Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Учелькина Елена Анатольевна

Публичное представление собственного инновационного педагогичского опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей №1" р.п.Чамзинка Учелькиной Е.А. Тема инновационного педагогического опыта: "Развитие орфографической зоркости младших  школьников на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Лицей №1»  р.п.Чамзинка

Учелькиной Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

        

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической зоркости. Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культурой, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.

Данная тема волнует каждого учителя и её актуальность не вызывает ни у кого сомнений. Учитель начальных классов закладывает основы орфографии и чем прочнее заложены базовые знания в начальной школе, тем больше вероятности успешности обучения учащихся в старших классах.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализуя одну из основных целей начального образования - овладение орфографическими нормами литературного языка, передо мной возникла проблема, каковы педагогические условия эффективного совершенствования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро в социальной жизни, так как грамотность является одной из составных частей общей языковой   культуры.  Но процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Создавая условия для самореализации и самосовершенствования учащихся, основываюсь на индивидуализации обучения, осуществляю принципы вариативности, креативности,  расширяя зону ближайшего развития каждого ребенка.   При выборе приёмов  реализации поставленной задачи опираюсь на следующие факторы формирования орфографической зоркости: зрительный, слуховой, рукодвигательной, проговаривание.         

      Работа по теме опыта показала, что выполнение системы упражнений, основанных на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической  зоркости, дала положительные результаты.

Наличие теоретической базы опыта

Теоретическую основу опыта составляют  научные изыскания   профессора М. Р. Львова. Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • увидеть орфограмму в слове;
  • определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
  • решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Решая проблему развития орфографической зоркости у младших школьников, изучила следующую литературу;

М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

 И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.

Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.

Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.

 Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.

Просматривала вебинары на сайте «Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой» Советы от Екатерины Бунеевой

Педагогическая идея

по формированию орфографической зоркости младших школьников заключается в том, чтобы приучить детей к поэтапному  решению орфографической задачи (профессор М.Р.Львов):

  • увидеть орфограмму в слове;
  • определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
  • решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Оптимальность и эффективность средств

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

При обучении младших школьников грамотному письму велико значение упражнений.

К упражнениям предъявляю следующие требования (по К.Д.Ушинскому): самостоятельность, систематичность (связь предыдущего упражнения с последующим), логичность (взаимосвязь  главной и второстепенной мысли), устные предшествуют письменным.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

списывание (домашнее, выборочное);

комментированное письмо;

письмо с проговаривание;  

письмо с пропуском орфограмм;

исправления учениками умышленного допущенных  ошибочных написаний;

письмо по памяти;

диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительно-слуховые, словарный, с простукиванием, самодиктант);

орфографические пятиминутки.

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут  не только получены новые знания, но и будет развиваться  интеллект учащихся, их устная и письменная речь,  орфографическая зоркость.

Вот некоторые из них.

                1. Письмо с проговариванием.  Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом  дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую      самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

             4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

        5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала  диктую слова  так, как они  пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

         6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление,    речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

         7. Творческие работы. Много  положительных  эмоций  вызывают  у  ребят  задания  творческого  характера,  когда  им  нужно  конструировать  предложения,  самим  составить  текст  на  определённую  тему,  при  этом,  не  забывая  правил  орфографии.  Дети  учатся  оценивать  свою  работу,  работу  своих  товарищей,  учатся  элементам  контроля    и  самоконтроля.

           8. Зрительно - слуховой диктант.  Этот вид диктанта помогает      избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во  II  классе  в  I  полугодии  я  продолжаю  писать  диктанты,  используя  для  повторения  и  закрепления  изученного  только  наборы,  состоящие  из  предложений.  Для   II - III  классов  за  основу  беру  диктанты  И. Т. Федоренко,  значительно  их  расширив.

             9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

         10. Диктант «Проверь себя».  Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок  делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

         11. Самодиктанты  -  это вид  диктанта,  при  котором:

          - текст  перед  записью  зрительно  воспринимается  детьми,   их  внимание     фиксируется  на  изучаемой  орфограмме,  ученики  объясняют  условия  выбора   слов  с  данной  орфограммой,  по  окончании  подобной  работы  ученики  диктуют  себе  по  памяти  текст,  а  затем  сверяют  свою  запись  с  образцом.

         -  проводится   домашняя подготовка:  нахождение  и  выписывание  в  рабочую  тетрадь  из  изучаемого  на  уроках  чтения  художественного  произведения  3-5 слов  с  данной  орфограммой.  Эта  форма  работы  чрезвычайно  эффективна,  интересна  учащимся,  так как  они  становятся  «исследователями»  уже  знакомого  им  текста.  После  выписывания  искомых  слов  с  орфограммой  проводится  графическое  обозначение  условий  её  выбора,  подбор (при необходимости)   проверочных  слов  к  данным,  затем – самодиктовка  и   сравнение  своей  записи  с  исходной.

           12. Взаимодиктант может  проводиться  после  подготовки,  описанной  выше  для  самодиктанта:  

           -   в  парах  с  взаимопроверкой  при  использовании  образца;

            -   одним  из  учащихся,  который  диктует  классу  отобранные  им  дома  из  книги  для  чтения  слова;  после  записи  происходит  комментирование  записанного  несколькими учениками  (их  число  должно  соответствовать  количеству  записанных слов),  далее  работы  сдаются  на  проверку  учителю.

            Ценность  подобных  диктантов  состоит в  том,  что  поиск  слов  с  определённой  орфограммой  в  тексте  служит  одновременно  обогащению  словаря  младших  школьников,  зрительному  запоминанию  написания тех  или  иных  слов  и  развитию  навыка  самоконтроля.  Перечисленные  диктанты  направлены  на  осмысление  учениками  усваиваемых  орфограмм,  и  на развитие  навыка  автоматического  письма.    

                      13. Конструирование  состоит  в  образовании  форм  слов, в составлении  словосочетаний  и  предложений  с  опорными  словами,  включающими  ту  или  иную  орфограмму,  а  также  в  подборе  слов  определённой  структуры  (с данным  корнем,  и т.д.),  попутно  оно  может  формировать  орфографические  умения,  если  задание  на  подбор  будет  связано  с  изучаемой  орфограммой.

             14. Свободный  диктант  как  вид  упражнения  выполняет  орфографические  задачи,  если  входящие  в  него  слова  имеют  ранее  изученные  орфограммы.  Ученикам  представляется  право  свободной  записи  диктуемого  текста  с  требованием  обязательного  употребления  слов  с  необходимыми  орфограммами.

             Свободный  диктант  представляет  большие  возможности  для  развития  речи  и  повышения  грамотности  учеников,  подготавливает  детей  к  ещё  более  самостоятельной  работе – изложению.

        15. Игры, развивающие орфографическую зоркость. 

Например:  игра "Соответствия".

- Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.

- Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).

Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.

Игра "Узнай меня".  Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.

Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем);

                    в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает)

Игры «Мы – фотографы» и «Волшебная яблонька.». Дети фотографируют слова:

  Ю…ка,  но…,  морко…ь,  кру…ка,  скри…ка.  

Далее читаю слова:

                Яблонька – волшебница,

                Букву подскажи,

                Ручка моя верная,

                Правильно пиши.

Дети срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово.

Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.    Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.

    16. Орфографические сказки. Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки. Так при изучении правописания сочетаний ча – ща, чу – щу рассказываю сказку.  

   

   Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.

   Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.

17. «Волшебный квадрат»  (5х5).  Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого  накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы», — объясняю я ученикам.

      Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

    Одно из главных направлений моей работы в решении проблемы развития орфографической зоркости - это дифференцированное обучение. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.   Широко использую в своей практике наглядный и дидактический материал. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям.

Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть ещё не изученные орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. 

      Проведение контрольных срезов с учащимися показало, что уровень сформированности орфографической зоркости младших школьников повысился по сравнению с предыдущем периодом, возрос интерес к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

         Результаты контрольного диктанта, проведённого согласно годовому плану работы Отдела информационно-методического и технического обеспечения МКУ Чамзинского муниципального района «Центр обслуживания муниципальных учреждений» в 3 классе (март 2016г.)

Результаты контрольного диктанта, проведённого согласно годовому плану работы Отдела информационно-методического и технического обеспечения МКУ Чамзинского муниципального района «Центр обслуживания муниципальных учреждений» в 4 классе (декабрь  2016г.)

Результаты Всероссийских проверочных работ  по русскому языку

в 4 «а» классе  (апрель 2017г)

Русский язык

Русский язык

Класс

Уровень обученности %

Качество знаний %

4 А

100

85,7

Результаты освоения образовательной  программы по русскому языку

за 2016– 2017 учебный год учащимися 4 класса А.

Предмет

Класс

Уча-

щиеся

«5»

«4»

«3»

Качество знаний %

Русский язык

22

3

12

7

68,2

Внешними результатами является успешное участие  учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах по русскому языку, в общероссийских конкурсах в номинации «Русский язык»

 

 

Также, итогом моей работы стало то, что дети научились больше работать самостоятельно, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. У них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Возможность тиражирования

Проведение открытых уроков в школе, выступления на семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы, района.

Представление педагогического опыта на сайте http://nsportal.ru/uchelkina-elena-anatolevna

В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года  стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещаю свой педагогический опыт  http://infoUrok.RU.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...