Программа и содержание учебного курса «Крымоведение» для начальной школы
рабочая программа (4 класс) на тему

Татьяна Александровна Кочегура

Программа учебного курса «Крымоведение» для учащихся 2-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание курса. Основное назначение реализации программы состоит в формировании природоведческой, обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymovedenie_4_klass.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» для начальной школы обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» в начальной школе предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры.

Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности.

Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие обучающимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.

Являясь комплексным учебным курсом, осуществляющим тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому».

Общая характеристика курса

Программа учебного курса «Крымоведение» для учащихся 2-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание курса. Основное назначение реализации программы состоит в формировании природоведческой, обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.

Задачи:

  • сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
  • раскрыть значение природных ресурсов региона с целью  развития ценностного отношения к природе родного края;
  • развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
  • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Место Программы учебного курса

 в учебном плане

Программа курса рассчитана на 102 учебных часа. На изучение курса отводится по 34 часа в каждом классе (по 1 часу в неделю).

                                       СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:

  • игровые технологии,
  • технология сотрудничества,
  • технология системно-деятельностного подхода,
  • проектные технологии.

Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания.

На основе контроля уровня обученности можно использовать следующие формы организации деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая работа,
  • работа в парах.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

  • викторины;
  • конкурсы;
  • ролевые игры;
  • выполнение заданий соревновательного характера;
  • оценка уровня результатов деятельности;
  • результативность участия в конкурсных программах и др.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
  • формирование целостного взгляда на мир;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
  • освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.

Предметные результаты:

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
  • формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
  • воспитание чувства гордости за Республику Крым.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:

  • пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
  • осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
  •  работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
  • использовать полученные знания в жизни.

                                                  Учебно-тематический  план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практиче

ские

1.

Введение. «Волшебный край, очей отрада…»

1

1

2.

Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»

4

4

3.

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»

17

14

3

4.

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»

4

4

5.

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

4

2

2

6.

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

4

3

1

Итого

34

24

10

Календарно-тематическое  планирование 2 класс

«Крымоведение»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Планируемые сроки

Факти

ческие сроки

Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…»

2

1.

2.

Что мы будем изучать на “Крымоведение”

1

1

11.09

Край, который я люблю.

Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»

3

3.

Мой Крым в составе Российской Федерации.

1

18.09

4.

Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.

1

25.09

5.

Главные особенности географического положения Крыма.

1

02.10

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»

16

6.

Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.

1

09.10

7.

Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.

1

16.10

8.

Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова.

1

23.10

9.

Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий в Крыму.

1

13.11

10

11

Водный мир Крыма: реки и озера.

1

20.11

Водный мир Крыма. Охрана вод.

12

Почва на территории Крымского полуострова, ее охрана.

1

27.11

13

Растительный мир Крыма.

1

04.12

14

Редкие растения Крыма.

1

11.12

15

Ядовитые растения и грибы Крыма.

1

18.12

16

Животный мир Крыма.

1

25.12

17

Зимующие и перелетные птицы Крыма.

1

15.01

18

Морские и пресноводные рыбы.

1

22.01

19

Охрана растений и животных.

1

29.01

20

Черное и Азовское моря.

1

05.02

21

Экологические проблемы.

1

12.02

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»

4

22

23

Правила поведения на природе во время экскурсий и походов.

1

19.02

Экскурсия в Гагаринский парк.

24

Твоя посильная помощь живой природе.

1

26.02

25

Путешествие по реке Салгир.

1

05.03

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»

5

26

Археологические и исторические памятники.

1

12.03

27

Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.

1

02.04

28

Города-герои Крыма.

1

16.04

29

30

Детские крымские поэты и писатели.

1

23.04

Проект «Крым в моих рисунках»

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»

4

31

Крупные промышленные предприятия.

1

28.04

32

Особенности сельского хозяйства Крыма.

1

07.05

33

Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей.

1

14.05

34

Итоговое занятие «Крым – кузница здоровья».

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс. Программа "Школа России."...

Рабочая программа педагога по учебному курсу "Математика-2" (УМК "Школа России").

Рабочая программа учебного курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения по учебнику "Математика" М. И. Моро и др....

Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"

    Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...

Преемственность содержания программы «Предшкола нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа»

Основные аспекты преемственности содержания программы «Предшкола нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа»...

Авторская программа внеурочной деятельности по курсу «Бобрововедение» для начальной школы.

Программа рассчитана на работу с учащимися 7-11 лет в течение четырех лет. В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традиц...

Роль курса «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» в формировании учебной мотивации у учащихся начальной школы

УМК «Английский язык.  Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.»  обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Содержание УМК базируется на ...