Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Рабочая программа по курсу «Я -  юный исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-yunyy_issledovatel_1_-_4_klass.docx90.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от___________ № ___

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Излучинская ОНШ»

_____________Е.В. Шагвалеева

Утверждено приказом

от_____________ № ________

                                                                                                         

                                                                                                               

Рабочая программа

Михайловой Елены Николаевны

 по внеурочной деятельности

1 класс

«Я – юный исследователь»

на 2015/2016 учебный год.

                                     

                           

                               

                           

пгт. Излучинск

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я -  юный исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

 у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

 низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информациюв итоге делают практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания;

 обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

 младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

 обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.    

Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

                  Развивать познавательные потребности и  познавательные способности младших школьников.

                 Обучить детей младшего школьного возраста специальным знаниям,

необходимым для проведения самостоятельных исследований.

                 Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста

умения и навыки исследовательского поиска.

                 Формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место учебно-исследовательской практики ребенка

в образовательном процессе начальной школы

           Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

    Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Основные разделы программы

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.  

         Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность   требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

              Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

 видеть проблемы;

 ставить вопросы;

 выдвигать гипотезы;

 давать определение понятиям;

 классифицировать;

 наблюдать;

 проводить эксперименты;

 делать умозаключения и выводы;

 структурировать материал;

 готовить тексты собственных докладов;

 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

            Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса  возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

              Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Участники программы: программа разработана для обучающихся 1

класса (6-7 лет), интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Время существования программы: краткосрочная, рассчитана на 1

год обучения.

Программа рассчитана  на  33 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 35 минут).

Основные особенности программы первого класса

         Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

          Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований.  Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Распределение часов

Вид учебной работы

Всего часов

Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоемкость

12

В течение 2-й и 3-й четвертей учебного года

2

Занятия со всей группой (классом) учащихся

12

Еженедельно

3

Индивидуальная работа

4

Самостоятельная работа

Исследовательская практика

5

Общая трудоемкость

8

В течение учебного года, начиная со 2-й четверти

6

Занятия со всей группой (классом) учащихся

2

В начале 2-й четверти

7

Индивидуальная работа

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

8

Самостоятельная работа

Мониторинг

9

Общая трудоемкость

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

10

Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

4

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

11

Индивидуальная работа

12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых-четвертых классов)

2

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

               

Содержание занятий в первом классе

Подпрограмма  «Тренинг» (19ч.)

         Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (8ч.)

         Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.                                     

Подпрограмма  «Мониторинг» (6ч.)

           2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Я – юный исследователь»

1 класс

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

Тренинг.

19

1-2

Что такое исследование.

2

3-4

Наблюдение и наблюдательность.

2

5-6

Что такое эксперимент.

2

7-8

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

9-10

Знакомство с логикой.

2

11-12

Как задавать вопросы.

2

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Как делать схемы.

1

15

Как работать с книгой.

1

16

Что такое парадоксы.

1

17-18

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

19  

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

Исследовательская практика.

8

20

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

1

21

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

1

22

Экспресс-  исследование.

1

23

Семинар по итогам экскурсии.

1

24

Коллективная игра – исследование.

1

25

Коллекционирование.

1

26

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1

27

Сообщения о своих коллекциях.

1

Мониторинг.

6

28-29

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

2

30-31

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

2

32-33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

2

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

2 класс

Содержание занятий во втором классе

        Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с информацией, расскажет о свих увлечениях и хобби.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Ты – проектант.»

Обучающийся сможет сформировать умения находить информацию в словарях и справочниках; умения находить шутливо-жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче; познакомится с понятиями «словарь», «проект», «тема» самостоятельно.

Тема 3. «Работа со словарями.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с текстом, находить нужную информацию; познакомятся с понятием «формулировка».

Тема 4. «Выбор помощников в работе над проектом.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать в команде; познакомится с понятием «помощником».

Тема 5. «Этапы работы над проектом.»

Обучающийся познакомится с этапами работы над учебным проектом и с понятием «этап».

Тема 6. «Актуальность темы проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе; познакомится с понятием «актуальный».

Тема 7. «Проблема. Решение проблемы.»

Обучающийся научится видеть проблему, сможет сформировать умения добывать недостающий способ действия (знания); познакомится с понятием «проблема».

Тема 8. «Выработка гипотезы-предположения.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; познакомится с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

Тема 9. «Цель проекта.»

Обучающийся научится ставить цель в конкретной сюжетной ситуации; познакомится с понятием «цель».

Тема 10. «Задачи проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проекта; познакомится с понятием «задачи проекта».

Тема 11. «Сбор информации.»

Обучающийся познакомится с понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы»; научится выбирать способы получения информации.

Тема 12. «Знакомство с интересными людьми. Интервью.»

Обучающийся сможет сформировать умения брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии; познакомится с понятиями «интервью», «интервьюер».

Тема 13. «Обработка информации. Отбор значимой информации.»

Обучающийся сможет сформировать умения выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; познакомится с понятиями «обработка информации», «отбор».

Тема 14. «Создание продукта проекта.»

Обучающийся сможет овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов; познакомится с понятием «продукт проекта».

Тема 15. «Играем в ученых. Это интересно»

Обучающийся применит полученные знания на практике.

Тема 16. «Тест.»

Обучающийся сможет сформировать умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.

Тема 17. «Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение)»

Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои достижения; познакомится с понятием «выступление».

Тема 18. «Творческая работа. Презентация .»

Обучающийся сможет сформировать умения в составлении презентации на бумаге; познакомится с понятием «презентация».

Тема 19. «Значимость компьютера в создании проекта. Презентация.»

Обучающийся познакомится с компьютерной презентацией; с понятием «презентация».

Тема 20, 21. «Первые шаги составления презентации на компьютере.»

Обучающийся познакомится с программой МРР – Microsoft PowerPoint и с кнопками клавиатуры компьютера.

Тема 22. «Совмещение текста выступления с показом презентации.»

Обучающийся сможет сформировать и будет развивать коммуникативную компетентность, а именно: умение «держать» аудиторию в поле зрения; познакомится с понятием «аудитория».

Тема 23. «Выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.»

 Обучающийся сможет сформировать и будет развивать коммуникативную компетентность, а именно: умение «держать» аудиторию в поле зрения.

Тема 24. «Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения отстаивать свою точку зрения.

Тема 25. «Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина.»

Обучающийся сможет продемонстрировать объем накопленных знаний во время проектной деятельности.

Тема 26, 27. «Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать собственные творческие замыслы доводить их до воплощения в творческом продукте; познакомится с понятием «визитка».

Тема 28. «Самоанализ.»

Обучающийся сможет сформировать умения контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах; познакомится с понятием «самоанализ».

Тема 29. «Играем в ученых. Это интересно.»

Обучающийся сформирует основы практического мышления и сознания.

Тема 30. «Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности»

Обучающийся познакомится с различными конкурсами проектов.

Тема 31. «Памятка жюри конкурса»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать с вою работу по выработанным критериям.

Тема 32. «Выступление перед незнакомой аудиторией.»

Обучающийся сможет сформировать умения публичного представления результатов работы.

 Тема 33. «Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места.

Тема 34. «Играем в ученых. Это интересно.»

Обучающийся сможет сформировать умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов.

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- понятия «хобби», «увлечения», «сбор», «аудитория», «презентация», «интервью» и т. д.;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- отвечать на вопросы аудитории и жюри;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Я – юный исследователь»

2 класс

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

1

3

Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над проектом.

1

5

Этапы работы над проектом.

1

6

Актуальность темы проекта.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения.

1

9

Цель проекта.

1

10

Задачи проекта.

1

11

Сбор информации для проекта.

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

14

Создание продукта проекта.

1

15

Играем в ученых. Это интересно.

16

Тест.

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация.

1

19

Значимость компьютера в создании проекта. Презентация.

1

20

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

23

Выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

25

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина»

1

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

27

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

28

Самоанализ.

1

29

Играем в ученых. Это интересно.

1

30

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

31

Памятка жюри конкурса.

1

32

Выступление перед незнакомой аудиторией

1

33

Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

34

Играем в ученых. Это интересно.

1

3 класс

Содержание занятий в третьем классе

        Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои увлечения, достижения. Освоит этапы работы над проектом.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Проблема. Решение проблемы.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать свои собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект, овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Тема 3. «Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.  

Тема 4 – 5. «Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия.»

Обучающийся сможет сформировать умения в составлении паспорта проекта.

Тема 6 – 7. «Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.»

Обучающийся сможет познакомиться с видами вопросов для анкет; сформировать умения в составлении вопросов для анкетирования.

Тема 8. «Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.»

Обучающийся сможет познакомиться с условиями размещения проектного материала на постере; сформировать умения в создании постера.

Тема 9 – 10. «Практические занятия. Создание мини-постера.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами; научится создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты)

Тема 11 – 13. «Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.»

Обучающийся изучит и освоит возможности программы МРР; сможет сформировать умения и навыки при работе с фотографиями, фигурами, диаграммами.  

Тема 14 – 16. «Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.»

Обучающийся сможет сформировать умения настраивать анимации на слайде.

Тема 17 – 19. «Программа МРР. Дизайн.»

Обучающийся сможет сформировать умения творчески подходить к созданию вещи.

Тема 20 – 21. «Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с командами «Обрезка», «Границы рисунка»

Тема 22 – 23. «Требования к компьютерной презентации.»

Обучающийся сможет познакомиться с требованиями к компьютерной презентации; сформировать умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.

Тема 24 – 25. «Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР»

Обучающийся сможет сформировать умения использовать полученные знания при тестовой проверке.

Тема 26 – 28. «Составление первой презентации по заданному тексту.»

Обучающийся сможет использовать полученные знания при составлении презентации по заданному тексту.

Тема 29 – 30. «Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.»

Обучающийся будет развивать умения создавать папку проекта; сможет выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные; сформирует умения брать интервью.

Тема 31. «Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, научится критиковать себя.

Тема 32. «Твои впечатления от работы над проектом.»

Обучающийся сможет сформировать умения подводить некоторые итоги своей деятельности.

 Тема 33. «Пожелания будущим проектантам.»

Обучающийся сможет сформировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.

Тема 34. «Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года.

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- понятия «хобби», «увлечения», «сбор», «аудитория», «презентация», «интервью» и т. д.;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- отвечать на вопросы аудитории и жюри;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Я – юный исследователь»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Проблема. Решение проблемы.

1

3

Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

4

Требования к паспорту проекта.

1

5

Составление паспорта проекта.

1

6

Требования к составлению анкет для проекта.

1

7

Анкетирование.

1

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1

9

Создание мини-постера.

1

10

Создание мини-постера.

1

11

Изучение и освоение возможностей программы МРР.

1

12

Вставка фотографий, рисунков.

1

13

Вставка фигур, диаграмм.

1

14

Программа МРР.

1

15

Анимация. Настройка анимации.

16

Анимация. Настройка анимации.

1

17

Программа МРР. Дизайн.

1

18

Программа МРР. Дизайн.

1

19

Программа МРР. Дизайн.

1

20

Фотография на слайдах.

1

21

Работа с фотографией на слайдах.

1

22

Требования к компьютерной презентации.

1

23

Требования к компьютерной презентации.

1

24

Программа МРР.

1

25

Программа МРР.

1

26

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

27

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

28

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

1

30

Обработка информации. Интервью. Визитка.

1

31

Тест. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

32

Твои впечатления от работы над проектом.

1

33

Пожелания будущим проектантам.

1

34

Страница благодарности.

1

Характеристика результатов

В результате работы в 3 классе обучающиеся должны знать:

    основные этапы работы над проектом деятельности (выбор темы, сбор

информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

      понятия предположения, гипотезы исследования;

      требования к паспорту проекта;

      правила составления паспорта проекта;

      требования к составлению анкет для проекта;

 требования к созданию постера и условия размещения материала на постере;

 возможности программы МРР (вставка фотографий, диаграмм, рисунков, фигур, анимация, дизайн);

 требования к компьютерной презентации.

Обучающиеся должны уметь:

  • презентовать свои увлечения, достижения;
  • высказывать предположения о неизвестном, проверять свои гипотезы;
  • составлять паспорт проекта;
  • составлять вопросы для анкетирования;
  • создавать постер;
  • работать в программе МРР;
  • настраивать анимации на слайде;
  • находить ошибки в готовой презентации и исправлять их;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • составлять презентации по заданному тексту;
  • подготовить проектную документацию к выступлению на конкурсе;
  • обрабатывать информацию, брать интервью, составлять визитку;
  • оценивать свою работу и видеть пробелы в ней;
  • подводить итоги своей деятельности.

4 класс

Содержание занятий в четвертом классе

        Тема 1. «Твои новые интересы и увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои увлечения и новые интересы.

Тема 2. «Виды проектов.»

Обучающийся познакомится с видами проектов и с терминологией видов.

Тема 3. «Исследовательско-творческий проект.»

Обучающийся сможет познакомиться с исследовательско-творческим проектом, сформирует умение научно-творческого исследования.  

Тема 4. «Творческий проект.»

Обучающийся сможет познакомиться с творческим проектом, сформирует умение оценивать свои возможности в творческом проекте.

Тема 5 – 6. «Ролево-игровой проект.»

Обучающийся сможет познакомиться с ролево-игровым проектом, сформирует умение оценивать себя в разыгрывании постановок и в составлении мини-сценария по сюжету из любимого произведения.

Тема 7 - 8. «Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.»

Обучающийся сможет познакомиться с исследовательским проектом; сформировать умения выдвигать гипотезу и проверять ее, систематизировать и анализировать полученные знания.

Тема 9 – 10. «Информационно-исследовательский проект.»

Обучающийся познакомится с информационно-исследовательским проектом, сможет сформировать умения находить нужную информацию и исследовать ее.

Тема 11 - 12. «Практико-ориентированный проект.»

Обучающийся познакомится с практико-ориентированным проектом, сформирует умение разрабатывать определенные проблемы и достижения положительного результата; сформирует умение различать практико-ориентированные проекты и распределять их на две группы.

Тема 13 – 14. «Монопредметный проект.»

Обучающийся сможет познакомиться с монопредметным проектом, сформирует умение различать виды монопредметных проектов.

Тема 15. «Межпредметный проект.»

Обучающийся познакомится с межпредметным проектом, сформирует общеинтеллектуальные умения и навыки нахождения тесных связей между учебными предметами.

Тема 16. «Виды презентационных проектов.»

Обучающийся сможет познакомиться с видами презентационных проектов, сформирует умение правильно выбирать форму презентации проекта.

Тема 17. «Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции.»

Обучающийся сможет познакомиться с отчетом участников  исследовательской экспедиции как видом презентации проекта и видами отчетов, сформировать умение в составлении промежуточного отчета.

Тема 18. «Вид презентации проекта в рамках научной конференции.»

Обучающийся познакомится с научной конференцией как видом презентации проекта, сформирует умение в составлении перечня требований к речи выступающего на научной конференции.

Тема 19. «Правильная подготовка презентации к проекту.»  

Обучающийся познакомится с некоторыми правилами хорошей подготовки к презентации проекта, сформирует умение разработки презентации и составления Памятки для начинающих проектантов.

Тема 20 – 21. «Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.»

Обучающийся сможет познакомиться с общими рекомендациями к публичному выступлению, сможет сформировать умение отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта и составлять Памятку при подготовке публичного выступления.

Тема 22 – 23. «Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом.»

Обучающийся сможет познакомиться с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом; сформировать умение составлять список использованной литературы.

Тема 24. «Типичные ошибки проектантов.»

Обучающийся сможет познакомиться с типичными ошибками проектантов при подготовке и защите проекта, сформировать умение работы над ними.

Тема 25. «Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.»

Обучающийся сможет познакомиться с критериями оценивания проектной деятельности учащихся, сформировать умение делать соответствующие выводы.

Тема 26. «Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.»

Обучающийся сможет освоить программы МРР, сформирует умение в работе с диаграммой.

Тема 27. «Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.»

Обучающийся сможет освоить программы МРР, сформирует умение в работе с таблицей.

Тема 28. «Практическая работа.»

Обучающийся закрепит приобретенные навыки работы в программе МРР.

Тема 29. «Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.»

Обучающийся сформирует умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, развитие самокритики.

Тема 30. «Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.»

Обучающийся сформирует умения использовать ресурсы Интернета при подготовке к презентации.

Тема 31. «Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом по настройке полей и абзацев.»

Обучающийся сможет познакомиться программой Microsoft Office Word, сформирует навык работы с текстом по настройке полей и абзацев.

Тема 32. «Твои впечатления от работы над проектом.»

Обучающийся сможет сформировать умения подводить некоторые итоги своей деятельности.

 Тема 33. «Пожелания будущим проектантам.»

Обучающийся сможет сформировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам.

Тема 34. «Страница благодарности. Советы мудрого Дельфина на лето.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года.

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные виды проектов, виды презентационных проектов и типичные ошибки проектантов;

- понятия «этап», «отчет», «заключение», «публичное выступление», «оппонент» и т. д.;

- Памятки при подготовке публичного выступления, по составлению списка использованной литературы;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно определять вид проекта;

- находить типичные ошибки при работе над проектом;

- работать в программе МРР с таблицами и диаграммами;

- отвечать на вопросы аудитории и жюри;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Я – юный исследователь»

4 класс

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

1

Твои новые интересы и увлечения.

1

2

Виды проектов.

1

3

Исследовательско-творческий проект.

1

4

Творческий проект.

1

5

Ролево-игровой проект.

1

6

Ролево-игровой проект.

1

7

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.

1

8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.

1

9

Информационно-исследовательский проект.

1

10

Информационно-исследовательский проект.

1

11

Практико-ориентированный проект.

1

12

Практико-ориентированный проект.

1

13

Монопредметный проект.

1

14

Монопредметный проект.

1

15

Межпредметный проект.

16

Виды презентационных проектов.

1

17

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции.

1

18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

1

19

Правильная подготовка презентации к проекту.

1

20

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.

1

21

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.

1

22

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом.

1

23

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом.

1

24

Типичные ошибки проектантов.

1

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

1

26

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.

1

27

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.

1

28

Практическая работа.

1

29

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

30

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.

1

31

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом по настройке полей и абзацев.

1

32

Твои впечатления от работы над проектом.

1

33

Пожелания будущим проектантам.

1

34

Страница благодарности. Советы мудрого Дельфина на лето.

1

В результате изучения курса «Я - юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить

исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

получат возможность осознать своё место в мире;  

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007г.

«Методика исследовательского обучения младших школьников»

Методическое пособие.  

2.

Р. И.Сизова, Р. Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2012

Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.

Методическое пособие.  

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.

«Я – исследователь»

Рабочая тетрадь для младших школьников.

2.

Р. И.Сизова, Р. Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2012

Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.

Рабочая тетрадь в 2 частях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...