Создание комфортного психологического климата в группе продлённого дня
материал на тему

Антонина Ивановна Уткина

Создание комфортного  психологического климата в группе продлённого дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_komfortnogo_psihologicheskogo_klimata.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Создание комфортного  психологического климата

в группе продлённого дня.

 Актуальность данной темы – создание благоприятных условий для полноценного проживания в группе продлённого дня, формирования базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями.

В течение учебного года перед собой ставлю несколько ведущих задач:

- Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений.

- Сформировывать эмоциональную отзывчивость, умение  сопереживать       близким, сверстникам, героям художественных произведений.

 - Формирование положительных эмоций и чувств.

Психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Основной характеристикой психологического климата является его устойчивость.

В младшем школьном возрасте  особенно ярко    видна социализация эмоциональной сферы. К десятилетнему возрасту у школьников проявляется восторженное  отношение к героям,  выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости,  формируется привязанность к товарищам.

Дети от 7 до 9 лет начинают проникаться идеей взаимности и сознавать  чувства другого. Для установления дружеских отношений важна субъективная оценка поступков другого.

 Дети от 9 до 11 лет – дружба  основана на взаимопомощи. Впервые появляется понятие обязательства друг перед другом. Узы дружбы очень сильны, пока сохраняются, но они, как правило, не долговечны. Чаще всего детская дружба прерывается. Причины бывают самые разные. Тогда дети испытывают чувство настоящей потери, чувство горя, пока не находят новых друзей. Бывает так, что дружба прерывается из-за появления новых интересов, вследствие чего дети обращаются к новым партнерам, могущим удовлетворить их потребности.

Друзья есть не у всех детей. В таком случае возникает опасность столкнуться с проблемами социальной адаптации таких детей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть     негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей. Но я стараюсь  поддерживать ребенка в разных ситуациях - как успеха, так и неудачи, т. е. в любом случае помогаю ему поверить в свои силы.

Комфортный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Каждый из детей при благоприятном климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в моей группе  выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.

В своей работе применяю технологии создания комфортного психологического климата, которые способствуют:

1. Установлению личных контактов: ребенок-воспитатель; ребенок - дети – называть по имени, проявлять интерес, демонстрировать симпатию.

2. Подбадривающие, одобрительное отношение во время работы. (поощрение)

3. Этическое благородное поведение (взаимопомощь, взаимовыручка, самопожертвование ради товарища)

4. Предупреждение возможных неудач (благодаря этому удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела)

5. Применение художественного аудиовизуального ряда. (используются музыкальные фрагменты, демонстрируются слайды) – это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.

Стараюсь создать в своей группе  комфортный  психологический климат:

-Хорошее настроение детей в течение всего дня;

-  доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

- способность детей занять себя интересным делом;

- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

-информировать детей о том, как будет спланирован их день;

- желание участвовать  в коллективной деятельности

 Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности группы, его психологического климата, которые почти целиком определяются воспитателем.

1. Поддержка здорового микроклимата в группе.

Поддержка здорового микроклимата в группе

  • Принятие,  уважение личности обучающегося.
  • Обращение к ребенку по имени.
  • Создание ситуации успеха  для  обучающихся:

- принятие права на ошибку;

     - педагогическая поддержка самоуважения,

веры в собственные силы, особенно,  в ситуации неудачи (чаще хвалить, замечать  любое продвижение относительно самого себя,  отмечать достоинства ребенка вслух)

Учет индивидуальных и личностных

особенностей развития (физических, умственных, психологических, социальных, и т.д.) при планировании образовательных задач.

  • Адекватное реагирование на различные ситуации,

возникающие в ходе учебно- воспитательного процесса:

  • не раздражаться при неудаче,
  • уметь распознавать цель плохого поведения (привлечение внимания,  избегание неудачи,  месть,  власть)
  • выбирать способ вмешательства в ситуацию, и т.д.

2. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени группы в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки- экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.

Во время работы со своей группой стараюсь придерживаться правил для воспитателя по выстраиванию  взаимоотношений с учащимися.

а) Верный сигнал доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если я не подчеркиваю разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываю свои соображения доброжелательно, в форме совета, умению внимательно и заинтересованно слушать учащихся.

б) Учитываю индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение в данный момент, его отношение ко мне.

в) Уметь выслушивать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняю «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

                 г) Отношусь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

д) Стараюсь сказать учащемуся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учитываю, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всей группы.

е) отношусь справедливо к провинившемуся, уважая его человеческое достоинство. Стараюсь быть сдержанной, не переходить на крик и злость, стараюсь не угрожать, применять строгие меры. Показываю провинившемуся, что я верю в него.

 Все это помогает создавать психологический климат в коллективе.

 АНКЕТА

Определение состояния психологического климата в группе.

Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем группе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружочком ответ, выражающий ваше мнение.

  1. С каким настроением вы обычно идете в школу?
  • всегда с хорошим настроением;   9%
  • с хорошим чаще, чем с плохим;    76%
  • с равнодушием;                                8%
  • с плохим чаще, чем с хорошим;      7%
  • всегда с плохим настроением.         0%
  1. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?
  • да, нравятся;                                        71%
  • многие нравятся, некоторые – нет;    27%
  • безразличны;                                         1%
  • некоторые нравятся, но многие – нет; 1%
  • никто не нравится.                                  0%
  1. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?
  • никогда не бывает;                          92%
  • редко бывает;                                   7%
  • мне все равно, где учиться;             1%
  • часто бывает;                                     0%
  • думаю об этом постоянно;               0%
  1. Устраивает ли вас учеба в школе?
  • учебой вполне доволен;                   89%
  • скорее доволен, чем недоволен;      11%
  • учеба для меня безразлична;             0%
  • скорее недоволен, чем доволен;        0%
  • совершенно недоволен учебой.          0%
  1. Как, по вашему мнению, относится к вам воспитатель?
  • очень хорошо;                   93%
  • хорошо;                              6%
  • безразлично;                       1%
  • скорее недоволен;               0%
  • очень плохо.                         0%
  1. В какой форме обращается к вам чаще воспитатель?
  • убеждают, советуют, вежливо просят;        98%
  • чаще в вежливой форме, иногда грубо;       2%
  • мне это безразлично;                                      0%
  • чаще в грубой форме, иногда вежливо;        0%
  • в грубой форме, унижающей достоинство.  0%

Результаты анкетирования:

«Психологический климат коллективе». (глазами детей).

Вопрос

Количество удовлетворит. ответов

Количество неудовлетворит.

ответов

Тебе нравится в группе продленного дня?

96%

4%

С хорошим ли настроением ты встречаешься с ребятами и воспитателем?

96%

 

4%

Согласился ли ты перейти в другую школу, если бы тебе предложили?

 

93%

 

7%

Когда ты бываешь за приделами школы, то скучаешь по ней?

 

79%

 

21%

У тебя есть любимые занятия в группе продленного дня?

86%

14%

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

 

86%

 

14%

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

83%

17%

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

96%

4%

У тебя в группе продлённого дня много друзей?

93%

7%

Я считаю, что группа продлённого дня готовит меня к взрослой жизни

 

93%

 

7%

Итог: 83 %  детей считают, психологический климат  в коллективе благоприятный, а 17%  ощущают некоторый дискомфорт.

96 % детей проявляют позитивное отношение к воспитателю.  В группе сложились дружеские взаимоотношения. Дети свободно могут высказывать своё мнение и считают, что в группе продлённого дня созданы все условия для развития их способностей. 93% опрошенных считают, что воспитатель готовит их к взрослой жизни.  Таким образом, по итогам  анкетирования психологический климат в коллективе с позиции детей оценивается как благоприятный.

Результаты анкетирования:

 для родителей, оценивающих психологический климат в группе продлённого дня

Да

Нет

1.

Наш ребенок комфортно чувствует себя в группе продлённого дня

96%

4%

2.

Воспитатель  делает все от него зависящее для создания хорошей атмосферы в группе продлённого дня

79%

21%

3.

У нашего ребенка сложились хорошие отношения с воспитателем

96%

4%

4

Мы можем спокойно обратиться к воспитателю за помощью

100%

0%

5

Наш ребенок перегружен домашними заданиями

7%

93%

6

У нас (родителей) установлена постоянная связь с воспитателем

93%

7%

7

Воспитатель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка

79%

21%

8

Мы довольны, что у нашего ребенка именно этот воспитатель

96%

4%

Итог: 84 %  родителей считают, психологический климат для детей в коллективе благоприятный, а 16%  ощущают некоторый дискомфорт.

97 % родителей считают, что в  группе продлённого дня  сложились дружеские взаимоотношения между воспитателем и детьми. Дети свободно могут высказывать своё мнение и считают, что в группе продлённого дня созданы все условия для развития их способностей. 95% опрошенных считают, что воспитатель готовит их к взрослой жизни.  

По итогам  анкетирования  психологический климат в коллективе с позиции родителей оценивается как благоприятный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического климата на уроке

Что нужно сделать, чтобы на уроке было комфортно и учителю и ученикам?...

Создание кукольного театра в группе продлённого дня.

Постановка кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок с целью развития художественно-творческих способностей детей в театрализованной деятельности....

Создание психологического микроклимата в группе продлённого дня

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом ...

Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн

Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня

Одной из главных целей образования мы видим в развитии личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуа...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Консультация "Создание благоприятного климата в группе"

Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ, в ней предложены способы взаимодействаия воспитателя с детьми, как организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребёнка)....