяину стола дается дополнительная инструкция, что он будет хранителем знаний по теме своего стола, его задача передавать наработанное другим участникам, которые будут приходить за стол. У каждой группы на столе ватман и маркеры для записи идей. Выдаются конверты, где написана тема и план ее раскрытия, то, что именно надо освятить на ватмане

    3. Участники получают время на поиск идей. Хозяин стола без критики фиксирует идеи. Время на обсуждение 10 минут.

    4. По команде ведущего участники меняются столами по часовой стрелке. Хозяин стола остается, приветствует новых гостей, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Продолжительность этого этапа также 10 минут. Следующий переход опять происходит по команде ведущего. Количество переходов 5. При переходе от столика к столику участники могут подойти к особому столику и налить себе чашечку кофе.

    5. Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы.

    6. Хозяин каждого стола презентует результаты всем группам, после презентации каждой темы происходит мини-итог и обсуждение в различных формах

    (например: после представления работы стола «Титул «успешный родитель» присущ каждому из нас» - мы смотрим видеоопрос учащихся о том, какой, по их мнению, должен быть успешный родитель. После представления стола «Досуг семьи – дело интересное», представляются сообщения, которые подготовлены некоторыми родителями заранее по просьбе учителя).

    7. Подведение итога с помощью притчи о бабочке

    После окончания мероприятия, можно сделать вывод, что цель достигнута, ведь родители участвовали в обсуждении всех тем, после проходил общий итог, и родители в какой-то степени повысили свои знания в вопросах воспитания и развития ребенка школьного возраста.

    И данное мероприятие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, потому что в данном документе говорится о том, что изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников. И технология «Мировое кафе» удовлетворяет этим требованиям, так как практически во время всего мероприятия работают родители, происходит обмен опытом, объединяются несколько точек зрения, и они становятся в роли игроков, без которых ничего не состоится.

    Таким образом, можно сделать общий вывод, что вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не старался, поэтому учителю необходимо взаимодействовать с родителями учащихся. И организуя родительские университеты, лектории, конференции, семинары, и многие другие нетрадиционные формы работы с родителями, классный руководитель произведет положительное впечатление на родителей, повысится профессиональность учителя в глазах родителей.

    Главное классному руководителю необходимо запомнить, что без родителей вряд ли он сможет добиться больших успехов в изучении учащихся. В доказательство этому можно привести цитату из книги «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка: «Я – ничто, если я одна. Я ничто без тебя».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

    Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...

    РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...

    «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

    Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

    Статья содержит информацию о Взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе...

    Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

    В статье представлены проблемы и пути их решения во взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся, основное внимание обращается на то, что адаптация первоклассников к школе зависит от...

    Формы взаимодействия учителя начальных классов Просековой В.В. с родителями.

    Формы взаимодействия учителя начальных классов Просековой В.В. с родителями....