Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"
методическая разработка (3 класс) на тему

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.chto_takoe_dengi._doc.rar12.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дьякова С.А., учитель МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»

Занятие 1. «Финансовая грамотность. История денег».

Тема: Что такое деньги?

Форма занятия: интерактивная беседа

Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?

Основные понятия:

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Жизненные ситуации

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

Оборудование: карточки с тестом, карточки с практическими заданиями, презентация.

Содержание

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. Тем не менее даже сегодня в опредеённых ситуациях люди используют бартер, начиная с обменов среди коллекционеров и кончая международными коммерческими сделками. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Товарными деньгами может быть любой предмет, который представляет ценность и всеми принимается для обмена. Способность легко обмениваться называется ликвидностью. Основными товарными деньгами стали драгоценные металлы, из которых позже стали изготавливать монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.

Важной характеристикой денег является их покупательная сила, т. е. способность обмениваться на некоторое количество товаров. Если по прошествии некоторого времени за одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров, это означает, что покупательная сила денег уменьшилась. Изменение покупательной способности денег связано с изменением цен на товары.

1.Постановка практической задачи.

Работа с учебником.

Посмотри на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как ты думаешь, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?

Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Низа что не догадаешься! Это... деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!

А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё... Стоп! Не будем торопиться. Давай обо всём по порядку.

2. Постановка учебных задач.

Итак, какие задачи поставим перед собой?

1.-  что такое деньги; 2.- какие они бывают ; 3 - откуда они взялись.

3. Планирование.

Что нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?

Спланировать свою деятельность: узнать теорию, затем эти знания применить  на практике.

4. Освоение теоретического материала.

 Появление обмена товаров.

Давным-давно, когда люди ещё охотилисьна мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время…Они стали встречаться и обмениваться товаром между собой.

То, что люди предлагают для обмена называется товаром.

Возникли ситуации при обмене. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Так появились первые деньги.

-Вспомните, что было в качестве первых денег?

А вот другие примеры необычныхденег. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них простописали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.

5. Решение практической задачи.

Практические задания

Вопросы

1. Почему люди обмениваются?

2. Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной?

3. Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его было удобно использовать в качестве денег?

4. Для чего нужна мелочь?

Тест

Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

6. Презентация решения практической задачи.

Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте  общее название оставшимся словам.

Продукты, одежда, обувь, связь, игрушки, машина, телефон, телевизор.

7. Выполнение тренировочных заданий.

Укажите, в каких случаях деньги выполняют функции : средства  обмена (а), меры ценности (б) и средства платежа (в).

При обмене мы отдаём деньги и получаем товар или услугу. Если мы видим число, обо-

значающее цену товара, то деньги являются мерой ценности. При платеже мы  получаем деньги или только отдаём, ничего не получая взамен, например возвращая долги или выплачивая налоги.

• Мама купила конфеты. (…)

• Папа заплатил штраф. (…)

• Митя купил билет и едет на трамвае. (…)

• Маша знает, что книга стоит 100 р. (…)

• Илья заплатил налоги. (…)

• Поля увидела, что цены на обувь снизились. (…)

• Дедушка купил фотоаппарат. (…)

Задачи

1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной  травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

3. Люди изобрели деньги для того, чтобы

1) Облегчить обмен

2) Измерить ценность разных товаров

3) Иметь возможность делать накопления

4) Все ответы верны

8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о деньгах?

- Какими свойствами могут обладать деньги?

- Для чего они нужны?

- С какими новыми понятиями познакомились?

- С какими  видами денег познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...

Методическая разработка занятия в ГПД 4 класса Лобачевой Лилианы Михайловны. Тема занятия: Такие разные птицы.

Цель занятия: систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделит на группы.Задачи:Образовательная:  расширить знани...

Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"

Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Мини-проект "История денег в России"

Методическая разработка содержит описание организации и содержание мини-проекта "История денег в России". Даются определения таких понятий. как деньги, рубль, копейка....

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...