Программа внеурочной деятельности школьный патент
рабочая программа (1 класс) на тему

Бурина Надежда Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для подготовки к конкурсу школьный патент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_shkolnyy_patent_1-d-burina.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель МО

_________________

Протокол № _____

На Педагогическом совете

Протокол №_______

    Директор ГБОУ СОШ № 547

_________________/А.Г. Малая/

Приказ от «___»_________2018

№_______

«___»__________2018

«__»__________2018

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса: «Школьный патент – шаг в будующее.» для 1- Д класса

Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год

Программу составил: Бурина Надежда Александровна учитель начальных классов.

                                                                                                                 

Санкт-Петербург

2018

                                                     


Содержание.

I. Пояснительная записка

                 3 - 7

II. Содержание программы

III. Учебно-методическое обеспечение

IV. Календарно-тематическое планирование                                            

                 7-9

                 9

                 10


1.Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707.
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников на 2018-19 учебный год»
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  9. Устав ГБОУ школы №547.
  10. Учебный план ГБОУ школы №547 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
  11. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся вклассах работающих в условиях ФГОС НОО в ГБОУ школы №547 Красносельского района Санкт-Петербурга
  12. Положение о международном детском конкурсе «Школьный патент – шаг в будующее»

Программа «Школьный патент» входит во внеурочную деятельность по направлению «проектная деятельность».  

Цель курса внеурочной деятельности «Школьный патент»: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи курса:

Обучающие:

познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

прививать интерес к исследовательской деятельности;

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Развития воображения.

2. Общая характеристика учебного предмета

        Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

       Актуальность программы   курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

     Необходимо познакомить ребят с картиной мира, и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

       Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Курс «Школьный патент» будет одной из таких форм.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

3. Описание места курса в плане

Классы

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов на учебный год

1 класс

1 часа

33часа

33часов


4. Ценностные ориентиры содержания курса.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Школьный патент» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
  • Уметь ставить достижимые цели и их достигать.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и одноклассниками;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

Предметные результаты :

  • Учащиеся должны уметь выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;приводить примеры отрицательных предложений;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
  • Уметь представлять продукт своей деятельности

6. Содержание курса «Занимательный русский язык»

       Содержание курса «Школьный патент» направлено на воспитание интереса к самостоятельной творческой и проектной деятельности, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные грамматические игры. Деловые игры, мозговой штурм. Целесообразно работать с применение сингапурской методики.

II.Содержание программы.

Тема 1.  Вводное занятие(1ч)

Беседа о том что такое патент. Кто его получает и зачем. Кто такой изобретатель. Чем занимается. Какие черты характера необходимы изобретателю. Игра представь себя известным изобретателем. Игра «Жюри конкурса»

Тема 2.  Рисунок, как продукт исследовательской деятельности (4ч.)

Что можно нарисовать. Требования к оформлению рисунка. «Жизнь сказочных вещей в наше время», «Идеи писателей-фантастов в современном мире», «спорт будущего».

Тема 3. Изобретения. (9ч.)

Лучшие изобретения человечества. Игра «Жюри конкурса». Изобретения будущего. Новый спортивный инвентарь и игры. Настольные, интеллектуальные и развивающие игры. Модернизация жизни для маломобильных групп населения. Научно-техническое решение(направленное на решение современной проблемы и улучшения городского пространства). Программный продукт. Робототехника. Технические модели и приборы.

 Тема 4.  Презентация собственной деятельности.(7 ч)

Основы само презентации. Работа с портфолио. Реклама хобби. Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Знакомство с flash – технологиями. Понятие интеллектуальной деятельности. Презентация интеллектуальной деятельности. Создание интеллектуальной собственности.

Тема 5.   Архитектурно-ландшафтный проект.(2 ч)

Понятие архитектура, дизайн, ланшафт, промышленность. Использование в городском пространстве. Моделирование. Промышленный дизайн.

Тема 6.  Важное для обороны страны (1 ч)

Способы и устройства для обеспечения обороноспособности и безопасности. Интересные изобретения. Наши идеи.

Тема 7  Сделай мир краше (1 ч)

Графический дизайн. Мультипликация. Короткометражное кино. Игра «Жюри»

Тема 8.  «Интервью со звездой» (2 ч)

Известные изобретатели прошлого и настоящего. Что такое интервью. Вопросы к интервью. Театрализация « Интервью с известным изобретателем»

Тема 9.  Сочинение . Кто такой изобретатель (2ч.)

Знакомство с современными изобретателями. Знакомство с победителями прошлых лет. Этапы научно-исследовательской работы. Сочинение «Кто такой изобретатель.

Тема 10. Проект малого инновационного предприятия (МИП)(3 ч)

Понятие МИП. Интересные идеи. Финансовая выгода. План внедрения. Коммерческий план

Тема 11 Презентация собственных проектов.(1 ч)

 

III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Основная литература

1. 1. Капранова Марина Николаевна Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО

2. Герасимова С.И. Взаимодействие школьников с природными объектами / С. И. Герасимова // Дополнительное образование. - 2005.

3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. 1-4 классы. Методическое пособие

5. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под ред. Виноградовой Н.Ф.

6. Митяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя.

7. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006

 8. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»

9.Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

 10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.

 11. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003.

12. Симоненко Темы исследовательских работ в начальной школе

http://obuchonok.ru/node/

https://infourok.ru/proekt-i-issledovanie-v-nachalnoy-shkole-838939.

http://schoolpatent.ru/ru/page/1/

https://www.scratchjr.org/

https://learningapps.org/login.php

IV. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

1

2

«Жизнь сказочных вещей в наше время»

1

3-4

«Идеи писателей-фантастов в современном мире»,

2

5

«спорт будущего».

1

6

Лучшие изобретения человечества. Изобретения будущего..

1

7

Новый спортивный инвентарь и игры

1

8

Настольные, интеллектуальные и развивающие игры.

1

9-10

Решение современной проблемы и улучшения городского пространства.

2

11

Модернизация жизни для маломобильных групп населения

1

12

Программный продукт.

1

13

Робототехника.

1

14

Технические модели и приборы.

1

15-17

 Основы само презентации.

3

18

Знакомство с программой Microsoft PowerPoint

1

19

Знакомство с flash – технологиями.

1

20

Презентация интеллектуальной деятельности.

1

21

Создание интеллектуальной собственности.

1

22-23

Архитектурно-ландшафтный проект

2

24

Важное для обороны страны

1

25

Сделай мир краше

1

26-27

 «Интервью со звездой»

2

28-29

Сочинение . Кто такой изобретатель

2

30-32

Проект малого инновационного предприятия (МИП)

3

33

Презентация собственных проектов

1

Итого 33 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе внеурочной деятельности «Школьная сказка»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром лите...

Программа внеурочной деятельности "Школьный театр"Петрушка" "

рабочая программа "Школьный театр "Петрушка" " составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной прогр...

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя»

В целях обеспечения равенства доступа к качественному образованию,  адаптации детей коренной национальности к условиям проживания в интернате, сохранения и дальнейшего развития традиционного обра...

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя».

    Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя» даёт возможность воспитанникам школы-интерната шире познакомиться с р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр "Путешествие в сказку""

      Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку»» составлена  в соответствии с требованиями Федеральног...