Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме
Статья "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
• Как помочь учащимся писать грамотно? • Как развивать орфографическую зоркость? •Как добиться грамотного письма у детей?
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
Ø «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд» Ø «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»; Ø «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках: · Внимательно прочитай предложение. · Повтори его не заглядывая в текст. · Подчеркни в предложении все орфограммы. · Прочитай предложение орфографически. · Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. · Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
· Предупредительный диктант · Объяснительный диктант · Выборочный диктант · Свободный диктант · Самодиктант · Зрительно-слуховые диктанты Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. · Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. · «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. · Словарный диктант.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Литература: · Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993. · И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3. · Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4. · · Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3. · · Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие (Из опыта работы Чанцай Татьяны Ефимовны, учителя начальных классов МОУ СОШ №15 пос. Биракан) · О.В. Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников»,Волгоград, Экстремум. 2006. · Л. И. Тикунова. «Сборник диктантов и творческих работ». М., Пр. 1992, Грицинина С.П. учитель начальных классов МБОУ ЕСОШ №1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани О...
Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...
Орфографическая зоркость на уроках русского языка в начальных классах
Сущность орфографии, её принципы, типы орфограм, анализ программ и учебников. Дидактический материал по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....
Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».
Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...