Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Азбука общения»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Азбука общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Азбука общения», проведенного во 2 «Б» классе.

Инструменты общения: язык, мимика, жесты.

Цель: создание условий для формирования понятий о вербальных и невербальных средствах общения.

Задачи:

- содействовать развитию умений у детей использовать вербальные и невербальные средства в устной речи;

- способствовать развитию познавательной активности детей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- помочь учащимся формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Дети входят в класс, становятся в ряд.

Ребята. Сегодня у нас на занятии гости, мы их поприветствуем.

На занятии нам предстоит серьезная работа и я хочу проверить, готовы ли вы к этой работе. Я даю задание, а вы их должны выполнять четко и быстро.

Итак, взявшись за руки, образовать, угол, букву С, круг.

Ну что ж, к работе вы готовы.

2. Речевая разминка «Сбор по голосам»

Чтобы начать занятие, мы должны разбиться на группы. Для этого повернитесь спиной внутрь круга, каждый из вас получает листочек (курочка, собачка, кошка, гуси, корова) Прочтите, что там написано и зажмите его в кулачке. Перевернитесь лицом в круг. По моей команде вы издаете тот звук, который издает животное, написанное у вас на листочках, и образуете группы по голосам.

Теперь каждая группа займет свое место за партами.

3. Введение в тему занятия.

Сейчас посмотрите одну историю, которую нам покажут ребята а и подумайте, о чем она? (3 человека инсценируют историю)

Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Так о чем эта история? (об общении)

4. Сообщение темы занятия

Инструменты общения - это и есть тема нашего занятия. Предположите, при помощи чего же мы общаемся? ( высказывания детей)

К концу занятия мы должны с вами ответить на вопрос, какими инструментами мы пользуемся при общении.

А при помощи какого инструмента общались наши путники? (речь)

Попробуйте дать толкование этого слова (ответы детей)

Готовясь сегодня к занятию, я заглянула в одну очень полезную книгу, что бы точнее узнать значение слова. Как называется эта книга? ( толковый словарь)

« Речь - способность выражать мысль словами; умение говорить»

( вывешиваю табличку на доске)

5. Практическая работа.

О языке, о речи народ сложил много пословиц.

И вот первое задание для групп. Объяснить смысл пословиц о речи

Слово жжет сильнее огня.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

От хорошего слова миру светло

Пустые слова — делу помеха.

Сперва подумай, а потом и нам скажи.

Молодцы, с этим заданием вы справились.

А сейчас проведем эксперимент. Поймете ли вы меня без слов. Выполняйте то, что я покажу (тихо, сели ровно, встали) А сможете ли вы изобразить то, что я скажу.

«Нам очень жарко». (Рука спокойно обмахивает лицо.)

«Толкаем тяжелую коробку». (Рука от себя с усилием, резко.)

«Вижу вдалеке подругу. Зову ее». (Широкий взмах руки к себе.)

«Град пошел». (Присели, руки на голову.)

«На конфетку!» (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)

« Возьми горькое лекарство!» (Лицо недовольное, рука от себя.)

«Полощем в тазике платочек». (Рука двигается легко, свободно.)

Вы без слов поняли меня. И я вас поняла, что вы показывали. Значит, можно общаться без слов? А когда люди общаются без слов? ( в балете, при общении глухонемых людей).

А что вам помогало выполнять задание? (мимика и жесты)

А как вы объясните смысл слова жест, а мимика?

Жесты – движения рукой или телом, сопровождающие речь

Мимика - движение мышц лица, выражающие душевное состояние.

Мы с вами каждый день пользуемся жестами и мимикой.

Следующее задание. Возьмите листочки желтого цвета. На них задание. Через минуту вы должны изобразить то, что на них написано, а мы должны угадать.

1) Восхититься прекрасным букетом

2) Навести в классе тишину

3) С балкона позвать друга

4) Отказаться от предложенного угощения

5) Обрадоваться друзьям

И с этим заданием вы справились успешно. Жесты, которыми вы пользовались, известны многим людям, говорящим на разных языках. Но некоторые жесты одного народа могут быть не понятны другому. Изобразите жест прощания. Жители Латинской Америки так приглашают в гости. А как русские люди жестом изображают «да»? Болгары бы восприняли бы это как «нет». А еще существуют жесты, которые не приняты в культурном обществе.

Итак, следующее задание. Учимся определять значение жестов и мимики по рисункам. Рассмотрите рисунки и назовите номер рисунка, на каком художник передал радость(1), грусть(2), удивление(3), печаль(4).

Задание для групп. Придумайте в группах несколько ситуаций, когда у человека может быть такое выражение лица (сопоставьте номер на парте и на рисунке) . Парта №5 выполняет задание с любым рисунком. (проверка заданий) Молодцы.

Какую роль играют мимика и жесты в нашей речи?(ответы детей)

Выполняя следующее задание, вы убедитесь, как трудно в речи обходиться без мимики и жестов. Возьмите белые листочки. На них у каждой группы части русской народной сказки «Лиса и журавль» . Задание будет такое. Один человек из группы читает текст без всяких эмоций, второй – изображает все жестами, а третий – мимикой. Выполняем задания.

Лиса и журавль. Русская народная сказка

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает.

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин.

А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

После подготовки дети читают сказку по частям. Читающий сидит на стуле, показывающий мимикой стоит сзади него, а тот, кто показывает жестами – становится сзади и продевает руки под мышки впереди стоящему.

6. Рефлексия

Ну что ж, потрудились, подведем итог нашего занятия.

О каких инструментах общения сегодня узнали?

А сейчас при помощи мимики и жестов покажите, как вы оцениваете свою работу на занятии. А гости покажу, как они оценивают нашу работу.

Всем спасибо за активную, плодотворную работу.

Делитесь:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "Азбука здоровья" 4 класс, ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) расчитана на 2 часа в неделю. 4 класс...

"Мы-магниты" в рамках внеурочной деятельности по курсу "Азбука общения"

Занятие "Мы-магниты" в рамках внеурочной деятельности  по курсу "Азбука общения" является 8 и 9 занятием. Цель занятия: направить детей на создание положительного, благоп...

Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....

Внеурочная деятельность по разделу "Азбука общения"

Внеурочная деятельность по разделу "Азбука общения". Урок-мероприятие по развитию навыков речевого этикета по теме "Волшебные слова"...

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Народная кукла» Кукла «Кувадка» (для учащихся начальной школы)

Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой....