Проектная деятельность
учебно-методический материал на тему

Константинова Марина Викторовна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НРЭО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad1.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НРЭО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационность ФГОС НОО состоит во введении внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности необходимо опираться на следующие нормативные, инструктивные документы и методические материалы (федеральный и региональный уровень) при реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 г. № 373.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373».
  5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».
  7. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др.]; Мин-во образования и науки Челяб. Обл.; Челяб. ин-т переподг. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с. (слайд 2)

Изучив данные документы, на методическом объединении УНК мы пришли к выводу, что во внеурочную деятельность надо ввести работу, связанную с проектами. На основании вышеперечисленных документов составляются программы внеурочной деятельности, в частности, курса внеурочной деятельности «Школа проектов».

Эта работа должна быть основой для защиты проектов в основной школе. Для вас эта тема не является новой, но мы хотим поделиться своим опытом.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. [1] (слайд 3)

В настоящее время метод проектов является эффективным средством личностного развития  школьника. Он ориентирует учебный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. [2, с. 76]

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся. Эта деятельность позволяет участникам проекта проявить себя, попробовать свои силы в различных видах, формах, способах работы, где важно не только воспроизведение знаний, но и творческое применение на практике.

Организуя проектную деятельность, следует помнить, что познавательная и проектная работа существуют не изолированно друг от друга, не подменяют одна другую, а, наоборот, взаимосвязаны и реализуются как звенья друг друга.

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. [2, с. 117] (слайд 4)

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Цель такой педагогики – развитие свободной творческой личности ребенка. [2]

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Теоретические и практические занятия курсов способствуют развитию устной коммуникативной и речевой  компетенции учащихся, умениям: вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала. Отчетом такой работы является создание минипроектов, работа с которыми усложняется из класса в класс.

В нашей школе курс внеурочной деятельности «Школа проектов» введен с 2011 года. Срок реализации данного курса – 4 года. (слайд 5)

Цель курса «Школа проектов» – приобщение младших школьников к исследовательской деятельности, создание условий, способствующих развитию исследовательских умений. (слайд 6)

Задачи курса «Школа проектов»:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребенка: памяти, мышления, творческого воображения. (слайд 7)

Любой проект направлен на формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применять их в необходимой ситуации. Главное действие учителя заключается в том, что он управляет этой деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использует разнообразные формы, средства обучения и коммуникации. [2, с. 76]

Проекты школьников могут быть самыми разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям и результатам. Однако, при всем разнообразии проектов, в основе любого проекта лежит идея компетентностного подхода, то есть получение не готовых знаний, а добывание их путем обеспечения максимальной самостоятельной работы в ходе продуктивной деятельности. (слайд 8)

В проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

    В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как не все дети умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом проводится подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. (слайд 9, 10)

    Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него. (слайд 9, 10)

      В первом и во втором классе учащиеся учатся работать в группе, но, пока, еще трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Главная задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период  ребята учатся  работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать.

   Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах.

Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов,  если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.

На внеурочной деятельности мы используем комплект рабочих тетрадей «Учусь создавать проект», которые позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. (слайд 11)

Курс внеурочной деятельности «Школа проектов» тесно связан с курсом «Моя малая родина». (слайд 12) На внеурочной деятельности курса «Моя малая родина» учащиеся знакомятся с природой родного края, области, достопримечательностями своего города, тем самым, расширяя знания о  своей малой родине.  Много внимания уделяется и охране природы, т.к. Челябинск – это промышленный город. На внеурочной деятельности мы используем комплект рабочих тетрадей «Моя малая родина». (слайд 13)

На основе полученных знаний, создаются проекты, защита которых проходит на «Школе проектов».

В каждом классе мы затрагиваем темы, которые позволяют лучше узнать свой город, свой край. А работаем мы над такими темами, как:

  • 1 класс: «Моя школа» (ребята знакомятся с историей школы, проводим экскурсии на пришкольном участке), (слайд 14) «Моя семья» (учащиеся ближе знакомятся с родословной своей семьи, с профессией своих родителей), (слайд 15) «Мой родной город» (знакомимся с улицами района, в котором находится наша школа, проводим городские экскурсии, где ребята могут ближе познакомиться с достопримечательностями родного города), (слайд 16, 17, 18) «Водоемы города Челябинска» (говорим о водоемах, которые расположены на территории города Челябинска), (слайд 19) «Растительный мир моей малой родины.» (слайд 20) , «Животный мир моей малой родины. Челябинская область» (проводится экскурсия в зоопарк, «Челябинский областной краеведческий музей», «Музей леса»).(слайд 21, 22)
  • 2 класс: «Природные богатства Челябинской области», «Сезонный труд людей и праздники» (говорим о том, как трудятся люди, чтобы вырастить богатый урожай, в октябре проводим Праздник осени. К этому празднику ребята готовят поделки, рисунки, аппликации из природного материала) (слайд 23), «Водоемы родного края» (слайд 24), «Полезные ископаемые родного края» (посещаем музей, делаем поделки из камней) (слайд 25).
  • 3 класс: «Природные сообщества родного края».
  • 4 класс: «Фольклор родного края» (ребята знакомятся с народами Южного Урала, их национальными костюмами, народными инструментами, для этого мы посещаем музеи, выставки) (слайд 26, 27), «Труд и быт людей, проживающих на Урале» (Эту тему мы затрагиваем с 1 по 4 классы. Ребята знакомятся образом жизни людей своего края, их трудом, а в прошлом учебном году, говоря про быт людей, мы провели занятие, на которое ученики принесли сладкие блюда. ) (слайд 28, 29), «История родного города» (ребята знакомятся с историей своего города), «История родного края», (слайд 30), «города Челябинской области» (совершаем поездки в другие города Челябинской области, результатом такой работы являются групповые проекты о городе, который посетили), (слад 31) «Красная книга Челябинской области» (слайд 32), «Заповедники, Национальные парки Челябинской области» (слайд 33).

Естественно, мы придерживаемся всех этапов работы над проектом. Не буду на них останавливаться, так как новым для Вас эта информация не будет.

 Как и мои коллеги, я использую следующие формы работы над проектом:

  • Индивидуальную (когда проект ребенок (совместно с родителями) создает дома, а затем эти проекты собираем в общую книгу).
  • Парную (когда дети выполняют в паре работу, затем демонстрируют свой результат).
  • Групповую (наиболее продуктивной эта форма работы является в 3-4 классе, когда дети уже имеют определенный навык работе в группе, умеют прийти к общему мнению, найти компромисс (слайд 34). В четвертом классе, при такой форме работы, мы используем ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ И ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ. Благодаря этим листам ребята учатся адекватно оценивать свою работу и работу участников группы). (слайд 35)

Еще хотелось бы добавить, что перед написанием комплексных работ мы проводим интегрированные уроки для того, чтобы ребята могли усвоить закрепить знания о своем городе, крае, над которым мы работали на внеурочной деятельности курсов «Школа проектов» и «Моя малая родина».

      Мы считаем, что успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей.

         Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

     Проект для ученика -  это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Роль ученика при работе над проектом:

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

      Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Роль учителя как руководителя проектной работой - это:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
  • создание комфортных условий для работы;
  • составление удобного графика работы для ученика;
  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
  • организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.

    Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.

Роль родителей при работе над проектом:

  • вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;
  • организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;
  • проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;
  • выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;
  • интересоваться работой ребёнка в школе;
  • постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.

Итак, родители принимают активное участие в создании проектов: помогают в оформлении проекта, форме его представления. Так же мы стараемся максимально привлечь к работе родителей и при проведении классных часов, на которых они рассказывают детям о своей профессии, работе, проводят познавательные беседы.

Наши ученики выступают с лучшими проектами перед родителями на родительских собраниях, тем самым развивая познавательные, коммуникативные УУД. В обсуждении проектов принимает участие и родительский комитет.

  Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,  открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизни.

Список литературы:

  1. «Актуальные проблемы модернизации начального общего образования в условиях реализации Федерального Государственного образовательного Стандарта» Всероссийской научно-практической конференции / Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: Издательство «Полиграф-Мастер», 2015. – 212 с.
  2. Опыт и перспективы использования моделей государственно – общественного управления качеством образования в условиях введения профессиональных стандартов: материалы секции «Актуальные проблемы модернизации начального общего образования в условиях реализации Федерального Государственного  Образовательного стандарта» Межрегиональной научно-практической конференции (19-21 ноября 2015 года) / Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: Издательство «Полиграф - Мастер», 2016. – 201 с.
  1. Ступницкая  М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября,            2010. – 44 с.

Ресурсы:

1. http://pedagogical_dictionary.academic.ru 

2. http://www.maam.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...