Рабочая программа по окружаещему миру 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Буркот Татьяна Николаевна

программа "Школа России" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЕСОШ №7

        им. О.Казанского  ___________/О. В. Авилова/                                                                                                                      

        приказ от «___»_____________2018 г. №   ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

          по окружающему миру

Уровень общего образования (класс): начальное общее  образование, 4 « б»  класс

Количество часов: 66 часов

Учитель: Буркот Татьяна Николаевна

Год составления: август 2018 г.

ст.  Егорлыкская

                                         Ростовская область

                                            1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ  №7 им. О. Казанского на 2018-2019 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова, 1 -4 класс ФГОС «Школа России».-М. «Просвещение»,2011 г.

Рабочая программа ориентирована:

 на учебник по для 3-х классов А.А. Плешакова Окружающий мир в двух частях ФГОС.-М.: «Просвещение»,2017 г.

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены  на 66 часов, так как государственный праздник (1 мая, 9 мая )  в 2018- 2019 учебном году по календарю выпадает на учебные дни.  Сокращение часов проведено за счет уплотнения программного материала и резервного времени, отводимого на итоговое повторение изучаемого курса.    

Из них: на проверочные работы- 3 часа, на тесты- 5 часов, на практические работы- 9 часов, на экскурсии – 3 часа, на проекты – 2 часа.

            Срок реализации программы 1 год.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

         Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

- составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- работать в паре, группе, индивидуально;

- оценивать себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;

- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;

- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае родной стране, нашей планете.

Учащиеся научатся:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственные животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

-в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;

-называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- называть океаны и материки;

- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;

- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

- объяснять, что такое Конституция;

- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

        

                   3.Содержание учебного материала.

" Земля и человечество"- 10 часов.

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» 

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

Мир глазами историка.

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

Мир глазами эколога.

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Тест № 1 на тему «Земля и человечество»

Природа России - 11 часов.

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

Зона арктических пустынь. Тундра

Леса России.

Растения и животные леса. Экскурсия № 2 

Лес и человек.

Проверочная работа №1

Зона степей.

Пустыни.

У Чёрного моря. Тест №2 на тему «Природа России»

Контрольная работа.

Родной край - часть большой страны - 13 часов.

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

Наш край.

Практическая работа №8 «Знакомство с картой родного края»

Поверхность нашего края

Водные богатства нашего края

Наши подземные богатства.

Практическая работа №9 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Земля - кормилица

Жизнь леса.

Жизнь луга.

Жизнь в пресных водах.

Растениеводство в нашем крае.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Животноводство в нашем крае.

Презентация проектов.

Тест № 3 на тему «Родной край - часть большой страны»

                Страницы всемирной истории - 5 часов.

Начало истории человечества.

Мир древности: далёкий и близкий

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4 на тему «Страницы всемирной истории»

                  Страницы истории России - 20 часов.

Жизнь древних славян

Во времена Древней Руси

Страна городов

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Трудные времена на Русской земле

Русь расправляет крылья

Куликовская битва

Иван Третий

Мастера печатных дел

Патриоты России

Пётр Великий

Михаил Васильевич Ломоносов

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.

Россия вступает в XX век.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Великая война и великая Победа.

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5 на тему «Страницы истории России»

Современная Россия - 7 часов.

Основной закон России и права человека

Мы – граждане России

Славные символы России

Такие разные праздники

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая проверочная

работа № 3.

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России).

Путешествие по России

(по Волге, по югу России). Презентация проектов.

                     4. Тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Всего

часов

Из них

Тесты

Проверочные работы

Практичес

кие работы

Экскур

сии

проекты

1

Земля и человечество.

10

1

4

1

2

Природа России

11

1

2

3

1

3

Родной край - часть большой страны.

13

1

2

1

1

4

Страницы всемирной истории.

5

1

5

Страницы истории России.

20

1

1

6

Современная России.

7

1

1

                                          Итого:

   

    66ч

5

4

9

3

2

                       5.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема уроков

Количество часов

Дата проведения

Дидактическое обеспечение

(оборудование)

план

факт

Часть 1. " Земля и человечество."- 10 часов.

1

Мир глазами астронома.

1

04.09

Электронное приложение к учебнику

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» 

1

06.09

Электронное приложение к учебнику, макет планет, глобус.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

11.09

Электронное приложение к учебнику, карта звездного неба

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

 

13.09

Электронное приложение к учебнику, глобус, физическая карта

5

Мир глазами историка

1

17.09

Электронное приложение к учебнику

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

20.09

Электронное приложение к учебнику

7

Мир глазами эколога

1

25.09

Электронное приложение к учебнику

8

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

1

27.09

Электронное приложение к учебнику

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

1

02.10

Электронное приложение к учебнику

10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Тест № 1

1

04.10

Электронное приложение к учебнику, Красная книга

Раздел 2. Природа России - 11 часов.

11

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

08.10

Физическая карта России

12

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

11.10

Физическая карта России

13

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

16.10

Карта природных зон России

14

Зона арктических пустынь. Тундра.

1

18.10

Карта природных зон России

15

Контрольная работа за 1четверть. «Земля и человечество»

1

23.10

16

Леса России.

1

25.10

Карта природных зон России

17

Растения и животные леса. Экскурсия № 2 

1

06.11

Карта природных зон России

18

Лес и человек.

Проверочная работа №1 « Природа России»

1

08.11

Карта природных зон России

19

Зона степей.

1

13.11

Карта природных зон России

20

Пустыни.

1

15.11

Карта природных зон России

21

У Чёрного моря.

Тест № 2  

1

20.11

Карта природных зон России

Раздел 3. Родной край - часть большой страны - 13часов.

22

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

1

22.11

Карта Ростовской области, Карта природных зон России

23

Наш край.

Практическая работа №8 «Знакомство с картой родного края»

1

27.11

Карта Ростовской области

24

Поверхность нашего края

1

29.11

Карта Ростовской области

25

Водные богатства нашего края

1

04.12

Карта Ростовской области

26

Наши подземные богатства.

Практическая работа №9 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

06.12

Карта Ростовской области, образцы полезных ископаемых

27

Земля - кормилица

1

11.12

Электронное приложение к учебнику

28

Жизнь леса.

1

13.12

Электронное приложение к учебнику

29

Жизнь луга.

1

18.12

Электронное приложение к учебнику

30

Жизнь в пресных водах.

1

20.12

Электронное приложение к учебнику

31

Растениеводство в нашем крае.

1

25.12

презентация

32

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

27.12

Электронное приложение к учебнику

33

Животноводство в нашем крае.

1

15.01

презентация

34

Презентация проектов.

Тест № 3

1

17.01

ПК, интерактивная доска

Раздел 4. Страницы всемирной истории - 5 часов.

35

Начало истории человечества.

1

22.01

Электронное приложение к учебнику

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

24.01

Электронное приложение к учебнику

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

29.01

Электронное приложение к учебнику

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

31.01

Электронное приложение к учебнику

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

1

05.02

Электронное приложение к учебнику

Раздел 5. Страницы истории России - 20 часов.

40

Жизнь древних славян

1

07.02

Электронное приложение к учебнику

41

Во времена Древней Руси

1

12.02

Электронное приложение к учебнику

42

Страна городов

1

14.02

Электронное приложение к учебнику

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

19.02

Электронное приложение к учебнику

45

Трудные времена на Русской земле

1

21.02

Электронное приложение к учебнику

45

Русь расправляет крылья

1

26.02

Электронное приложение к учебнику

46

Куликовская битва

1

28.02

Электронное приложение к учебнику

47

Иван Третий

1

05.03

Электронное приложение к учебнику

48

Мастера печатных дел

1

07.03

Электронное приложение к учебнику

49

Патриоты России

1

12.03

Электронное приложение к учебнику

50

Пётр Великий

1

14.03

Электронное приложение к учебнику

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

19.03

Электронное приложение к учебнику

52

Екатерина Великая.

1

21.03

Электронное приложение к учебнику

53

Отечественная война 1812 года.

1

02.04

Электронное приложение к учебнику

54

Страницы истории XIX века.

1

04.04

Электронное приложение к учебнику

55

Россия вступает в XX век.

1

09.04

Электронное приложение к учебнику

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

11.04

Электронное приложение к учебнику

57

Великая война и великая Победа.

1

16.04

Электронное приложение к учебнику

58

Великая война и великая Победа.

1

18.04

Электронное приложение к учебнику

59

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

1

23.04

Электронное приложение к учебнику

Раздел 6. Современная Россия - 7 часов.

60

Основной закон России и права человека

25.04

Электронное приложение к учебнику

61

Мы – граждане России

30.04

Электронное приложение к учебнику

62

Славные символы России

07.05

Электронное приложение к учебнику

63

Такие разные праздники

14.05

Электронное приложение к учебнику

64

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая проверочная

работа № 3.

16.05

Электронное приложение к учебнику

65

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

21.05

Электронное приложение к учебнику

66

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России). Путешествие по России

(по Волге, по югу России). Презентация проектов.

23.05

Электронное приложение к учебнику

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

от «____» ___________ 2018 г. № ________

Председатель МС

___________________/С.В. Скурихина/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/_Н,В,Воронченко__/

«____» ___________ 2018 г.

                                      6.Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Кол часов

Дата

Тема урока

Кол час.

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского

                                               УТВЕРЖДАЮ

                                         Директор МБОУ ЕСОШ №7

               им. О.Казанского  ___________/О. В. Авилова/                                                                                                                      

              приказ от «___»   _____________2018г. №___  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс): начальное  общее  образование, 4 «б» класс

Количество часов: 34

Учитель: Буркот Татьяна Николаевна

Год составления: август 2018 г.

                                    ст.  Егорлыкская

                                   Ростовская область

1.Пояснительная записка

             Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ  №7 им. О. Казанского на 2018-2019 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского   с учётом Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству  и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменский, Л.А.Неменская –  М.: Просвещение, 2011г. Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.  

           Рабочая программа ориентирована на учебник:

Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С.  «Искусство вокруг нас» - М.:      Просвещение, 2017 г.

           Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства отводится  в 4 классе  34 часа из расчета  1 час в неделю.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены  на 34 часа.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

-эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Ученик получит возможность для формирования:

-чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

 -уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

 -эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- работать по предложенному учителем плану;

 - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками

Ученик получит возможность научиться:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания;

Ученик получит возможность научиться:

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- уметь пользоваться языком ИЗО:

 а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

 - договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

Ученик получит возможность научиться:

- выразительно читать и пересказывать содержание текста;

 - работать в группе:

 а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты.

Ученик научится: различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

•  различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

•  называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

•  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

•  наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

•  использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Ученик получит возможность научиться:

 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

•  видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

•  высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

•  видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

•  понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

•  изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

•  изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. 

                                               3. Содержание учебного предмета, курса.

 Истоки родного искусства (8)

Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли (7)

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник (11)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Искусство объединяет народы (8)

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

 Герои-защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

4.Тематическое планирование

        

п/п

Наименование раздела, темы

        Количество часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ — художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Всего:

34 ч

5.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Дидактическое обеспечение (оборудование)

план

факт

1.

 Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

.

1

04.09

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

слайды природы,

репродукции картин

2.

Гармония жилья и природы».

1

11.09

п/к презентация

«Деревянное зодчество Руси»

3.

Деревня — деревянный мир

1

18.09

Альбом, гуашь, кисти.

п/к презентация

4.

Проект «Деревня – деревянный мир».

1

25.09

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

5.

«Образ русского человека». «Воспевание труда в искусстве».

(женский образ)

1

02.10

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

Книги о родном искусстве

6.

«Образ русского человека».

(мужской образ)

1

09.10

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

 Произведения   

  Б. Кустодиева,

К Юона

7.

«Народные праздники»

1

16.10

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

8.

«Народные праздники». 

1

23.10

Альбом, цв. карандаши, , акварель, кисти.

Презентация п/к

Картины

Б. Кустодиев,  К.Юон ,  Ф. Малявин и др.

9.

Древние города нашей земли

Родной угол 

1

06.11

Альбом, цв. карандаши,

Презентация п/к

 Произведения

русских художников           (А. Васнецова,          И. Билибина и др.).

10.

«Древние соборы».

1

13.11

 Бумага, акварель, кисти. Произведения

русских художников           (А. Васнецова,          И. Билибина и др.).

11.

«Города русской земли.»  

1

20.11

Презентация п/к

слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

12.

«Города русской земли» 

1

27.11

Презентация п/к

13.

Древнерусские воины – защитники

1

04.12

Бумага, ножницы, клей.

Презентация п/к

Произведения

(В. Васнецова, И. Билибина,          П. Корина и др.).

14.

Узорочье теремов.

1

11.12

Альбом, цв. карандаши, восковые мелки.иллюстрации к сказкам В. Васнецова.

Презентация п/к

15.

Пир в теремных палатах.

1

18.12

Презентация п/к

слайды палат Московского Кремля

произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова

16.

Каждый народ — художник

 Япония- страна восходящего солнца. Образ японских построек.

11ч

1

25.12

Альбом, гуашь, кисти.

Презентация п/к

гравюры японских художников

слайды городов

Японии

17.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

1

15.01

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

18.

«Изображение японок в национальной одежде».

1

22.01

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

19.

Искусство народов гор и степей.

.

1

2901

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

Презентация п/к

20.

Города в пустыне.

1

05.02

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

Презентация п/к

21.

«Образ художественной культуры Древней Греции».

1

12.02

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

22.

«Образ художественной культуры Древней Греции». 

1

19.02

Презентация п/к

слайды произведений древнегреческих скульпторов.

23.

«Образ художественной культуры Средневековья» (готика).

1

26.02

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.

Презентация п/к

24.

«Одежда и предметы быта горожан средневековья».

1

05.03

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

Слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.

25.

«Праздник цехов ремесленников на городской площади»

(панно).

1

12.03

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

Презентация п/к

26.

«Многообразие художественных  культур в мире».

1

19.03

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

27.

Искусство объединяет народы

«Все народы воспевают материнство».

       1

02.04

Альбом, цв. карандаши, , акварель, кисти.

икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина»

Презентация п/к

28.

«Все народы воспевают мудрость старости».

1

09.04

Бумага, гуашь, кисть

С.  Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

29.

«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе».

1

16.04

Альбом, гуашь, кисти.

Презентация п/к

30.

«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».

1

23.04

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

31.

«Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг». 

1

30.04

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

Презентация п/к

Памятники героям. Монументы славы.  

32.

Юность  и надежды.

1

07.05

Альбом, цв. карандаши, гуашь, кисти.

В.Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.    

Презентация п/к

33-34.

Искусство народов мира. Обобщающий урок. 

1

14.05

21.05

Детские работы

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

от «____» ___________ 2018г. № ________

Председатель МС

___________________/С.В. Скурихина/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/Н.В.Воронченко ./

 

«____» ___________ 2018г.

6. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...