Главные вкладки

    Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника
    методическая разработка на тему

    Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

    В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на методы и содержание семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_tema.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семёнова Ксения Владимировна

    Тема: Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

    Введение

    Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

    В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на методы и содержание семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

    Теоретико-педагогические подходы к изучению взаимодействия учителя с семьей

    «Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка».

    Взаимодействие родителей и учителя - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу.

    Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности.

    Эффективность воспитания  обучения ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают методику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

    Современный учитель начальных классов, обучающий и воспитывающий младших школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

    Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Приемов и методов работы с родителями у классного руководителя огромное количество.

    Главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на повышения качества обучения детей.

    В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения по отношению друг к другу.

    Воспитательная функция школы

    Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучение служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

    Поэтому основная цель воспитательной работы школы является: создание условий для формирования творческой, самостоятельной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

    Учитель переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на творческую. Поэтому учитель должен давать не только знания, но и создавать условия для развития личности школьника.

    Можно выделить следующие условия развития личности:

    • Процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные учителем ситуации, при которых школьник приобретает различный опыт;
    • Учитель  и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу;
    • Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения, а прежде всего о поддержке нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям, и явлениям жизни, к другому человеку и самому себе;
    • Способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка (не боязнь проявить себя, беседа с учащимися, взаимопомощь);
    •  Использовать положительные изменения в личности ребенка как результат его саморазвития;
    •  Совместно с учителем определять цели саморазвития.

    Взаимодействие семьи и школы

    Функции работы школы с родителями:

    • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
    • психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;
    • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
    • помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;
    • взаимодействие с родительскими общественными организациями.

    Принципы общения семьи и школы:

    • сотрудничество;
    • такт;
    • взаимодействие;
    • взаимоуважение;
    • взаимопомощь и взаимоподдержка;
    • терпение и терпимость.

    Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.

    Таблица 1.

    Формы взаимодействия школы с семьей

    Индивидуальные

    Коллективные

    Беседы

    Консультации

    Посещение семьи учащегося

    Общение по телефону

    Переписка с родителями

    Родительские собрания

    Открытые уроки для родителей

    Дни открытых дверей

    Родительские конференции

    Круглые столы

    Работа с родительским активом

    Совместные мероприятия

    Методические правила взаимодействия школы с семьями:

    • выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;
    • выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);
    • совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;
    • разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении решения возникших проблем;
    • выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.

    Современные формы организации взаимодействия учителя с родителями

    Наряду с традиционными видами взаимодействия учителя с семьей, существует Электронный дневник.

    Электронный дневник – это комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы. С помощью него родители смогут наблюдать за успеваемостью, достижениями ребёнка.

    Электронный дневник – это важный элемент системы электронного управления образованием. Построенный по аналогии с бумажной версией школьного дневника, он значительно расширяет возможности учеников и их родителей, а кроме того, очень удобен в использовании. Преимуществом Электронного дневника учащегося (ЭДУ) является то, что информация в нем всегда своевременная, свежая и гораздо более полная. Родители становятся полноценными участниками образовательного процесса, который приобретает прозрачность и ясность.

    Пользователями электронного дневника являются все частники образовательного процесса: администрация школы, учителя, классные руководители, учащиеся и родители учащихся.

    Основная цель электронного дневника – обеспечить оперативное информирование родителей каждого учащегося о достижениях и проблемах в ходе образовательного процесса.

    Электронный дневник учащегося решет следующие задачи:

    1. Позволяет родителям учащегося своевременно получать информацию об оценках ребёнка.
    2. Позволяет родителям учащегося своевременно получать информацию о домашних заданиях и контролировать их выполнение.
    3. Позволяет родителям учащегося получать информацию о новостях школьной жизни, жизни класса.
    4. Позволяет родителям учащегося осуществлять экстренную связь с классным руководителем, учителями путём обмена сообщениями.
    5. Позволяет классному руководителю, учителям, родителям учащегося и самому учащемуся увидеть динамику учебных достижений по каждому учебному предмету и в целом с помощью графиков успеваемости.
    6. Позволяет учащемуся и его родителям увидеть рейтинг в классном коллективе.

    Электронный дневник для учащегося

    При использовании программы ученик имеет возможность:

    • Видеть свои оценки с детальными комментариями учителей (за что получена оценка) и свой личный рейтинг успеваемости в классе.
    • Знакомиться с различными новостями и объявлениями.
    • Видеть расписание уроков.
    • Получать и отправлять домашние задания в текстовом формате с прикрепленными файлами других расширений.
    • Получать сообщения и любую другую информацию, которую учителя или школьная администрация хотели бы донести до своих учеников.
    • Свободно обратиться к помощи квалифицированного психолога.
    • Участвовать в опросах и тестированиях.

    Электронный дневник для родителей

    Использование родителей предполагает:

    • Возможность увидеть полную картину успеваемости и посещаемости своего ребенка (темы занятий, характеристики оценок, комментарии учителей, замечания, пропуски занятий, новости, приглашения на собрания и т.д.).
    • Опцию выведения рейтинга успеваемости своего ребенка по классу и среднего балла по классу за контрольную работу.
    • Консультации профессионального психолога.
    • Ведение прямых диалогов с учителями, классными руководителями, администрацией школы и другими родителями класса в системе обмена мгновенными сообщениями.
    • Участие в тестах и опросах.
    • Графическое отображение динамики успеваемости ребенка.
    • Получение SMS-отчетов и электронных писем о текущей успеваемости ребенка.

    Благодаря возможности сбора качественной и количественной информации посредством тестов и опросов, электронный дневник не просто решает коммуникационные проблемы, возникающие в процессе обучения, но и помогает заметно улучшить качество школьного образования. Таким образом, Электронный дневник выводит взаимоотношения в процессе обучения на совершенно новый уровень.

    Рекомендации для организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями

    С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям».

    Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьей осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье».

    Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

    В работе с родителями педагогическим коллективом школы разработаны следующие правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся:

    • Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы им располагаете, создайте необходимые условия.
    • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
    • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
    • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем необходимым вопросам!
    • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, то, что вы услышали от родителей!
    • То, о чем родители вам поведали, не должны знать другие родители, учащиеся и педагоги.
    • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недостатках.
    • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
    • Если педагог в какой-либо ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обраться за консультацией к специалисту.
    • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их условия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

    Педагогическому коллективу, классному руководителю важно создать ситуацию разумного распределения полномочий и ответственности, научиться вести диалог с родителями на принципах равноправия.

    Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

    Заключение

    Воспитание предполагает развитие и формирование творческих способностей и склонностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

    В результате изучения данной проблемы были решены поставленные перед нами задачи.

    1) Теоретически обосновано взаимодействие семьи и школы: семья охарактеризована как социальный институт и школа как воспитательная организация, также рассмотрены научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

    2) Были описаны формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.

    Формы организации могут быть как индивидуальные, так и коллективные и выбирать формы и методы взаимодействия следует исходя из конкретных условий.

    3) Изучена организационно-педагогическая работа школы с родителями.

    К таким формам относятся родительские собрания, конференции и консультации для родителей.

    4) Разработаны рекомендации родителям по воспитанию детей.

    К основным условия эффективности воспитательного процесса следует отнести следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, особенности семейного воспитания.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

    «Добиться результата в воспитании ребенка можно, лишь объединившись с профессионалами, так как не любой родитель владеет искусством воспитателя. Социальное партнерство, взаимодействие семьи и школы в интересах воспитания и развития детей – это залог успеха в формировании личности».

    Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

    Приложение

    Бланки анкет для учащихся, родителей, учителей

    Анкета для учащихся

    1. Знаком ли ты с электронным дневником? _________________________
    2. Как ты понимаешь, что такое электронный дневник? _______________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Есть ли у тебя доступ к нему? Если да, то как часто используешь его?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какой дневник лучше, электронный дневник или обычный? Почему?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________


    Приложение

    Анкета для родителей

    1. Нужен ли школьнику дневник?__________________________________

    __________________________________________________________________

    1. Знаете ли вы, что существуют электронные дневники? ______________
    2. Хотели бы вы научиться пользоваться электронным дневником?______
    3. Легко ли доступен для вас электронный дневник? _________________
    4. Удобен в использовании, если нет, почему? ______________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Часто ли вы к нему обращаетесь? ________________________________

    __________________________________________________________________

    1. В чем достоинства электронного дневника? _______________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. В чем недостатки? ____________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. В чем отличия электронного дневника от традиционного? ___________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Как вы думаете, какой дневник более удобный? _______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Знаком ли ваш ребенок с электронным дневником? ____________


    Приложение

    Анкета для учителей

    1. Как давно введен в школе электронный дневник? __________________
    2. Какие трудности испытываете в его ведении? ______________________ ______________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    1. Достоинства электронного дневника? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Недостатки электронного дневника? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Какому дневнику, электронному или традиционному, отдадите предпочтение? Почему? ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

    Приложение

    Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся

    • Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы им располагаете, создайте необходимые условия.
    • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
    • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
    • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем необходимым вопросам!
    • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, то, что вы услышали от родителей!
    • То, о чем родители вам поведали, не должны знать другие родители, учащиеся и педагоги.
    • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недостатках.
    • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
    • Если педагог в какой-либо ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обраться за консультацией к специалисту.
    • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их условия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

    Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

    Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

    На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

    Доклад на заседании МО " Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах ( формирование орфографического самоконтроля).

    Данный материал представляет собой алгоритм работы над формированием орфографического самоконтроля учащихся начальных классов....

    Статья "Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ"

    В связи с введением ФГОС в дошкольное образование принцип сотрудничества ДОУ с семьёй является одним из основных. И задача воспитателя, непосредственно наблюдающего ребёнка и знающего его проблемы, со...

    Современные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями

    Вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не ст...

    СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной...