Конспект занятия внеурочной деятельности по программе "Я - курянин"
презентация к уроку (2 класс)

Кузнецова Галина Николаевна

Это занятие по теме "Я - археолог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-arheolog.docx173.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия внеурочной деятельности « Я – курянин»

Тема: «Я – археолог»

Тип занятия: открытий новых знаний.

Цель: воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю;

- способствовать обобщению и закреплению знаний о Курской области, символике Курской области, дать возможность учащимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину;

 -формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 -  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

 - проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - использовать  знаково-символические записи

Оборудование: компьютер, доска, емкости с песком, кисточки, лупы, перчатки, исторические находки.

Ход занятия

  1. Мотивационный этап (1мин)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе.

- Эпиграфом к нашему занятию по программе «Я - курянин» пусть станут слова. Прочтите их хором.  (на доске)

Давайте работать,

Давайте дружить,

Давайте учиться

Друг друга ценить.

  1.  Этап актуализации знаний (4 мин)

- Ребята, сегодня вы будете работать в  группах. Каждая группа  выбирает командира. Итак, посовещайтесь 1 минуту  и назовите командиров.

- Желаю вам удачи.

 -  На столах лежат конверты. Откройте их. Из букв  необходимо составить слово.

о л р а х и я е о г (археология)

- Прочтите, что получилось?  (археология)

- Кто знает значение этого слова? (ответы детей)

- Поработайте в группах. Задание в синих конвертах .

1гр – прочитать значение слова археология

2 гр - исследовать слово с точки зрения русского языка:  подобрать родственные слова, выделить состав слова.

3 гр. Составить кластер со словом археология

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, жилищам, погребениям и т.д.), находимым главным образом при раскопках.

Археология – археолог, археологический, Собственно само слово состоит из двух основ: др.-греч. ρχαος — древний и λόγος — слово, учение, значит это наука о древности.

Археология – раскопки, экспедиция, археолог, лопата, курган, музей, находки, древность.

-Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (об археологии)

- Какие вопросы можно поставить перед собой?

- Правильно, вы станете самыми настоящими археологами.

  1. Этап открытий новых знаний.( 15 мин)

А) Отгадывание кроссворда.

- Прежде, чем стать археологами, вам предлагается сдать вступительные экзамены, потому что необходимо обладать большим запасом знаний по истории. Предлагаю отгадать кроссворд. (Отгадывание в группах)

 1.  Как называлось жилище, вырытое в земле? (Землянка).

2. Как называлось жилище первобытного человека? (пещера)

3.  Как называется посуда из глины?(керамика)

4. Главный инструмент археолога (лопата)

5. Древнее животное, обитавшее на территории  Курского края.(мамонт)

6. Где хранятся обнаруженные находки? ) (музей)

-  Представьте себе, что вы уже археологи. Во время раскопок вами было обнаружено много наконечников стрел разной формы. О чем это говорит?( В этом месте шла война).

Б)  Работа с лентой времени.

- На прошлых занятиях, мы работали с лентой времени. Вспомним некоторые правила. (счет лет начинается от н.э. от рождества Христова)

( попутно с детьми работа ведется по ленте времени у доски)

- Какой год заканчивается? (2018) Какой это век? (21)

- Поставьте фишку на нужное место?

- В каком году образовалась наша школа? (1918) Какой это век? 20

- Поставьте фишку на нужный век.

- Когда впервые  упоминается город Курск? (1032 ) Какой это век? (11)

- Поставьте фишку.

- Проследите, что было раньше, а что позже?

 В) Просмотр видео о раскопках в Курске.

- Ребята, сейчас вы посмотрите сюжет о раскопках в нашем городе.

- Внимание – задание! Поставить фишки на ленте времени на века, о которых говорится. (10 век)

  Г) Беседа по вопросам

- О каком веке идет речь? На какой век вы поставили фишку? (10)

- Как ученые называют находки? (артефакты)

- О каком событии рассказывается в сюжете? (война с литовским княжеством, 1615 год) Какой это век? (17)

- О какой профессии, которая помогает науке археология,  вы узнали? (реставратор)

- О какой церкви идет речь? Где она расположена? ( в центре города, на Красной площади, на территории Знаменского собора)

- Сравните по ленте времени, что было раньше? Что позже?

Д) Работа по учебнику с.27.

- Что такое исторические источники?

- Какие виды исторических источников вы знаете?

- Рассмотрите фотографии в учебнике. Прочтите подписи.

- О каком историческом времени идет речь?( до н.э)

- Поставьте фишку на ленте времени.

- О чем могут рассказать такие находки?

 

  1. Археологические раскопки.  (15 мин)

- Ребята, а вы хотите побыть археологами? Что нужно для этого сделать? Как нужно работать?

- Что делают археологи с находками, найденными при раскопках? ( дают описание, изучают)

- Какими инструментами пользуются археологи?

- Перед вами небольшие емкости с песком. А рядом лежать кисточки. Да, кисточка для археолога – настоящая волшебная палочка! Для чего нужна лупа? Перчатки? (для детального рассмотрения)

- Мы отправляемся в археологическую экспедицию . Надеваем перчатки и в путь.

Перед началом работы археологи изучают специальную литературу: исторические источники, труды по географии, зоологии, ботанике, анализируют легенды и сказания, связанные с местом раскопок. Затем они определяют место работы. Очень часто древние памятники открывают случайно, во время земляных работ.  Другие памятники археологии не надо искать, об их расположении известно давно.

Многие памятники открыты при помощи аэрофотосъёмки. Так были открыты древние каналы в Средней Азии. Иногда аэрофотосъёмка помогала обнаружить объекты, находящиеся под водой на глубине 7 метров. Тогда к работе подключаются археологи-водолазы. Именно они обнаружили портовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным Средиземным морем.

Перед полевой работой проводится археологическая разведка: обследуется место будущей работы, составляется карта-план, намечается объём работы.

 После проведения археологической разведки начинаются раскопки. К ним обычно привлекают студентов исторических факультетов, учёные нуждаются в помощниках. Слой за слоем снимают археологи землю. Каждый такой слой -штык - равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раскапываемый участок на  квадраты, стороны которых ориентируются по сторонам света.

- Внимание – задание!

1. Осторожно начинайте раскопки, обнаружив предмет, аккуратно достаньте, смахните песок, положите на белую бумагу и рассмотрите его со всех сторон.

2. Проведите описание артефакта по плану из учебника на стр.27.

План

  1. Название находки _________________________________________
  2. Материал, из которого она изготовлена __________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какими умениями обладали люди, при обработке этого материала?_________________________________________________________________________________________________________________
  4. Для чего предназначен предмет? _____________________________________________________________
  5. Кто пользовался предметом? _____________________________________________________________
  6. Какой предмет современного мира соответствует этой находке?._____________________________________________________
  7. Сделай вывод об умениях древних людей. __________________________________________________________________________________________________________________________
  8. На ленте времени поставь фишку, соответствующую времени . (если возможно это определить?)

  1. Отчет групп о проделанной работе

  1. Подведение итогов, рефлексия. (4 мин)

- Для чего нужна наука археология?

- Вы многое узнали, что вам захотелось еще узнать?

- Ответьте на вопрос, выбрав его из списка:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что …

Я научилась…

Я смогу…

Меня удивило…

Я попробую…

  1. Домашнее задание (1 мин)

- Вы молодцы. Всем спасибо за работу!

Найти и подготовить небольшое сообщение об исторических находках .

о

л

р

а

х

я

и

е

о

г

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, жилищам, погребениям и т.д.), находимым главным образом при раскопках.

  1. Археология – родственные слова:  ______________________________________________________________________________________________________________
  2. Собственно само слово состоит из двух основ: древне-греческого  «архиос» — древний и «логос» — слово, учение, знаит это наука о древности.
  3. Разобрать по составу    АРХЕОЛОГИЯ

АРХЕОЛОГИЯ

Слова-помощники: раскопки, экспедиция, археолог, лопата, курган, музей, находки, древность, экспонаты, сокровища.

План

1.        Название находки ___________________________________________________

2.        Материал, из которого она изготовлена ____________________________________________________________

3.        Какими умениями обладали люди, при обработке этого материала?____________________________________________________________________________________________________________

4.        Для чего предназначен предмет? ____________________________________________________________

5.        Кто пользовался предметом? ____________________________________________________________

6.        Какой предмет современного мира соответствует этой находке?.___________________________________________________

7.        Сделай вывод об умениях древних людей. ________________________________________________________________________________________________________________________

8.        На ленте времени поставь фишку, соответствующую времени (если возможно это определить?)

2018 – сейчас

1918 – образование школы

1032 – упоминание о Курске

10 в. раскопки в Курске

1615 – война с литовским княжеством 

II тыс.до н.э.

находки в Курской  области 

Кроссворд

1.  Как называлось жилище, вырытое в земле?

2. Как называлось жилище первобытного человека?

3.  Как называется посуда из глины?

4. Главный инструмент археолога?

5. Древнее животное, обитавшее на территории  Курского края?

6. Где хранятся обнаруженные при раскопках находки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"

Музыкально-ритмические занятия  - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....