КВН по русскому языку и литературе
материал (4 класс) на тему

Самойленко Любовь Александровна

КВН по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sto_voprosov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сто вопросов - сто ответов

КВН на материале русского языка и литературы

Подготовка.

1. Домашнее задание командам - найти или придумать историю. Это может быть басня, притча, байка, тост, афоризм, анекдот. Требования: она должна быть, во-первых, короткая, во-вторых, интересная, занимательная, и, в-третьих, умело рассказанная.

2. Болельщики готовят плакаты и рисунки.

3. Ребята готовят по 2-3 номера художественной самодеятельности.

Оборудование. Головные уборы: шляпы и панамы, большое Дерево мудрости с зелеными и желтыми листьями, колпаки мудрецов, большая нарядная кукла, плакат "Конец", у каждого члена команды сувенир-талисман - грецкий орех на веревочке.

Ход КВН

I. Конкурс "Шапочное знакомство"

Ведущий. В любом гардеробе головные уборы занимают особое, почетное место. Давайте совершим очень интересное знакомство - "шапочное". Чья команда назовет большее количество головных уборов?

В руках у ведущего панама и шляпа.

- Давайте решим, какой головной убор будет принадлежать какой команде.

Один человек отворачивается.

- Чей это головной убор?

Так определяются названия команд:

1-я команда - "Панама";

2-я команда - "Шляпа".

Команды выбирают капитанов.

II. Представление жюри и команды болельщиков.

III. Конкурс

В. Мы отправляемся в сказочное королевство. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал. И каждой команде хочется попасть на него. Есть только один способ пройти: ответить на вопрос стражников.

1-й вопрос. Кто получит низкий...,

                    Не пройдет на царский...

                                           (Балл, бал)

2-й вопрос. Если в замке много...

                    В замке может вспыхнуть...

                                            (Сора, ссора)

IV. Конкурс придворных поэтов

В. Высокому искусству стихосложения свойственны легкость, радость и оптимизм. Как написано в знаменитом стихотворении: "Я - поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик". Сейчас мы устроим турнир придворных поэтов. Вам даны рифмы. Вы должны придумать и записать стихотворение. Длина стихотворения не ограничивается. Вы выбираете тему, используете заданные рифмы и создаете шедевр.

1-я команда                                                             2-я команда

Солнце - оконце                                                     дворняжка - бедняжка

Листай - читай                                                   бежит - дрожит

Тетрадка - загадка                                             лето - котлета

Мышка - глупышка                                           барьер - пример

Шуршали - лежали                                          мгновение - восхищение

V. Дерево мудрости

В.  У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том;

   И днем и ночью кот ученый

  Все ходит по цепи кругом;

 Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит..

Найдите в произведении Пушкина слова, противоположные по значению. Выполните задание, дети подходят к Дереву мудрости, на котором "растут" зеленые и желтые листья.

На зеленых листочках написано:

Дело - безделье,

Руки - скуки,

Язык - дело,

Дело - потеха.

На желтых:

Горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

Представители от каждой команды должны договориться, кому какие листочки срывать и объяснить, почему они решили сделать так, а не иначе.

- Дерево мудрости очень любит людей, занятых делом. Ключевое и часто встречающееся на зеленых листочках слово - дело. Сорвите зеленые листочки. Составьте пословицы, используя слова, записанные на них.

(Маленькое дело лучше большого безделья. Не сиди сложа руки и не будет скуки. Делу время, потехе час. Не спеши языком, торопись делом.)

- В саду сказочного королевства, под Деревом мудрости, живет кот ученый. Он намурлыкал мне еще несколько пословиц. Ребята! Прочитайте их выразительно и найдите слова, противоположные по значению.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Знай больше, а говори меньше.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

VI. Конкурс

В. Найдите нужные проверочные слова.

                                                          Чтоб ошибок избежать,  

                                                          Зоркость будем развивать.

                                                         В игре проверить можешь сам

                                                        Свое внимание к словам!

                                                     Уд...вительно (диво, дева)

                                                    М...нять (мина, замена)

                                                   Л...пить (липко, лепка)

                                                  Расч...щать (честь, чисто)

                                                 Л...нивый (лент, линька)

                                                Скр...пучий (скрип, скрепка)

                                               М...стерить (мост, мастер)

VII. Домашнее задание

VIII. Конкурс

В.  В подвале царского дворца удалось отыскать старинный манускрипт, в котором записаны попарно слова. Раскройте тайну: какая часть данных слов вносит в них противоположное значение?

Прибыль - убыток

Грамотный - безграмотный

Друг - недруг

Большой - небольшой

Прибывать - отбывать

IX. Конкурс придворных мудрецов

В. Кто из вас наимудрейший, тот получит колпак со звездами.

1. Подберите синоним к слову думать. (Мыслить, размышлять.)

2. Объясните значение подчеркнутых слов:

...И в светлицу входит царь, стороны той государь...

...Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце,

                                                       с грустной думой на лице...

3. Объясните значение фразеологизмов.

Одна нога здесь, другая там.

Яблоку негде упасть.

Прокатиться с ветерком.

Обвести вокруг пальца.

После дождичка в четверг.

При царе Горохе.

X. Конкурс капитанов

В. Капитаны должны найти ошибки и исправить их.

1. Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. (Трусливые, робкие.)

2. Мальчик полоскал собаку. Мама отварила дверь. Все спустились с горы, а Витя все слизал.

Далее ведущий называет слово, а капитаны должны добавить по одной букве так, чтобы получилось новое слово.

Анна (ванна), рот (крот), ель (мель), вал (овал), игры (тигры), рубка (трубка), лен (клен), том (атом), ров (кров), кол (укол), овцы (ловцы).

XI. Конкурс болельщиков

Ведущий называет существительное, а болельщики должны это существительное употребить во множественном числе.

Плот - плоты, крот - кроты, грот (не имеет множественного числа), дуга, рука, мука (не имеет множественного числа), житель, любитель, учитель, грек, узбек, человек.

Ведущий называет глагол, а дети должны его поставить в 1-5 лицо единственного числа.

Мечтать, блистать, свистать, бросать, кромсать, кусать, писать.

Ведущий называет существительное мужского рода, дети - соответственно существительное женского рода.

Повар, портной, купец, храбрец (нет соответствующего слова).

Ведущий называет существительное женского рода, а дети - соответственно существительное мужского рода.

Коза, оса (не имеет мужского рода).

XII. Найдем комнату находок

В. Ребята! Нам надо найти в замке комнату находок. Для этого необходимо написать окончания существительных.

1-я команда                                                         2-я команда

Идем по тропинк...                                          бежали по дорожк...

Около избушк...                                                возле кудрявой березк...

- Вот мы и попали в комнату находок. Отгадайте, кому принадлежат вещи, которые находятся здесь. Назовите книгу, героем которой является владелец данной вещи.

1. Нарядная большая, красивая кукла. ("Козетта" В. Гюго:; "Дети подземелья" Короленко; "Три толстяка" Олеши, наследнику Тутти.)

2. Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь. ("Маленький мук" Гауфа, Муку; "Волшебник Изумрудного города" Волкова, Элли.)

3. Волшебное зеркальце, умеющее говорить. ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина, царице-мачехе.)

4. Огромный меховой зонтик. ("Робинзон Крузо" Д. Дефо, Робинзону Крузо.)

5. Маленькая хрустальная туфелька. ("Золушка" Ш. Перро.)

6. Петушок из чистого золота. ("Сказка о золотом петушке" Пушкина, царю Дадону.)

7. Соловей сделанный из золота и украшенный драгоценными камнями. ("Соловей" Г. Х. Андерсена, китайскому императору.)

Подведение итогов

Ведущий вручает каждому члену команд сувенир-талисман - грецкий орех на веревочке - и пакетик с грецкими орехами.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

И вам расколоть его поможет

Желание все знать.

Сто вопросов - сто ответов,

В них нашли вы сто секретов.

И я спокоен не только за технический прогресс,

Если к знаниям у вас такой огромный интерес.

Жюри объявляет итоговый результат игры, после чего следует награждение команд. На воротах царского замка, появляется плакат:

                                                      Конец

В. Всем спасибо за вниманье,

   За задор и звонкий смех,

  За азарт соревнованья,

 Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч!

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе

"Личный помощник" -  справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блока...

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

«Путешествие на остров Словинск, веселое и опасное». КВН для 2-х классов (неделя русского языка и литературы).

Сценарий мероприятия с презентацией к нему и приложениями в виде раздаточного материала....

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....