Карточки по русскому языку
методическая разработка (1 класс) на тему

Прокофьева Татьяна Валентиновна

Карточки по русскому языку по теме : "Безударные гласные в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл coderzhanie_kartochek.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Cодержание карточек:

Б.ец, д.ла, зв.рек, кр.чать, н.совой, сл.вечко, ц.ркач, б.да.

Б.ковой, г.довой, д.ма, м.ста, п.левой, сл.ны, х.лмы, г.ра.

Б.бы, п.лубка, зв.ринец, л.сток, м.рской, сл.ва, ч.совщик, т.хоня.

Б.евой, г.довик, д.машний, кр.кун, п.ровой, скр.петь, т.грята, в.дяной.

Б.гуны, д.ловой, д.ждевик, к.тенок, п.ля, скр.пучий, ч.совой, в.да.

Б.ка, гл.зок, зв.нить, л.сток, п.левой, сл.ненок, ш.повник, гр.зовой.

В.рить, г.лубок, к.рмить, м.стечко, п.ровоз, с.рдечный, ц.ркач, гр.за.

Б.ковой, гл.за, зв.нок, м.ста, н.сы, сл.ны, х.лмистый, б.да.

Б.бовый, г.довой, зв.рек, кр.чать, м.ряк, сн.говик, ч.сы, г.рняк.

Б.ец, д.ревья, д.жди, л.сток, р.га, сл.вечко, ш.пы, т.хонько.

Б.евой, г.лубка, к.рмушка, м.рить, р.гатый, сн.гурка, т.грята, б.да.

Б.гуны, г.довик, д.ма, к.ты, м.рской, сл.ненок, ц.ркач, в.дяной.

Б.ка, д.ревянный, д.машний, м.рить, п.ля, сл.ва, х.лмы, т.шина.

В.рить, д.ревянный, д.ждевик, м.риться, п.ровой, сн.говик, б.да, в.да.

Б.бы, д.ревья, зв.ринец, л.сты, н.совой, скр.пучий, ц.рковой, гр.за.

В.реный, г.лубок, зв.нить, к.тенок, р.га, с.рдечко, ш.пы, т.хонько.

Б.евой, д.ла, к.рмить, л.сток, р.гатый, скр.петь, х.лмы, т.гренок.

В.рить, д.ревянный, к.рмушка, м.риться, н.сы, сл.ны, ч.сы, гр.зовой.

Б.бовый, гл.за, зв.нок, кр.чать, п.левой, сн.гурка, ш.повник, г.рняк.

В.реный, г.довой, к.рмушка, м.рить, р.гатый, сн.говик, ш.пы, гр.за.

Б.ковой, д.ревья, д.ма, м.ста, п.ля, с.рдечный, ц.рковой, б.дняк.

Б.ец, г.лубка, зв.рек, м.стечко, м.рской, сл.ва, х.лмы, т.шина.

Б.бы, гл.зок, д.машний, м.риться, п.ровоз, сл.ненок, ч.совой, в.дяной.

Б.бовый, д.ла, зв.ринец, м.ста, н.совой, сл.вечко, ц.ркач, гр.зовой.

Б.гуны, г.довик, зв.нить, кр.кун, р.га, с.рдечный, т.гренок, г.рняк.

В.реный, г.лубок, к.рмить, м.стечко, м.ряк, скр.петь, т.грята, в.да.

Б.жать, гл.за, д.ждевик, к.тенок, н.сы, с.рдечко, х.лмистый, б.дняк.

Проверочные карточки для ведущего: бег, боб, бок, бой, вар, глаз, год, голубь, дело, дерево, дождь, дом, зверь, рог, сердце, скрип, слово, слон, снег, тигр, холм, цирк, час, шип, тишь, воды, беды, горы, грозы.

 

2.

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

3.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

2 уровень.

3 уровень.

Шалость – … (глагол)

Горы – … (имя прилагательное)

Косит – … (имя существительное)

След – … (глагол)

Скрип – … (глагол)

Ночь – … (имя прилагательное)

Корм – … (глагол)

4.

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Мальчик, который учится в школе – …

5.

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Вместе с тучей золотистой

Просыпается горнист.

Голосисто – голосисто

Заливается горнист. (Петух)

К нам пришёл весёлый дед

С пышной бородою.

Всю округу он одел

Снежною кошмою. (Дед Мороз)

6.

Найдите все проверяемые безударные гласные в следующих текстах:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

(Н. Некрасов.)

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

(Е. Авдеенко.)

Лишь пёстрая осень

Ушла со двора,

Как новая гостья

Явилась с утра.

Покрасила белым

Дома и окошки,

Засыпала пухом

Кусты и дорожки.

Луга замела

И укрыла поля,

И сразу просторнее

Стала земля.

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

(Г. Ходырев.)

7. Игра «Маячок».

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

8.

Работа с перфокартами. (Перфокарты – чистые: в виде прямоугольника с окошками по 3 в строчку и по 3 в столбик). Учитель диктует слова на слух.

Следить, больной, таскать, ночное, хлеба, весенний, страна, ядовитый, ловил.

Учащиеся вписывают безударные гласные в окошечки таблицы.

Затем: а) сверяют с записью на доске (самопроверка, взаимопроверка),

б) проверка учителем.

9.

Прочитайте « Мирную считалочку» М. Карема.

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города.

Труд, веселье, сладкий сон.

А война пусть выйдет вон!

Назовите слова с безударными гласными. Какие слова можно проверить словами ГОРЫ, РЕКИ?

10.

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

11. Игра «Скалолазы».

Кто быстрее доберется до вершины?

12. «Кто больше?».

Запиши как можно больше проверочных слов: ЗИМА, ГОРА, НОРА.

13.

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

Какая пара лишняя?

Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.

14.

Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.

1. Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;

2. М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.

15.

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Слова

Ответы

1

2

Взгл.нуть

И

Я

Д.леко

А

О

Ч.стота

И

А

Тр.щать

Е

И

Пч.ла

Е

И

З.рно

И

Е

16.

Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

17. Работа в парах сменного состава.

Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится так:

Первый ученик из пары читает текст по предложениям (слова), другой пишет (дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Затем каждый берёт тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет списанный диктант.

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют вместе сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика.

18. Памятка для работы над ошибками.

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, знакомлю детей с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». Памятка подсказывает, на какое правило допущена ошибка, дан образец, как правильно исправить эту ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму.

19. Сигнальные карточки (веер букв).

Работа с сигнальными карточками позволяет вырабатывать хорошую реакцию детей, то есть готовность к быстрым действиям. Сигнальные карточки – эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ученику.

20. Подготовка заданий на изученное правило для товарища.

В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание безударных гласных в корне слова) с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы – безударные проверяемые гласные в корне.

Проверять задание следует вдвоём: автор (ученик, выполнивший задание) шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова плюс (+), если считает подходящим;

б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачёркивает слово, если нашёл его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту.

Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательство» (проверочное слово), выделяет корень.

21.

К данным словам припиши противоположные по значению слова с безударными гласными в корне.

Дешевый – ...; удлинить – ...; сытый – ...; заболеть – ...; старый – ...; печалиться – ...; горячий – ...; молчать – ... .

24.

Спиши. Подчеркни безударную гласную в корне, проверяемую ударением.

Тишина. Вдруг среди стволов деревьев поднялась метель. Это на дорогу выбежали пятнистые олени. Они огляделись по сторонам и пошли к кормушкам.

Люди всю зиму помогают лесным жителям. У лесных столовых всегда много гостей.

25.

Прочитай шарады. Запиши слова-отгадки с проверочными словами.

(спешите – спишите)

(запевал – запивал)

С «Е» торопят, если знают, что недолго уж до срока. С «И» – учительница часто говорит в конце урока.

С буквой «Е» ты делал в хоре и таланта не таи. Принял горькое лекарство, делай быстро с буквой «И».

26.

Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово.

Подсказка – должно быть 12 слов.

Совенок

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

27.

Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

28.

Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Чистить

Подарочный

Боль

Белый

  1. Прием исправления ошибок.

Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:

Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.

Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку

Эти карточки помогут организовать самостоятельную работу учащихся...

Карточка по русскому языку

Карточка предназначена для работы НЕСПИРТОВЫМ маркером по кармашку-файлу.Таким образом,может использоваться многократно....

Карточки по русскому языку 4 класс.

Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома....

Карточки по русскому языку 2 класс

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду...

Карточки по русскому языку

Карточки можно использовать на уроках русского языка в 3 и 4 классах  для самостоятельной работы...

Карточки по русскому языку

Карточки по теме "Однородные члены предложения"...

Карточки по русскому языку

При разборе предложений по членам предложения  на начальном этапе помогут карточки - помощницы. Таких карточек надо приготовить по 2-3....