Семья. Семейные ценности
классный час на тему

Семиход Виктория Александровна

Материал может быть использован для урока ОРКСЭ, для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.pptx2.72 МБ
Файл semya._semeynye_tsennosti.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

. Кто на кухне с поварёшкой, У плиты всегда стоит, Кто нам штопает одёжку, Пылесосом кто гудит? Кто на свете всех вкуснее Пирожки всегда печёт, Даже папы кто главнее, И кому в семье почёт?

Слайд 3

С кем же я ходил на пруд? Там у нас рыбалка, Только рыбы не клюют, Что , конечно, жалко! Дня четыре или пять Не приносим рыбы… Скажет бабушка опять: « И на том спасибо»!

Слайд 4

Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет, И умоет, и причешет, Кто заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз?

Слайд 5

Он всё может, всё умеет, Всех храбрее и сильнее, Штанга для него как вата, Ну, конечно, это - …

Слайд 6

Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят…

Слайд 7

Семья

Слайд 8

Цель : приви тие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям. Задачи: Разобрать понятия «семья», «семейные ценности». Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Сформулировать «правила» семейной жизни. Создать проект «Моя семья».

Слайд 9

«Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В. Сухомлинский

Слайд 10

1. Что такое семья? 2. Какая семья называется счастливой? 3. Что такое семейные ценности? Памятник семье в Саранске

Слайд 11

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ». Выскажите смысл притчи одним предложением

Слайд 12

Семья – это группа живущих вместе родственников. (словарь русского языка С.И.Ожегов ) Семья – это родители и дети. (современная действительность) уют спокойствие вражда здоровье болезнь любовь ненависть чистота добро счастье ссора дружба согласие грубость

Слайд 13

Где любовь да совет, там и горя … Где мир и лад, не нужен и … Лучший клад, когда в семье … В гостях хорошо, а дома … В своём доме и стены … В семье разлад, так и дому … Доброе братство лучше … Вся семья вместе, …

Слайд 14

Дополните 5 определений счастливой семьи. Семья будет счастливой если…

Слайд 15

Объясните пословицы: Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Где любовь да совет - там и горя нет. Кто детям потакает, тот потом слезы проливает. Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.



Предварительный просмотр:

"Семья. Семейные традиции и ценности"

Цель:

 

  1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
  2.  Определить понятие «семья»;
  3. Формировать понятие «счастливая семья»;
  4.  Осознание ценности семейных отношений.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
  2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: компьютер; презентация;  пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье.

Ход:

Учитель: Сегодня мы собрались все вместе, чтобы поговорить  на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А тему я предлагаю угадать Вам самим.

  По загадкам прошу отгадать тему  занятия.   

1.  Кто на кухне с поварёшкой,                                        
     У плиты всегда стоит,
     Кто нам штопает одёжку,
     Пылесосом кто гудит?

     Кто на свете всех вкуснее
    Пирожки всегда печёт,
    Даже папы кто главнее,
    И кому в семье почёт?       (бабушка)

2.  С кем же я ходил на пруд?                                                

     Там у нас рыбалка,

     Только рыбы не клюют,

     Что, конечно, жалко!

     Дня четыре или пять

     Не приносим рыбы…

     Скажет бабушка опять:

    «И на том спасибо»!                    (дедушка)

3.  Кто любовью согревает,                                                 
     Всё на свете успевает,
     Даже поиграть чуток?
     Кто тебя всегда утешет,
     И умоет, и причешет,
     Кто заботится о вас,
     Hе смыкая ночью глаз?    (мама)   

4.  Он всё может, всё умеет,                                                  

     Всех храбрее и сильнее,

     Штанга для него как вата,

     Ну, конечно, это - …  (папа)

  1. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).                                                                             

 Учитель:  Кто догадался: о чём пойдёт речь?  Кто сможет сформулировать тему нашего занятия?

- (тема:  «Семья»).

Учитель: Наше занятие посвящено   – «Семье и семейным ценностям».    

Стихотворение о семье читает   Фулинче Анастасия

Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!
                                           

Учитель:  (на слайде появляются слова В.А. Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).           

Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?   (мнения детей)

- Нам с вами предстоит ответить на вопросы:  

- Что такое семья?

- Какая семья называется счастливой?

- Что такое семейные ценности?

- А для начала мне бы хотелось узнать самые запоминающиеся события из вашей жизни.

Мы пригласили на занятие и ваших родителей, они нам расскажут о традициях, которые есть в ваших семья. Дадим им слово.

(выступают мамы 3-4 классов)

Учитель:

- Кто из вас был самым  внимательным во время рассказов и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?

Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

Учитель: А кто это?

Ученики: Это члены семьи.

Учитель: Так что же такое семья?

Ученики: дети высказывают мнения

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».  «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

Учитель: Из толкового  словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой  

 «Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»?  «Что можно»? «Что нельзя»?,  приобретаем хозяйственные навыки;  совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку;  учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).

-  Сейчас мы с Вами послушаем одну притчу:

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей? 

- (высказывания детей)

Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

«Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)    

Какой хороший вечер!            

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню.

Глаза мои закрылись

Раскрыть бы их пошире.

Глядеть бы удивлённо.

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез. Лишь мама

Посередине мира.

И я уже уснувший

У мамы на коленях.

- Хотелось ли вам жить в такой семье?  Почему? (высказывания детей).

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?  

(на слайде слова:  уютспокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добросчастье, ссора, дружбасогласие, грубость).

Учитель: предлагает детям закончить пословицу о семье:   

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Учитель: Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады  (учащиеся распределяются).

 (Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».    «Семья – это…   .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом.  Учитель: Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова.

Ученики: «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

Ученики зачитывают ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Учитель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,  любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным;  выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и в серьёз».               

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? 

 (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

Итог урока

Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось

Дать слово библиотекарю п. Приморье Ольге Петровне. Она сделала подборку детских книг про семью.

Мне хотелось бы узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Стихотворение:   

 Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья!
   

Учитель: Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Учитель: в конце нашего занятия предлагаю Вам запомнить такие памятки:

- Свято храни честь своей семьи.

- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

- Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

- Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

Тематический классный час "Семья. Семейные ценности".

Предлагаемая разработка может оказаться полезной при организации и проведении классного часа 1 сентября не только учителям начальных классов, но и среднего звена. Материал может быть использован ...

Классный час "Семья.Семейные ценности"

Разработка классного часа для 2 класса по теме "Семья"...

кл. час "1 сентября. Семья - семейные ценности"

Данная разработка внеклассного мероприятия проводилась на 1 уроке нового учебного года в 3 классе...

Классные часы по теме Семья. Семейные ценности

Вданном материале представлены три варианта классных часов по данной теме...

Семья. Семейные ценности.

1 сентября 2012 года в школе прошел единый классный час. Цель-формирование, возрождение и укрепление у учащихся семейных ценностей и традиций....

Семья.Семейные ценности.

Данную презентацию можно использовать на классных часах....