Статья на тему: "Развитие научно-познавательного интереса
статья по теме

Михайлова Анна Сергеевна

Статья на тему: "Развитие научно-познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

А. С. Михайлова

студентка 4 курса ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Научный руководитель преподаватель О. А. Федорова

Школа после уроков-это мир, где абсолютно каждый ребёнок

                                                                                    может творить, проявлять свои интересы,

                                                                                 увлечения, свое «Я».

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной в том числе научно-познавательной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.    

Развитие научно-познавательной деятельности личности в обучении требует в нашем  информационном  мире  принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации научно-познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких  условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности:  интеллектуальную,  личностную, социальную.  Следовательно, необходимо подробно изучить использование наиболее эффективных форм и методов организации научно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе.

Научно-познавательная деятельность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Работая над формированием научно-познавательных навыков учащихся, необходимо изучить и проанализировать условия, способствующие их развитию и активизации у младшего школьника.

На наш взгляд, важными условиями развития и активизации научно-познавательной деятельности младших школьников, которые определяет Д. В. Григорьев, являются: обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т.е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться; комбинирование различных форм организации научно-познавательной  работы, определение их места на каждом этапе занятия; на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (для осознания значимости достигнутого результата деятельности); организация дополнительного задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками [1].

Работа над этой проблемой побуждает к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения новых знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Научно-познавательная деятельность младших школьников предусматривает организацию различных форм работы:

  • парная и групповая работа;
  • игры;
  • проектная деятельность.

Калаева С. С. в своей статье отмечает, что парная и групповая формы работы наиболее эффективно позволяют решать образовательные и воспитательные задачи при организации научно-познавательной деятельности во внеурочной работе. Так при отборе учебного материала для групповой работы необходимо помнить, что задание должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Групповая работа позволяет совместно выполнять те или иные задачи, поставленные на занятии, происходит развитие коммуникативных навыков младших школьников. Ценность парной работы в том, что каждый ученик может почувствовать себя в роли учителя, наставника. Это позволяет добиться желаемых результатов в организации научно-познавательной деятельности младших школьников.

Игра – это почти всегда соревнование, дух которого в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся. Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игры. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях, что немаловажно в научно-познавательной активности детей [2].

При такой форме организации, как проектная деятельность происходит самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени в направлении научно-познавательной деятельности. Во внеурочной работе эта форма работы может быть использована для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

 При организации научно-познавательной деятельности младших школьников можно использовать следующие методы образовательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, исследовательский, метод проекта. Рассмотрим их.

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что учитель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а дети воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию. Роль педагога состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности. Этот метод должен быть включен во внеурочную деятельность, особенно которая направлена на развитие научно-познавательной деятельности.

Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков обучающихся, способствует точному воспроизведению полученных знаний во внеурочной деятельности, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность преподавателя. 

Исследовательский метод – это умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Основными функциями исследовательского метода являются воспитание научно-познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; овладение методами научного познания; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки во внеурочной деятельности, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников.

Считаем, что применение научно-познавательных форм, методов и приемов обучения необходимо в системе внеурочной работы, так как наблюдается снижение интереса школьников к процессу познания. Педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

1) Формировать положительную мотивацию учения.

2) Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка.

3) Развивать личностный потенциал учащихся.

4) Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5) Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Отрадная Е. М. обращает внимание на то, что немаловажную роль в организации научно-познавательной деятельности играет создание проблемной ситуации на внеурочных занятиях. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения [3].

В процессе прохождения педагогической практики по внеурочной воспитательной работе мы определили, что интерес к научно-познавательной деятельности успешно активизируют такие формы работы, как: экскурсии, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели, конкурсы, задания исследовательского характера, проекты и другие формы внеурочной работы. В качестве примера можно привести следующее: проект «В стране звуков и цветов», опыт «Лимон надувает воздушный шар», игра «Пиктографическое письмо», экскурсия «В гости к лесным обитателям», предметная неделя «Сокровища ума», конкурс «Наколдуй себе сказку!».

Хотим отметить, что главное значение различных видов внеурочной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеурочная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую. Кружки необходимо организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

Учителя начальных классов нашего города отмечают, что развитие научно-познавательной деятельности будет происходить эффективно в том случае, если будут систематически использоваться задания исследовательского характера. Многие учителя выделяют, что на результативность процесса развития научно-познавательной деятельности оказывают влияния межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность научно-познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что используя разнообразные формы и методы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности, можно не только увлечь детей, но и развить научно-познавательную активность, воспитать стремление к знаниям, развить личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Мы выяснили, что научно-познавательная деятельность как педагогическое явление является двусторонним взаимосвязанным процессом и характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.  При организации научно-познавательной деятельности младшими школьниками осуществляется активный поиск и открытие знаний. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, личностное развитие ребенка.

Библиографический список

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

2. Калаева, С. С. Активизация научно-познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность [Текст] / С. С. Калаева // Начальная школа. – 2016. – №14. – С. 12-16

3. Отрадная, Е М. Роль научно-познавательной деятельности в начальной школе [Текст] / Е. М. Отрадная // [Электронный ресурс] режим доступа к изданию: //http://www. infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

Статья на тему "Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе"

В статье рассказывается,как развивать самоконтроль у младших школьников как в учебной, так и внеучебной деятельности....

Статья по теме "Развитие гибкого мышления школьников с ОВЗ во внеурочное время"

Государственный заказ на воспитание личности, формирование её гражданско – патриотического сознания определён в основополагающих документах Российской Федерации. Воспитание должно охватывать и пронизы...

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....

Статья на тему «Развитие познавательного интереса младших школьников»

В статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса младших школьников....