Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс)

"Как исправить свою ошибку?" Л. Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektischschscheee.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

Студент: Богданова Екатерина

Методист: Гарбуз О.В.

Подпись:

Школа №104

Класс: 2 «а»

Учитель: Моцная Н.В.

Оценка за поведение:

Подпись:       

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«Как исправить свою ошибку»

Название кружка: «Мир деятельности»
Направленность внеурочной деятельности: общекультурное
Класс / возраст детей: 2 класс, 7 – 8 лет
Тема: «Как исправить свою ошибку»
Планируемые результаты:

предметные: знать алгоритм исправления ошибок допущенные на известные правила.

личностные: учиться действовать по алгоритму.
Цель: сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом с целью самостоятельного исправления своих ошибок, допущенных на известные правила.
Задачи: формирование знаний о том, как исправить свою ошибку.
Форма проведения: беседа
Дата проведения: 13. 11. 2017

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь.
Улыбнитесь вашему соседу напротив, справа, слева.

— Начнём наше занятие с «Лесенки успеха» по предыдущей теме «Как проверить свою работу». Оцените своё умение пользоваться подробным образцом. Откройте в тетради «Лесенку успеха» прошлого занятия и найдите сторону «умею».

 — А теперь положите перед собой «Копилку своих достижений», она вам поможет верно себя оценить.

— Поднимите руку те ребята, у кого отметки на линии «умею» все дни были ниже середины полоски. Поставьте себя на «Лесенке успеха» со стороны умею пока на 1-ю ступеньку. Какой вывод вы можете сделать, в чём необходимо ещё потренироваться? У кого все отметки стоят примерно посередине? Поставьте себя на 2-ю ступеньку лесенки.

 — У кого почти все отметки стоят немного выше середины? Поставьте себя на 3-ю ступеньку лесенки.

— И те из вас, у кого отметки все дни ниже середины, поставьте себя на 4-ю ступеньку лесенки.

— Кого не устраивает результат оценивания? Какую цель вы перед собой поставите?

Учитель открывает на доске алгоритм проверки своей работы по образцу в разбросанном виде с недостающим шагом.

- Что видите?

- Посмотрите внимательно и скажите, какого шага не хватает?

(Добавить шаг)

- Когда в работе можно поставить себе «+»?

- Когда вы используете вопросительный знак?

- Ребята, признайтесь честно и поднимите руку те, кто хоть раз допускал ошибку в своей работе. Хорошо, опустите руки.

- А кто из вас знает, где живут ошибки?

- Смотрите (внимание на экран)

(Учитель открывает на доске изображение острова)

- Где же все – таки живут ошибки?

— Остров так и называется — «Остров ошибок». Еде-то здесь, на острове, прячется ошибка. Сегодня вы обязательно её увидите, ведь когда человек узнаёт новое, он часто встречается с ошибкой! А сегодня вы будете узнавать новое! Как вы думаете, о чём?

— Как вы узнаёте новое?

— Что нужно сделать перед тем, как узнать новое?

- С этого мы и начнем.

- Приветствуют учителя;

- Оценивают свой результат предыдущего урока;

 

- Надо потренироваться проверять свою работу с помощью подробного образца;

- Выполняют задание;

- Учиться пользоваться подробным образцом для определения места ошибки;

- Шаги алгоритма проверки своей работы;

- Пишу «+» или «?»

- Если работа выполнена правильно;

- Если есть ошибка;

- Поднимают руки;

- На острове;

- Мы сегодня будем узнавать новое об ошибках;

- Выполняем учебные шаги;

- Нужно повторить необходимое;

Р: личностное включение в учебную деятельность

Р.-осуществлять адекватную оценку предшествующей деятельности.

 Р.-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

Л: проявление активности в общей работе

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1.Повторение алгоритма проверки своей работы по образцу.

— Да, какой беспорядок царит на острове, ошибка закралась в алгоритм.

— Наведите порядок в алгоритме проверки своей работы, выполнив задание № 1 учебного пособия.

2.— Объясните, как вы пронумеровали шаги алгоритма, какие слова вы дописали?

— Что вы сейчас повторили?

— Продолжаем повторение.

3. Повторение правила продолжения закономерностей.

— Ошибка собирает на своём острове задания, которые ребята делали неправильно, зная правило. А среди них есть задания, с которыми ребята не смогли справиться, хотя правило было изучено. Смотрите.

— Что надо сделать?

(Надо продолжить закономерность.)

 — Вы знаете правило продолжения закономерностей. Расскажите, как вы будете это делать.

— Какая картинка будет следующей?

— Самостоятельно продолжите следующую закономерность с острова ошибок в задание № 2а учебного пособия (Слайд 4).

 — Проверьте себя.

— Поднимите руку те, кто поставил вопросительный знак.

— Поднимите руку те, кто поставил «+». Молодцы! Ошибок нет.

 — Расскажите, как вы продолжали закономерность.

— Что вы сейчас повторяли?

— Продолжите ещё одну закономерность в учебном пособии — задание № 26 (Слайд 5).

— Покажите на планшетах (пальцах) то число, которое вы вписали в квадрат.
— Смотрите, кто это? (...)

— Правильно! Это Ошибка. Как вы думаете, почему она появилась?

— Вы все допустили ошибку. А ведь правило вы знаете! Что же делать?

— Ошибка просит исправить её.

 — Как вы предлагаете исправить ошибку в своей работе? (...)

— Действительно, можно перечеркнуть её и написать правильный ответ. А ещё можно замазать её корректором, заклеить бумажкой, стереть до дырки... Но тогда ошибка не исчезнет насовсем, вы просто наденете на неё шапку-невидимку и ошибка будет ходить за вами по пятам (и может появиться в следующем таком же задании).

— А можно исправить ошибку так, чтобы она исчезла насовсем и больше никогда у вас не появлялась.

— Какой путь выбираете: надеть шапку-невидимку, чтобы ошибка ходила за вами по пятам, или же хотите, чтобы ошибка исчезла насовсем?

— Как же правильно исправить свою ошибку?

— Вы повторили алгоритм проверки своей работы и правило продолжения последовательности.

3. Задание для пробного действия.

— Теперь я предлагаю вам задание на пробное действие. Ответьте на вопрос: как нужно правильно исправить свою ошибку так, чтобы она исчезла насовсем?

— Поднимите руку те ребята, у кого нет ответа.

 — У кого есть ответ?

— Кто может обосновать свой ответ?

— С каким затруднением вы столкнулись?

— А когда есть трудность, надо... (Остановиться и подумать.)

- Сначала надо проверить свой ответ, затем взять образец, сравнить свой результат с образцом. Если ответ совпал, поставлю «+», не совпал — «?»;

 - Мы повторили, как проверить свою работу по образцу;

- Надо продолжить закономерность;

- Подумаем, как из первой фигуры получили вторую: нижнюю линию развернули влево, а вместо квадрата нарисовали круг. Проверим на следующей фигуре: ещё одну линию развернули влево и нарисовали круг...

- Все линии нарисованы влево, на концах – круги;

- Осуществляют самопроверку;

- Поднимают руки;

- Мы подумали, как из первой фигуры получили вторую: справа дорисовали один зелёный лепесток. Проверили на следующей фигуре: опять справа дорисовали один лепесток, сохранив цвет первого лепестка — красный...

- Мы повторяли правила продолжения закономерности;

 - Наверное, у кого-нибудь из вас есть ошибки;

- Ошибку надо исправить;

- (разные ответы)

- Мы хотим, чтобы ошибка исчезла насовсем;

- Смотрят на экран;

- Отвечают на вопросы;

- Мы не смогли ответить на вопрос, как правильно нужно исправить ошибку или не смогли обосновать свой ответ;

Р.- принимать и сохранять цель занятия.

П.- осуществлять для решения учебной задачи операции синтеза, устанавливать причинно-следственные связи.

П.- ребенок создает собственные способы решения проблемы.

П.- структурировать найденную информацию в нужной форме.

 Р.- определяет последовательность действий.

П. – понимает информацию, представленную в изобразительной форме.

П.-ребенок формулирует проблему, и как он её будет решать.

К.-умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для аргументации ответа.

К: умение полно и точно выражать своё мнение

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

3. Выявление причины затруднения.

— Продолжая закономерность, вы все допустили ошибку. О чём попросила вас ошибка?

— Какие есть два пути для исправления ошибки?

— Какой путь вы выбрали?

— Вы выбрали незнакомый вам путь. Что нового было для вас на этом пути?

 

— Что должен знать человек, который выбирает этот путь?

— Почему же у вас возникла

трудность? Чего вы не знаете?

- Ошибка просила, чтобы мы её исправили;

- Ошибку можно исправить, зачеркнув её, то есть, надев шапку-невидимку, а можно исправить так, чтобы она исчезла насовсем и не появлялась больше в других похожих заданиях;

- Мы выбрали тот путь, при котором ошибка должна исчезнуть;

- Он должен знать, как исправить ошибку так, чтобы она исчезла насовсем;

- Мы никогда раньше не исправляли ошибку так, чтобы она исчезла насовсем;

                                                                         

4. Построение проекта выхода из затруднения

— Поставьте цель.

— Прочитайте ещё раз тему урока.

— Я вам сегодня немного помогу.

— Что вы видите на доске?

— Верно, последовательность действий может называться алгоритмом, если шаги связаны друг с другом.

— Вам надо будет самим навести порядок в алгоритме, то есть расположить шаги в определённом порядке. Составлять алгоритм вы будете в группах по плану.

— Посмотрите на план, Ошибка и сюда забралась, стёрла слова.

 План: 1 . _____________каждый шаг алгоритма. 2 . _____________алгоритм. 3. Объяснить выполнение шагов______________.

— Восстановите план. Что нужно сделать сначала?

— Затем?

— То есть составить.

— И в конце?

— Подумайте, чем вы можете воспользоваться, какие знания повторили?

— Верно. А новый алгоритм исправления ошибок будет идти до или после известного алгоритма?

— Я предлагаю вам листы для групп, где известный алгоритм уже выстроен и нужно добавить шаги нового алгоритма. Ответственные групп, подойдите за заданием.

Учитель выдаёт группам шаги алгоритма /7—4.5, клей и листы АЗ.

- Узнать, как исправить ошибку так, чтобы не повторять её при выполнении похожих заданий;

- Как исправить свою ошибку;

- Шаги некой последовательности действий;

-

- Расположить их в правильной последовательности;

- Объяснить, как мы его будем выполнять;

- Алгоритм проверки своей работы по образцу;

- После, так как сначала нужно понять, есть ошибка или нет;

- Работают в группах.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: работа в группе

5.  Реализация построенного проекта

(Далее учитель организует представление проектов и по ходу беседы выстраивает шаги алгоритма Д—4.4а—и в нужной последовательности или используется Слайд 8, анимация 1—8. В случае одинаковых ответов выступает представитель одной группы, все остальные дополняют).

Возможный вариант диалога:

— Алгоритм проверки по образцу может закончиться правильным выполнением задания, когда вы зафиксировали, что ошибок нет. В этом случае нужно ли работать над своими ошибками?

 — В каком же случае нужен алгоритм исправления ошибок?

— Обратите внимание, что вверху первого шага спряталась Ошибка.

— С какого шага вы предлагаете начать работу по исправлению ошибок?

— Зачем?

— А ведь выполняя любое задание, вы обязательно пользуетесь…

 — Значит, каким должен быть следующий шаг?

— Открою секрет, что любая ошибка всегда связана с нарушением правила. Сначала надо понять, где допущена ошибка, а потом — на какое правило. На прошлом уроке вы проходили «инструмент», который помогает определить точное место ошибки. Как он называется?

— Отлично, ошибку определили, поняли на какое правило, какой будет следующий шаг?

— Объясните, как вы понимаете этот шаг? Что значит «исправить ошибку, проговаривая правило»?

— Как убедиться, что вы больше не допускаете ошибку в похожих заданиях?

— Как вы поймёте, что выполнили эти задания правильно?

— В результате проверки на какой вопрос себе нужно ответить?

— Если выполнено задание без ошибок, то можно себе поставить «+» и закончить работу над ошибками, дойдя до шага «молодец». А если нет?

— Верно, нужно начать с первого шага.

Во время ответов детей учитель проводит стрелку от «+» к шагу «Молодец» и от «?» к первому шагу алгоритма. Так по ходу диалога учитель выкладывает окончательную версию алгоритма.

— Скажите, а вы можете применять данный алгоритм, если правило вам неизвестно?

— Значит, в каком случае вы будете применять этот алгоритм?

— Итак, как же вы будете действовать и будет действовать любой ученик после того, как определили, что у вас есть ошибка на известное вам правило?

По ходу ответов детей учитель может передвигать Смайлика по шагам алгоритма или использовать Слайд 9, анимация 1—8.

— Вы достигли цели?

— Чем докажете?

— Какой шаг на уроке следующий?

- Воспринимают на слух;

- Повторяю задание;

- Чтобы убедиться, что я правильно понял задание;

- Эталоном, правилом;

- Надо найти и повторить правило;

- Подробный образец;

- Надо исправить ошибку, проговаривая правило;

- Проговорить вслух правило, обосновать свой ответ;

- Нужно выполнить два похожих задания;

- Проверим себя по образцу, зафиксируем свой результат и поставим «+» или «?»

- Правильно выполнил или нет; есть ошибка или нет.

- Нужно опять исправлять ошибку;

- Нет;

- Когда будет допущена ошибка на известное правило;

- Мы повторим задание, определим и повторим правило, исправим ошибку, проговаривая правило, выберем два похожих задания, решим их, проверим по образцу и выясним, исчезла ошибка или нет;

- Да;

- Составим алгоритм исправления ошибок;

- Будем учиться пользоваться алгоритмом исправления ошибок;

К: умение вступать в диалог.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

6. Первичное закрепление во внешней речи

Задание на запоминание шагов алгоритма.

 — Ошибка-проказница решила внести свои изменения в алгоритм. Если вы найдёте ошибку, то встанете из-за парт, а если нет, то останетесь сидеть. Закройте глаза.

— Откройте глаза.

— Садитесь. Что заметили?

— Зачем нужно определять и повторять правило?

— Где место этого шага в алгоритме?

— Закройте глаза.

— Откройте глаза.

— Почему вы сидите?

— Закройте глаза.

Учитель меняет местами шаги «проверяю по образцу» и «мой результат?».

— Откройте глаза.

— Почему вы встали?

— Почему эти шаги нужно выполнять в другой последовательности?

2. Задание на выполнение шагов алгоритма.

 — Сейчас вы будете исправлять ту ошибку, которая появилась, когда вы продолжали закономерность в задании № 26. Почему вы можете воспользоваться этим алгоритмом?

— Что сделаете сначала?

— Что сделаете дальше?

— Что показала проверка по образцу?

— Что в этом случае надо сделать дальше?

— Дальше?

— Исправьте ошибку, проговаривая правило.

— Ошибку исправили. Что теперь?

— Первое время на уроках я буду помогать вам выбирать похожие задания, но в дальнейшем вы будете это делать самостоятельно. Посмотрите задание № 2в учебного пособия. Какие задания вы считаете похожими?

— Решите и проверьте себя по образцу.

3. Задание в парах на воспроизведение шагов алгоритма.

— Объединитесь в пары и проговорите друг другу алгоритм.

- Выполняют действия;

- Воспринимают на слух;

- Учащиеся должны встать;

- Из алгоритма исчез шаг «определяю и повторяю правило;

- Потому что ошибки появляются, когда нарушаешь правило;

- После шага «повторяю задание»;

- В алгоритме ничего не изменилось;

- Потому что переставлены два шага «проверяю по образцу» и «мой результат?»;

- Проверим свою работу по образцу;

- Сравним свою работу с образцом, зафиксируем свой результат и поставим «+» или «?»

- У нас у всех есть ошибка;

- Надо повторить задание: продолжить ряд;

- Определяем и повторяем правило: чтобы продолжить ряд, надо сначала выяснить, как из первого числа получили второе, потом проверить это на всех числах и, если предположение верно, продолжить;

- Надо было вписать число 5, так как каждое следующее число получается из суммы двух предыдущих;

- Выберем и решим два похожих задания, а потом проверим себя по образцу;

- Второе и третье, так как там надо продолжить закономерность, а в других — сложить числа;

Р.- умение систематизировать знания.

К.-работа в парах.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

— Ошибка никак не хочет отпускать вас со своего острова. Она приготовила ещё одно задание, посмотрите задание № 4 учебного пособия.

— Самостоятельно пронумеруйте эти шаги алгоритма в нужной последовательности. Проверяйте.

— Зафиксируйте свой результат. У кого есть ошибки, что вы себе поставите?

— Что показала вам самостоятельная работа? Какие шаги алгоритма вы ещё не запомнили? (...)

—У кого всё получилось, поставьте плюс.

- Знак вопроса;

Р.- формирование навыков самоконтроля.

8. Включение в систему знаний

— Итак, вы себя проверили. Но Ошибка не хочет уходить с острова, она предлагает последнее задание: прочитайте пословицы и мудрые высказывания про ошибки в задании № 3 учебного пособия. Как вы их понимаете?

• На ошибках учатся.

• Ошибка учит человека разуму.

• Ошибаясь, не стыдись исправляться.

— Дома можете записать свои мысли о том, что вы думаете об ученике, который допускает ошибки.

- Отвечают на вопросы;

- Высказывают свое мнение;

Л.- умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.

9. Рефлексия деятельности на уроке

— Подведём итог урока. О чём Вы сегодня узнавали новое.

— Какие два пути исправления ошибок вы знаете?

— Как исправить ошибку, чтобы больше не повторять её в похожих заданиях?

— Правильно, данные шаги можно назвать одним словом... (

— В будущем на уроках у вас будут появляться ошибки. Что произойдёт, если вы будете надевать на них шапку-невидимку

— Вы правы, количество ошибок будет увеличиваться, а идти вперёд, узнавать новое с каждым разом будет всё труднее. — А если выберете другой путь? (...)

— Идти по этому пути труднее, но только так ошибка исчезнет и больше никогда не появится в похожих заданиях, а вы будете идти вперёд легко и с удовольствием.

— Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, ведь это тоже зависит от количества ошибок. Ошибки найдены, а значит, обязательно будут исправлены!

— На этом наш урок сегодня закончен. Дома вы вклеите наклейки из шагов алгоритма в тетрадь и вставите в свой альбом «Мои открытия» новый эталон. Мы обязательно будем пользоваться им на уроках!

Учитель выдаёт каждому ученику наклейки и эталоны.

Ученики приклеивают наклейку Смайлика на ступеньки лесенки со стороны «Знаю» в зависимости от критериев:

1- я ступенька: — были ошибки в самостоятельной работе; — ничего не понял по новой теме; 2- я ступенька: — были ошибки в самостоятельной работе; — понял новую тему, но остались вопросы; — смогу поделиться с другими тем, что узнал. 3- я ступенька: — не было ошибок в самостоятельной работе; — понял новую тему, остались вопросы; — смогу поделиться с другими тем, что узнал.

г

4-я ступенька: — не было ошибок в самостоятельной работе; — понял, как исправлять свои ошибки; — смогу поделиться с другими тем, что узнал.

- Осуществляют самоконтроль.

Р.- умение адекватно оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

Конспект занятия внеурочной деятельности для 4 класса "Не идется и не едется, потому что гололедица"

Цель занятия: научить воспитанников безопасному поведению на улицах во время гололеда и гололедицы, развивать память, мышление, расширять кругозор учащихся о природных явлениях, об обеспечении безопас...

конспект занятия внеурочной деятельности "Оригами на праздничном столе" для 1 класса

Цель занятия:познакомить с историей появления салфеток, учить приемам складывания салфеток, простейшим навыкам сервировки чайного стола...

конспект занятия внеурочной деятельностью в 3 классе

Конспект занятия внеурочной деятельностью в 3 классе поможет интересно провести занятия с учащимися....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"

Музыкально-ритмические занятия  - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....