Открытое занятие внеурочной деятельности во 2 классе по теме "Мимика и жесты".
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Честнова Тамара Юрьевна

Данное занятие было проведено во 2 классе для педагогов района. ( Кружок" Юный театрал")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanjatie_po_vneurochnoj_dejatelnosti_vo_2_klasse_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                        средняя общеобразовательная школа с. Кашпир

 Приволжского района Самарской области

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности

во 2 классе

«Мимика и жесты»

        

Подготовила

учитель начальных классов

Честнова Тамара Юрьевна

Тема: «Мимика и жесты» .

Планируемые результаты:  обучающийся  научится:

правильно использовать в своей речи мимику и жесты;

развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать  свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.

Коммуникативные: задавать вопросы;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:  формировать  социальные  мотивы – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Характеристика деятельности учащихся: побывать в роли исследователя;

классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки-иллюстрации.

Цели:  познакомить  учащихся с использованием несловесных средств общения (мимика и жесты);

развивать творческие способности  учащихся; правильную, выразительную речь с использованием несловесных средств общения;

 воспитывать культуру поведения, навыки совместной деятельности.

Задачи:

- помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи, которой пользуются актёры в своей работе;

- показать роль мимики и жестов в общении.

Ход  занятия.

I. Организационный момент.

У: Ребята, скажите какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Повернитесь к своему соседу по парте и скажите:

-Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

Ребята, поприветствуем наших гостей:

Скажем здравствуйте глазами.

Скажем здравствуйте мы ртом,

Станет радостно кругом.

Начинаем наше очередное занятие кружка «Юный театрал».

У: На таких занятиях мы

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим,

У нас во рту живёт язык.

К словам знакомым он привык.

                 2.Речевая разминка.

а) Артикуляционные упражнения.

У: А теперь подготовим к работе язычок. Ребята, я  знаю, что вы любите сказки. Я подготовила для вас сказку о язычке. Но  чтобы она получилась интересной, помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно.

  1. Рано утром высунулся из окошка-ротика  широкий-широкий язычок.

( положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить, чтобы он не дрожал).

  1. Посмотрел язычок на небо. Есть ли на нём солнышко?

(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа).

  1. Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?

( высунуть язык, стараться коснуться подбородка).

  1. Тогда весёлый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошёл чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз (медленно водить язычком по зубам сверху вниз).

А нижние он чистил снизу вверх ( медленно водить язычком по зубам снизу вверх).

5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься.

(быстро водить язычком из правого угла рта  в левый и обратно).

б) Дыхательная гимнастика.

У: Как всегда подготовим наши органы, участвующие  в речи к работе. Проведём дыхательную гимнастику. Выполним упражнение «Согреем стёклышко».                                                    

Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно всё  в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стёклышко. ( 3 раза)

в) Артикуляционная гимнастика.

У: Чтобы наша речь была правильной, чёткой надо как можно чаще произносить что?

Д: Чистоговорки, скороговорки.

У: И сегодня я подготовила для вас новые чистоговорки. Сели правильно и повторяйте за мной.

Бу-бу-бу - посмотрите на трубу.

Ра-ра-ра-ждёт подарков детвора.

Ла-ло-ли - сами торт мы испекли.

3.Постановка проблемы и формулирование темы.

У: Сегодня на занятии вы узнаете что-то новое об устной речи. А что именно, об этом догадаетесь сами в процессе нашей беседы. Вначале я попрошу вас ответить на такой вопрос:

- Ребята, а для чего человеку нужны руки?  

 Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Д:  Они тёплые, нежные, ласковые, добрые.

У: Может  ли обидеть человек, если у него такие тёплые, добрые руки?

Д: Если у человека такие руки, то обидеть он не может.

У: А какие руки бывают, когда люди  злые?

Д: Они бывают холодные, колючие.

У: А можно с помощью рук общаться?

Д: Да, с помощью рук можно общаться.

У: Сейчас попробуем общаться с помощью рук, без слов. Я вам покажу движение руками, а вы постарайтесь понять его и выполнить то, что я прошу.

(показать руками  «встать», «сесть»).

У: Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова?

Д: Вы показали руками, головой.

У: Ребята, а может кто-то знает, как называется такое общение с помощью рук, пальцев, головы, других частей тела?

 Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь. Слайд№3.

Кроме жестов в общении нам помогает мимика.

Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Слайд №4.

У. О  каких новых способах общения в устной речи мы будем говорить на нашем занятии?

Д: Мы будем говорить о мимике и жестах.

У: Кто сформулирует мне тему занятия?

Д:  Мимика и жесты.

4.Работа над новым материалом.                                                  

У: Ребята, а вы хотите научиться  распознавать мимику и жесты?

Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестом?

  Людям какой профессии нужно владеть мимикой и жестом? (Актёр, певец, учитель)

Д: Актёры пользуются мимикой и жестами, чтобы создать на сцене интересный выразительный образ. А как ведут себя зрители?

У: Давайте поучимся определять значение мимики и жестов .Слайды№5-12.

А теперь я буду читать стихотворение, а вы мимикой показывать настроение.

Упражнение  будем выполнять с закрытыми глазами. (  Дети встают в круг).

По небу плыли облака,
И я на них смотрела.
И два похожих облака
Найти я захотела.

Вот облачко веселое
Смеется надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.

А маленькое облачко 
Над озером плывет.
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

У:  Открывайте глазки, хорошо у вас получилось. Какие по настроению были облака?

Д:  Веселое, грустное, сердитое, удивленное.

Где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?

Д: В балете, пантомиме, при общении глухонемых людей.

У: Молодцы! Эти жесты являются необходимыми. Но иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные движения, которые мешают пониманию речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и слова ну, вот, это.

 Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик говорит о грустном,  печальном, а сам улыбается, или наоборот – рассказ веселый, а у говорящего безразличное лицо. Мимика, жесты и слова помогают  рассказчику лучше передать содержание высказывания.  

Ребята, давайте проведём такую игру : я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.

Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие,  сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.

  Какие жесты вам неприятны?

  Называют обидные жесты.

  У: Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

 Жесты так же несут культуру народа. Одни и те же жесты, могут нести разное значение у разных народов.

  • Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.
  • Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.
  • Если вы попадете  в Тибет   и  встречный прохожий покажет вам язык - не огорчайтесь. Это будет означать - "Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!". Но для других народов этот жест оскорбителен.
  • Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в Бразилии, восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха.

5.Музыкальная физкультминутка.

  Сейчас мы проведём разминку и  исполним танец « Пяточка-носочек», выполняя указанные жесты и мимикой изображая своё радостное настроение.

6.Работа в парах.

А) Дети по очереди подходят к столу и берут карточки с  заданиями.

У: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, пользуясь языком жестов и мимикой свои задания.

1. Как вы поприветствуете друг друга.

(Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга).

2. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость мимикой и жестами.

(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия).

3 . Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут?

(помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия).

4.Тихо.

5.Позвать к себе товарища.

6.Обрадоваться друзьям.

Б) Игра «Цари  Горохи».

7.Сказка «Заюшкина  избушка» ( на новый лад). Ребята приготовили сценку для наших гостей и сейчас выступят перед ними,  используя мимику и жесты. (В самом начале прослушивается музыкальный отрывок «В гостях у сказки»).

Ведущий:

 Как от нашей деревушки

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

 Снегом запорошена.

Целый день метель метет,

Сказки добрые плетет,

Заплелась метель в косу-

Сказка будет про лису.

Лиса (катает ком):

Я мечтаю об одном-

Вылепить красивый дом.

Чтоб сверкал как самоцвет!

Ведь нигде такого нет.

Заяц (кланяясь):

Здравствуй, добрая соседка!

Жаль, что видимся мы редко.

Что же лепишь ты – быка,

Елку иль снеговика?

Лиса (хвастливо):

Докатаю этот ком и себе построю дом.

Нечета твоей избушке,

Уноси отсюда ушки!

Заяц (восхищенно):

-Ты творишь здесь чудеса.

До свидания, лиса!

Ведущий:

Целый день лиса старалась,

Чтобы дом построить в срок,

И поставить ей осталось

Лишь на крышу флюгерок.

Петушка слепив умело

Взобралась она туда.

Лиса (гордо):

Я слепила, что хотела!

 Целый замок изо льда!

Ух, берлога-то, что надо!

В нем поместится все стадо!

Да! Такую конуру не меняют на нору.

Конура шикарна, право!

Ах, Лисичка, браво, браво! (выходит медведь).

Медведь (трогает лапой):

Очень прочная стена,

 Бурю выдержит она.

Лиса (высокомерно)

Лапы прочь! Кому сказала!

В гости вас не приглашала.

Не следите у крыльца!

Брысь от моего дворца!

Медведь (завистливо):

Эх, хоромы, так хоромы

Возвела себе Кума.

Хорошо сидеть ей дома.

На дворе то ведь зима.

Мне теперь в своей берлоге

 Стыдно рядом с нею жить,

Что ли коврик на пороге

Из шиншиллы положить!

Бык (печально):

-Да, теперь мы ей не ровня,

Ишь, как нос свой задрала!

Что ли мне пойти в коровник

 И повесить зеркала!

Медведь:

Говоришь ты, Борька, дело,

Надо быт свой украшать.

Вот Лиса, она сумела…

Бык:

-Жаль не хочет приглашать.

 Петух (с любопытством):

-Да, курятник хоть куда! Светлота и красота!

-Заглянуть бы хоть глазком! Есть насест ли?

Есть ли корм?

Бык (мечтательно):

Вот весной ремонт затею,

 Дятлов позову, бобров.

Возвести  дворец сумею

Для своих семи коров.

На холме его устрою,

Всем рога позолочу.

Я такое там устрою!!!

Медведь:

Да и я дворец хочу!

Ладно, что ж пойду в берлогу

 Спать заляжу до весны…

Бык:

Да и мне пора в дорогу,

 Приходи к нам на блины!

8.Подведение итогов занятия.

У: Какое значение имеют в устной речи мимика и жесты?

Д: Мимика и жесты помогают передать душевное состояние, настроение человека, делают речь более точной и понятной.

9.Рефлексия.

У: Понравилось вам занятие? Вспомните, что наше занятие мы начинали с улыбки.

Я хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите,  почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу.

Всё нужно себе, кроме улыбки.  Улыбка самому себе не нужна.  Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы  им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Слайд №13.

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Послушайте известную вам песенку из мультфильма «Крошка Енот»  и подпевайте слова песни.

(Дети смотрят отрывок из мультфильма и слушают песню «Улыбка»).

Ребята, выберите на парте смайлики в зависимости от настроения после проведённого занятия и поднимите их вверх.

Список литературы.

  1. Генералова И.А. Программа курса «Театр для начальной школы». М. 2008 г.
  2. Генералова И.А. Методическое пособие для учителя 2-4 классы. Театр. М. 2010 г.
  3. Соловейчик С.А. Учение с увлечением. М. 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности в 4 классе по теме: "Цветок лотоса (оригами)",

Данное занятие разработано и проведено для детей 4 класса в кружке "Волшебный мир оригами"....

Презентация к открытому занятию внеурочной деятельности в 4 классе по теме: "Цветок лотоса (оригами)"

Эту презентацию я использовала при проведении открытого занятия внеурочной деятельности на районном семинаре. Здесь есть немного истории оригами, правила оригамистов, легенды и информация о лотосе, пл...

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...

Презентация к открытому занятию внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"

Презентация к открытому занятию внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" (1 класс)

Конспект занятия представлен в виде технологической карты с описанием этапов занятия и целей каждого этапа....

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Сенсорное и интеллектуальное развитие» во 2 классе для детей с ОВЗ по теме «В мире фигур»

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям и родителям детей с ОВЗ. В данной методической разработке нашли свое отражение такие принципы современной педагогики, как принцип...

Открытое занятие внеурочной деятельности во 2 классе по теме "Мимика и жесты".

Данное мероприятие проводилось во 2 классе для педагогов района. Кружок"Юный театрал"...