Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
статья по русскому языку (1,2,3,4 класс) на тему

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встретившиеся при письме трудности, опознать и выделить орфограммы, соотнести их с правилом. Главной причиной слепоты школьников учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости. В данной статье хочу поделиться опытом работы по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников прочных навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, т.к. грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей.  В то же время она нелегко усваивается. Дети боятся допустить ошибку, теряют веру в себя, у многих из них орфография вызывает неприязнь, которая переносится на весь предмет «Русский язык», а иногда и на всю школу. Поэтому, начиная с первого класса, надо у учащихся вырабатывать веру в то, что орфографию «покорить» можно. А для этого необходимо формировать орфографическую зоркость. Работа эта нелёгкая, требует большой подготовки со стороны учителя и желание преодолеть трудности со стороны детей.

В последние годы понятие орфографической зоркости расширилось: под ней стали понимать умение заметить трудность, независимо от характера восприятия орфограмм – зрительного или слухового, при списывании, во время диктанта или в процессе творческой работы, до письма (предупреждение ошибок) или после письма (исправление ошибок). При таком понимании орфографической зоркости в её содержание входит не только обнаружение орфограмм, но и их распознание, соотнесение с определёнными орфографическими правилами.

 Умение списать слово без ошибки, сверить списанное с текстом книги, с написанным на доске, заметить ошибку – всё это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, видеть слово в его правильном написании. У учащихся вырабатывается орфографическая зоркость как первичный элемент самоконтроля. Постепенно такая зоркость в результате многократных повторений и работы со стороны учителя становится привычной, переходит в умение проверять себя, следить за своим письмом. У ученика появляется потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычка контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.

Общеизвестно, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Ведущие методисты считают главным в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь  при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Первый год обучения позволяет заложить основы для формирования орфографической зоркости. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности детей, учит их выполнять ряд мыслительных операций. Опыт показывает, что при систематическом ориентировании учащихся на обнаружение орфограммы орфографическая зоркость к концу первого года обучения составляет около 56 % (2009-2010 учебный год) ,второго года обучения- 60-65% (2010-2011 учебный год) . Результаты теста по теме «Безударная гласная, проверяемая ударением» во 2 классе : из 23 человек менее 9 баллов у 3 человек, от 9 до 14 баллов у 8, от 14 до 18 баллов у 9, от 18 до 20 баллов у 3 человек.

Изучая методическую  литературу, анализируя  учебники и дидактический материал  по русскому языку, я пришла к выводу, что в учебном комплексе содержится разнообразный лексический материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм представлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.

Однако упражнений, развивающих орфографическую зоркость, в учебных пособиях недостаточно,  поэтому  для меня важно так организовать учебный процесс, чтобы основное внимание уделять не только  отработке приёмов проверки написаний ,но включать данные упражнения как в уроки правописания, но и в уроки развития речи . Построить процесс обучения так, чтобы этот нелегкий труд приносил радость как ученику, так и учителю.

Работая над данным вопросом ,  я  применяю следующие методики:

  1. выбор слов из текста с заданной орфограммой;
  2. письмо под диктовку,
  3. списывание текста и выделение орфограммы;
  4. определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
  5. письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
  6. классификация слов в соответствии с орфограммами;
  7. исправление деформированного текста;
  8. постановка пропущенных букв в места орфограмм

Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ".

Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных слов ".

Учителя русского языка знают, как трудно дается школьникам освоение этих слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель верно пишут лишь 53 % учащихся. Слова  портфель, сапоги, молоко и другие – только 49 %. (результаты контрольных диктантов).

Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

 Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Работу по освоению "словарных " слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком " .

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки , развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. В третьем классе на уроке обобщения провожу «Словарное лото» «Орфографические пятиминутки»,выборочное списывание, различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, свободный.

В 4-м классе параллельно с изучением новых орфографических правил провожу систематическую работу над повторением изученных правил правописания. Стараюсь не выпускать из внимания ни одну орфограмму. Работу дифференцирую по уровням.  Провожу работу в парах. Для проверки привлекаю ассистентов, популярной является взаимопроверка. При фронтальной работе использую средства обратной связи —  «перфокарты», «светофоры», «сигнальные» карточки.

Работа над ошибками — предмет постоянного внимания.  Я, как и многие учителя начальной школы, веду тетрадь контроля, в которой фиксирую все ошибки. Она позволяет мне своевременно обнаружить пробелы, провести соответствующую работу.

 Остановлюсь на упражнениях, которые ,  на мой взгляд , способствуют развитию орфографической зоркости.

Я считаю наиболее эффективными  следующие упражнения:

- поиск орфограмм в "чистом" тексте;

- списывание;

- письмо с проговариванием;

- скоростное письмо;

- комментированное письмо;

- письмо с пропуском орфограмм;

- звуковой анализ слов;

- письмо  по памяти;    

- письмо с простукиванием;

- игры   , соревнования ,кроссворды, КВН.

 Примеры заданий, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении безударной гласной ,проверяемой ударением

1. Прочитай слова. Сгруппируй однокоренные слова. Напиши составленные группы. Вставь букву, подчеркни орфограммы, например:

Б…леть,  в…рёный,  в…твями,  уг…щение,  д…ла,  зв…рята,  в…твистый,  пов…р,  б…лезнь,  г…стевой,  выд…лать,  зв…риный,  д…ловой,   уг…стить, б…льной,   в…рить,    озв…реть.

2. Выбери ответ, напиши слово.

С(о, а) ва,   цв(е, и) ты,      привл( е, и)кает,      уд( и, е) вительный .

 

3. Прочитай строки из стихотворения, найди слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочное слово, составь и напиши свою зарисовку на эту же тему, используя слова с безударной гласной.

4. Послушай слова 2 раза, запомни, запиши по памяти , подчеркни орфограммы.

 Чернеть,  кошачий ,  змеиный ,  желтеть ,  пчелиный,  синеть,  лебяжий,  белеть.

5.Открыть любой текст, найти слова с безударной гласной в корне слова.

6. Использовать памятки на уроке.

Способы проверки безударной гласной в корне слова.

 Изменяю слово                                          Подбираю  однокоренное слово.

1. Один   -  много                                                     1 .  Большой   -  маленький.  

Волна-волны                                                                          ковёр--коврик

2. Много  - один                                                      2.  Маленький -   большой

Паруса  -   парус                                                                  площадка  - площадь

3. Вопрос  Что делал? – что делает?               3.  Назови ласково

Писал  --пишет                                                                  зима  --зимушка

4. Какой? (признак )  ---что?( предмет)                

Зелёный ---зелен   

5.Что делал? (действие)  -- что?( предмет)

 Плясал  --пляска.

  7.Кроссворд (самоконтроль)

   

В

Д

Р

З

Д

Ы

Р

С

К

В

Р

Ц

Ы

Б

К

Л

С

Т

Ы

Й

8. Соревнование «Лесенка» (3 человека у доски). Проверка  «Светофоры».  

пов…р                                         пл…чо                                       зм…я

стр…ла                                      уг…л                                           пл…та

кол…ски                                     зв…нок                                       зв…зда

нар…жать                               гр…чата                                    св…сток

зам…рзать                               тр…пинка                                  хл…пушка

скв…речник                               пр…вдивый                                св…тлячок

в…рхушка                                 л…нейка                                      п…чтальон

9. Игра «Словарный мячик» (подберите проверочное слово, устно, с мячиком).

10. На доске написаны слова: гнездо ,письмо ,птенец, стихи…..

-Если покажу на слово с безударной гласной Е – поднимите правую руку,

-Если покажу на слово с безударной гласной И – поднимите левую руку.

11. Слова подобраны с одной гласной , например, в…зание, пр…мой, гл…дит. Вставь  букву, устно подбери проверочное слово.

12. Карточки-таблицы (индивидуально). Прочитай слова в таблице, найди ответ, обоснуй.

слова

ответы

з…рно

И

Е

Я

Я

св…рло

А

А

Е

О

ч…стота

И

А

Е

И

тр…щать

Е

Е

И

Е

см…треть

О

Е

А

Е

в…дро

И

Е

Е

Е

13. Прочитай словосочетания, запомни, через 1-2 минуты 2слова стираются, подбери проверочное, например:

лист  кл…новый,      напиток   м…едовый,         дорога  ч…рнеет,          лицо р…бое,         гора   л…едяная,     хлеб      з…рнисный,         мед пч…линый,           вечная       м…рзлота,  погода т…плеет,    деревья   ж…елтеют.

Не могу не остановиться ещё на одном из видов упражнений. В современной методике преподавания русского языка почти не используется один из старейших видов упражнений – тот, что предусматривает исправление учащимися умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

На уроках орфографии я  использую данный вид работы. И в этом случае эти упражнения приносят несомненную пользу. Назначение такого рода занятий не ограничивается лишь формированием умений дифференцировать правильные и ошибочные употребления тех или иных графических средств. Поэтому недостаточно требовать от школьников только исправления неверных написаний. Важнейшей составной частью данных упражнений должен быть орфографический разбор проблемных написаний.

Упражнения данного вида я не включаю  в уроки изучения нового орфографического материала,  они далеко не всегда уместны на уроках отсроченного повторения, ввиду того что с течением времени навыки автоматизируются и выбор графического символа осуществляется в соответствии с требованиями правила, но без непосредственной опоры на его текст.

Правильность выполнения этих упражнений надо проверять с особой тщательностью. Именно ошибки, не замеченные учителем, а потому и не ставшие предметом обсуждения с учеником, способны закрепиться в памяти и впоследствии повториться.

При оценке данных упражнений следует иметь в виду, что они имеют скорее обучающе- тренировочный характер, а не контрольный.    

 Итак, отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять, а целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные  результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"...

Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

                                    Статья на тему:«Развитие орфографической зорко...