Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр "Путешествие в сказку""
рабочая программа

Стеценко Юлия Александровна

        Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку»» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372), на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр» института стратегии развития образования, Рабочей программы воспитания «Успешный человек».

        Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей  в  возрасте  от  6  до  10  лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shkolnyy_teatr_puteshestvie_v_skazku_2023-2024.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку»»

составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372), на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр» института стратегии развития образования, Рабочей программы воспитания «Успешный человек».

                Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей  в  возрасте  от  6  до  10  лет.

Главная цель:

Развитие музыкальной и театральной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективное творчество – создание музыкального сценического образа.

Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкально-театрального искусства в частности:

  1. становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и рациональной сферы;
  2. осознание значения искусства как специфического способа познания мира, художественного отражения многообразия жизни, универсального языка общения;
  3. реализация эстетических потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к творческой деятельности и самореализации.

Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкально-театральной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:

  • приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного проживания сценических образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
  • развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика движений, мимика, речь и т.д.;
  • формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства;
  • приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание основных закономерностей музыкального и театрального искусства, их языка, выразительных средств;
  • накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение специальной терминологией;
  • воспитание уважения к культурному наследию России; практическое освоение образного содержания произведений отечественной культуры;
  • расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и театральной культуре других стран и народов;
  • формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
  • гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
  • получение опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны;
  • создание в образовательном учреждении творческой культурной среды.

           Согласно плану внеурочной деятельности школы на изучение курса «Школьный театр «Путешествие в сказку»» в 1 – 4 классах отведено всего 135 ч, из них в 1 классе – 33 ч (1 час в неделю), 2-4-х классах – по 34 часа (1 час в неделю).

            Форма проведения – кружок.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Содержание внеурочного курса

  1. год обучения:

Упражнения, игры, импровизации

Подвижные игры и творческие импровизации под музыку (вначале хорошо знакомые ярко контрастные образы животных, птиц, механизмов: кошка, лягушка, бабочка, мотоцикл, робот; затем более сложные, абстрактные: огонь, цветы, солнечные блики, снег).

Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию, свободу и контроль движений: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Замри», «У дядюшки Трифона», «Скульптор и глина».

Упражнения, направленные на снятие телесных зажимов, мускульную свободу (напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, головы, лица; перекат напряжения из одной части тела в другую).

Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, ритмическую координацию движений под музыку спокойного, подвижного характера. Простейшие перестроения под музыку маршевого характера. Элементы народного и историко-бытового танца (позиции рук, ног, корпуса). Шаги, притопы, поклоны. Основной шаг галопа, хоровода, польки. Хореографическая композиция из 3-4 движений по кругу.

Игры и упражнения на развитие и удержание произвольного внимания («Кто во что одет», «Что услышали за окном», «След в след», «Летает - не летает»), на развитие фантазии, речевой свободы: в куклы, сочиняем сказку вместе, «воображаемый телевизор». Бытовые сценки-пантомимы, коллективные этюды (кошка и собака, птица и птенчики; волна, пирамида, ручеек).

Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики. Дыхательные упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона. Попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении на 2-3-5 звуках в умеренном темпе.

Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар)

( 1 спектакль в год)

Семеро козлят. Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой Муха-Цокотуха. Музыка М. Красева, слова К. Чуковского. Теремок. Музыка М. Красева, по сказке С. Маршака

Петушок. Музыка М. Красева, либретто М. Клоковой и М. Красева

Тим и Том. Музыка М. Красева, либретто М. Клоковой

Гуси-лебеди. Музыка К. Волкова, слова Е. Благининой по мотивам русской народной сказки

Репка. Музыка В. Калистратова, сценарий И. Козлова

Снегурочка. Музыка Е. Тиличеевой, инсценировка Л. Некрасовой

Как курочка хлеб испекла. Музыка С. Бодренкова, тексты песен Ю. Полухина, сценарий Ю. Николаева (по мотивам русской народной сказки).

  1. год обучения:

Упражнения, игры, импровизации

Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, координацию движений под музыку различного характера. Упражнения на ощущение музыкальной формы: одновременно с музыкой вступить, окончить движение, в т.ч. навыки поочередного вступления в общий танец.

Пластические импровизации под музыку двух-, трёхчастной формы (смена характера движения при изменении характера музыки).

Упражнения на двигательную ориентацию в пространстве: построения в колонну, круг, полукруг; перестроения из одной линии в две, три (ходьба, бег, подскоки, галоп); хороводные рисунки «цепочка», «змейка», «воротца».

Элементы народного и историко-бытового танца (галоп, полька, вальс). Танцевальные шаги разного характера (лёгкий скользящий шаг, шаг с каблука, шаг с притопом, «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка» и др.), движения рук (хлопки, движения с платочком, руки на талии и др.). Хореографическая композиция в двух-, трёхчастной форме из 4-5 движений по кругу с перестроением.

Музыкально-пластические этюды под яркую характерную музыку – импровизации движений, передающих повадки животных, поведение характерных сказочных персонажей (Баба Яга, Водяной, Кащей Бессмертный, лиса, заяц, медведь и т.д.)

Актёрский тренинг: наблюдение за животными, другими людьми, действие от лица другого человека (от лица друга, бабушки, киногероя; чищу зубы, еду в трамвае, пишу письмо); упражнения на взаимодействие (эстафета, встать по пальцам, зеркало, тень), на индивидуальную память физических действий. Актёрские этюды на события «Впервые в жизни», «Записка», «Находка»,

«Сломал?!».

Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Вокально-хоровые распевания, состоящие из 3-4-5 звуков (в т.ч. фрагменты звукоряда, движения мелодии по звукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов терция, кварта, квинта. Упражнения на выстраивание хорового унисона на слоги «лё», «мо»,

«ма», «му». Вокальные упражнения для развития музыкального слуха, диапазона и подвижности голоса. Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разных тональностях.

Упражнения на совершенствование певческой установки, дыхания. Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки.

Инсценировка, сценическое представление музыкальных интерпретаций малых литературных форм (скороговорок, поговорок, прибауток, потешек, четверостиший).

Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар)

(1 спектакль в год)

Лесная сказка. Музыка Ю. Корнакова, слова П. Кобракова. Самая красивая. Музыка Ю. Галахова, сценарий В. Степанова Кот-хвастун. Музыка З. Левиной, текст В. Левшина.

Серебряные колёсики. Музыка И. Ефремова, сценарий А. Яхнина Зелёная аптека. Музыка В. Рубашевского, либретто П. Синявского Петя и волк. Балет-пантомима на музыку С. Прокофьева.

  1. год обучения:

Упражнения, этюды, импровизации

Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, координацию движений под музыку различного характера, метро- ритмической организации (вступить из затакта, выдержать паузу и т.д.). Упражнения на ориентацию в пространстве, перестроения (колонны по 1, 2, 4 человека; один круг – два круга, круг в круге, воротца, карусель).

Элементы народного, историко-бытового танца (шаг с полуприседанием, шаг с подскоком, подскоки с ноги на ногу, «верёвочка», сценический бег), эстрадного танца (волна в корпусе, «кач» на мягких коленях, «kick ball change») танцевальные рисунки «звёздочка», «корзиночка», «воротца». Хореографическая сюжетная композиция на основе освоенных движений в составе актуальной театральной постановки.

Импровизация в знакомых танцевальных жанрах (марш, полька, вальс, галоп, хоровод). Индивидуальные пластические этюды под музыку – импровизация движений, передающих абстрактное настроение, характер (энергичный, нежный, взволнованный, шаловливый и т.д.).

Актёрский тренинг: упражнения на взаимодействие (одновременное неподготовленное действие: хлопнуть в ладоши, поклониться, выстроиться по алфавиту и т.п.), память физических действий («Отличись, дополни, повтори»); на развитие двигательной фантазии («Превратился сам».

«Парный крокодил»). Парные этюды на противоположные по смыслу действия (спрятаться – найти, отнимать – не отдавать, уходить – останавливать).     Игры     на     развитие     фантазии,     речевой     свободы

«Аббревиатуры», «Волшебная палочка». Речь от лица разных людей

(диспетчер на вокзале, экскурсовод, спортивный комментатор).

Этюды на движение до слова, вместе со словом, после слова. Этюды на рождение слова «Не хочу!», «Прости», «Надоело». Инсценировка детских песен, стихов.

Дыхательные, артикуляционные упражнения, распевания, основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в нисходящем и восходящем движении, на различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т.д.). Попевки, каноны на материале народных мелодий. Вокально-хоровые упражнения, направленные на расширение диапазона, выравнивание регистровых переходов, гибкость, подвижность голоса.

Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар)

(1 спектакль в год)

Страусёнок Роки. Музыка Н. Пескова, сценарий Л. Васильевой-Гангус.

Слонёнок-турист. Музыка Б. Чайковского, слова Д. Самойлова.

Дикие лебеди. Музыка А. Лепина, сценарий И. Ивановой.

Свадьба солнца и весны. Музыка М. Кузмина, слова П. Соловьевой.

Волк и семеро козлят на новый лад. Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.

Великан. Детская опера С. Прокофьева.

Золушка. Музыка С. Прокофьева, по мотивам сказки Ш. Перро.

Разноцветная        снежинка.        Музыка        Б.        Карамышева,        Сценарий        Л. Гейдеко, тексты песен Б. Ческиса.

  1. год обучения:

Упражнения, этюды, импровизации

Танцевальная разминка. Упражнения на развитие всех групп мышц, с постепенным увеличением силовой нагрузки, упражнения на растяжку. Перестроения (по одному, в парах) в шахматном порядке, по диагонали. Двигательные импровизации с предметами (платочками, обручами, веерами)

Элементы народного танца («моталочка», переменный шаг, подбивка, дробушки, повороты, вращение с подъёмом на полупальцы, сценический и тройной бег, бег с «молоточками», дробным выстукиванием и др.) историко- бытового танца (полонез, менуэт), освоение танцевального стиля hip-hop (простейшие движения и фигуры: кач, slides, impulse и др.).

2-3 хореографические композиции, в т.ч. для актуальной театральной постановки.

Групповые (парные, по трое) пластические этюды под музыку – импровизация взаимодополняющих движений, передающих различные настроения, характер музыки.

Упражнения на взаимодействие в пространстве (одновременное неподготовленное действие: переставить стулья, равномерно занять класс, собраться в группы по какому-либо признаку), память физических действий (в паре); на развитие двигательной фантазии («Превращение предмета»,

«Мастер и неумеха»)

Игры на развитие внимания, фантазии, речевой свободы «Фраза из слов»,

«Шумы», «Картинка за окном», «Смешные истории».

Парные этюды на рождение фразы («Пойдём домой!», «Я решил…», «Так это ты?!»), на зону молчания («Встречаем новый год вдвоём, но мы в ссоре»,

«Списать у вредного соседа по парте»). Групповая самостоятельная актёрско- режиссёрская работа: инсценировка небольшого детского рассказа.

Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения, в т.ч. на интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном мелодическом движении, интервалов в двухголосии. Пение гамм. Упражнения на развитие навыков двухголосия (выдержанный звук в одном из голосов, остинато, каноны, навык пения терцовой вторы - на интонационном материале народных мелодий).

Музыкальные спектакли, постановки (примерный репертуар)

(1 спектакль в год)

Где зимует лето? Музыка А. Абрамова, сценарий Л. Савельева

Таинственный гиппопотам. Музыка        И.        Егинова,        сценарий        И. Воронцовой.

Приключения Незнайки и его друзей. Музыка Г. Гладкова, сказка Н. Носова.

Сказки старого ворона. Музыка и либретто В. Семенова

Летучий корабль. Музыка М. Дунаевского, тексты песен Ю. Энтина.

Щелкунчик. Музыка П. Чайковского, текст Н. Сусловой.

Песенка в лесу. Музыка Р. Бойко, текст Я. Акима и Р. Бойко

Мойдодыр. Детская опера. Музыка Ю. Левитина, стихи К. Чуковского

Примерная структура типового занятия:

  1. Вводная часть. Упражнения на дыхание, снятие зажимов, концентрацию внимания. Артикуляционная разминка (5-10 мин.)
  2. Танцевальная разминка (5 мин)
  3. Работа над хореографическим материалом (15 мин.)
  4. Актёрский тренинг. Упражнения на выразительную речь, перевоплощение, взаимодействие и т.д. (15-20 мин).
  5. Распевание, вокальные упражнения (5-10 мин)
  6. Разучивание вокальных номеров спектакля (10-20 мин).
  7. Репетиционно-постановочная работа (30 – 45 мин).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы внеурочной деятельности направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. Тематика театральных постановок способна отражать важнейшие направления воспитательной работы, ориентирована на комплекс базовых национальных ценностей.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы «Музыкальный театр» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять культуру своей страны, своего края.
  2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкальной, социокультурной жизни образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
  3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических

особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в фестивалях и конкурсах.

4.Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального и театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5.Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение языком искусства, овладение основными способами исследовательской деятельности на материале доступной текстовой, аудио- и видео-информации о различных явлениях искусства, использование специальной терминологии.

6.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе артистической, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7.Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности при подготовке спектакля, проведении репетиций, сценических показов; трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8.Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы театрального творчества.

  1. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального, театрального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы

«Музыкальный театр» отражают специфику искусства, как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.

  1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Музыкальный театр» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности – художественно- образного, музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:

  1. Базовые логические действия:
  • выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального, театрального явления;
  • сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкально-театрального действия, сценические образы, сюжеты;
  • устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находить ассоциации с другими явлениями искусства;
  • устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры и искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных выразительных средств, элементов сценографии, актёрской игры, музыкального и визуального образа спектакля;
  • выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и стилистически оправданного воплощения на сцене художественной задачи;
  • обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театрального искусства друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании сценического образа конкретного произведения, жанра, стиля.
  1. Базовые исследовательские действия:
  • следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания драматического действия;
  • использовать вопросы как инструмент познания;
  • формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, сценического воплощения театральных образов;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения актёрских, музыкально-исполнительских и других творческих задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей, сравнению художественных процессов, явлений, культурных объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования.
  1. Работа с информацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
  • понимать специфику работы с графической, видео-, аудиоинформацией, музыкальными записями;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
  • использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений, развивать мышечную память как способ сохранения пластической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Музыкальный театр» реализуется, в первую очередь, через совместную деятельность, содержанием и результатом которой является постановка и публичный показ музыкальных спектаклей. Она предполагает нелинейную динамику творческого процесса, в которой сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Сценическое действие предполагает не только игру актёров, пение и танец. Оно не может быть реализовано без решения дополнительных практических задач, которые также обеспечиваются силами участников театрального коллектива (рабочий сцены, осветитель, костюмер, гримёр, администратор; ответственные за изготовление реквизита, бутафории; ответственные за информационную поддержку и т.д.). Постоянная ротация участников, готовность и умение каждого не только выступать на сцене, но и выполнять        вспомогательные        функции        являются естественной        средой, обеспечивающей разноуровневую коммуникацию обучающихся.

При этом специфика освоения элементов актёрского мастерства, непосредственного взаимодействия с партнёрами в режиме «здесь и сейчас» позволяет обучающимся формировать расширенный спектр компетенций в сфере общения. А именно:

  • выражать свою идею, мысль комплексно, используя вербальные и невербальные средства коммуникации;
  • ярко и убедительно выражать эмоции, собственное отношение к происходящему;
  • вести устный диалог, владеть техниками «пристройки» к собеседнику;
  • анализировать внешние обстоятельства общения, чувствовать логику событий, улавливать подтекст;
  • выступать на публике, владеть основами ораторского искусства и сценического движения, органично чувствовать себя в пространстве, преодолевать сценическое волнение;
  • конструктивно обсуждать с товарищами по коллективу текущую деятельность – как свою собственную, так и других людей;
  • видеть различия в поведении других людей, воспринимать их как естественное проявление разнообразия, богатства социального окружения человека.

В совместной деятельности:

  • согласовывать        собственные        цели        и        действия        с        целями        и действиями других участников коллектива,
  • коллегиально строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • выполнять        свой        участок        работы,        нести        безусловную ответственность за её качество;
  • выручать товарищей в непредвиденной ситуации, приходить на помощь, уметь жертвовать своими интересами ради общего дела;
  • проявлять        готовность        руководить,        выполнять        поручения, подчиняться;

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия

произведений искусства; понимать ценность такого социально- психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Личные результаты обучающихся, сформированные в результате занятий «Музыкальным театром» выходят далеко за рамки художественно- эстетической деятельности, они воспитывают ценные навыки, привычки, установки, которые обеспечивают социальные аспекты функциональной грамотности, вырабатывают компетенции, позволяющие быстро адаптироваться в окружающем мире.

Особое значение, исключительную ценность они обретают и в качестве вклада каждого участника коллектива в общее дело. В рамках программы

«Музыкальный театр» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными умениями и навыками. Самоорганизация и рефлексия всегда идут двумя параллельными путями – как в индивидуальном плане, так и в логике планирования и оценке совместных действий. Взаимодействие этих путей регулятивных универсальных учебных действий, как правило, предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.

  1. Самоорганизация:
  • выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с помощью приёмов и навыков, освоенных в ходе театральных занятий;
  • рассматривать жизненную проблему, как актёрский этюд, творческую задачу, которая может быть решена различными способами, рассматривать альтернативные варианты, выбирать наилучший вариант решения;
  • чувствовать ответственность перед партнёром по сцене, координировать свои действия с учётом возможностей и намерений партнёра, нести ответственность за свою часть работы перед всем коллективом;
  • уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с учётом мнения, интересов, возможностей других членов коллектива
  • ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих,

исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

  • планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера.
  1. Самоконтроль (рефлексия):
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
  1. Эмоциональный интеллект:
  • чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях сценического общения, публичного выступления;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
  • регулировать способ выражения собственных эмоций.
  1. Принятие себя и других:
  • уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
  • признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость.

Предметные результаты

  • выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая в актёрскую игру личностно значимый смысл;
  • исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе развёрнутого драматического действия, отдельных сценах, концертных номерах;
  • органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с партнёрами по сцене;
  • понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств театрального искусства;
  • владеть основами ораторского и вокального искусства, уметь выразительно и грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и сценической речи;
  • владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения, пантомимы, доступных танцевальных стилей;
  • выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;
  • знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных ситуациях, снятия писхологических зажимов, уметь их применять на сцене и в жизни;
  • уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в организации репетиций с младшими обучающимися;
  • представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской и общественной жизни.

Предметные результаты 1 год обучения

  1. Активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение, робость.
  2. Знать технику безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях, правила поведения при посещении театра.
  3. Участвовать в играх, игровых упражнениях, стремиться к созданию доступного игрового образа (самому придумать, сделать, показать).
  4. Удерживать        произвольное        внимание,        концентрировать        внимание

«внутри себя», уметь сосредоточиться на слуховых, зрительных, двигательных ощущениях; контролировать дыхание, мышечный тонус (снятие телесных зажимов).

  1. Двигаться в соответствии с темпоритмом, характером музыки. Уметь прохлопать равномерную метрическую пульсацию, ритмический рисунок, состоящий из восьмых и четвертей.
  2. Освоить основной шаг галопа, хоровода, марша. Исполнять небольшие танцевальные связки, состоящие из 3-4 повторяющихся движений.
  3. Импровизировать (в т.ч. под музыку) пластические образы – характеристики животных, птиц, стремиться к узнаваемости образа. Придумывать и показывать небольшие сценки бытового содержания (на 2-3 действия).
  4. Показывать физические действия с воображаемым(и) предметом(ами).
  5. Выразительно декламировать четверостишия, скороговорки, чётко артикулируя слова.
  6. Рассказывать увиденные, самостоятельно сочинённые истории, сюжеты, сценки.
  7. Знать правила певческой установки, дыхания, сознательно участвовать в распевании. Петь выразительно простые песни (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера (с инструментальным сопровождением).
  8. Иметь опыт выступления на сцене в инсценировке детской сказки и / или массовой танцевальной, хоровой сцене42.
  9. Понимать значение слов и терминов: театр, зрительный зал, сцена, игра, актёр, зритель.
  1. год обучения

1)        Знать правила поведения на сцене (не вставать спиной к зрителю, сохранять тишину за кулисами, не задевать кулисы во время сценического действия и др.).

2)        Создавать пластические импровизации под музыку, слышать границы музыкальной формы, менять характер движений при смене характера музыки.

3)        Слышать темп, ритмические особенности музыки. Уметь прохлопать метрическую пульсацию на 2/4, 3/4, 4/4, ритмический рисунок, состоящий из восьмых, четвертей, половинных.

4)        Ориентироваться в пространстве, уметь заполнить пространство действием; находить своё место, соблюдать рисунок движения в группе, в т.ч. при построении в колонну, круг, полукруг, перестроении в линии.

5)        Исполнять основной шаг и 1-2 простых движения польки, вальса.

6)        Исполнять в группе несложные хореографические композиции в жанре народного танца своего края, республики, региона.

7)        Наблюдать за повадками животных, поведением людей (особенности речи, взгляда, мимики, жеста), воплощать свои наблюдения в актёрских этюдах-импровизациях.

8)        Выполнять по-разному одно и то же действие в различных предлагаемых обстоятельствах.

9)        Уметь переходить из позиции исполнителя в позицию зрителя и наоборот. Уметь видеть отличия в исполнении одного и того же задания, этюда разными обучающимися.

10)        Овладеть начальными навыками сценических действий, различать действия физически и словесные, стремиться правдиво действовать в предлагаемых обстоятельствах, иметь представление об исполнительской задаче, событии и его оценке.

11)        Доброжелательно и конструктивно участвовать в обсуждении актёрских этюдов, импровизаций товарищей.

12)        Выполнять упражнения на дыхание, артикуляцию, речевое и вокальное развитие голоса, понимать их значение в развитии своих задатков и способностей.

13)        Выразительно, эмоционально, «в образе» исполнять несложные (одноголосные, диатонические, с элементами движения мелодии по звукам аккордов и незначительным количеством скачков) песни из музыкальных спектаклей, в том числе песни-диалоги с инструментальным сопровождением в куплетной, простой одночастной, двух- и трёхчастной форме.

14) Ярко, образно, чётко произносить, декламировать реплики небольшой роли, сочетать вербальные и невербальные средства выразительности.

15) Подготовить и показать на публике небольшую миниатюру (сценку, стихотворение). Принимать посильное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнить роль, выступить в массовой танцевальной или хоровой сцене, помогать за сценой и т.д.).

  1. Понимать значение терминов и выражений: этюд, действие, «по правде», кулисы, задник, декорации, костюм, афиша, художник, режиссёр, хореограф.
  1. год обучения
  1. Создавать пластические импровизации под музыку в знакомых танцевальных жанрах, передавать в движениях темпоритм, настроение, музыкальный образ.
  2. Слышать ладовые, регистровые особенности музыки, динамику, штрихи, тембры. Уметь реагировать на разнообразные изменения и сочетания средств музыкальной выразительности – передавать в движениях        пластической        импровизации        широкую дифференцированную палитру чувств и настроений.
  3. Уметь прохлопать метрическую пульсацию, остинато, ритмический рисунок, состоящий из шестнадцатых, восьмых, четвертей, половинных, пауз.
  4. Ориентироваться в пространстве, точно контролировать своё движение в групповых перестроениях согласно освоенным рисункам музыкального движения, танца.
  5. Исполнять основной шаг и 3-4 простых движения народного, историко-бытового, эстрадного танца. Исполнять в группе несложные хореографические композиции для текущей постановки.
  6. Овладеть начальными навыками совместных сценических действий, стремиться чувствовать партнёра по сцене в этюдах-импровизациях. Импровизировать парные этюды.
  7. Наблюдать за логикой взаимодействия людей в жизни и на сцене, стремиться понять внутреннюю суть конфликта, понимать поступок как действие, отражающее характер героя.
  8. Относиться серьёзно к сценической задаче, стремиться к достоверности актёрской игры, создавать поступок героя в логике

«предлагаемых обстоятельств».

  1. Представлять действие как процесс (начало, развитие, конец), стремиться найти его внутреннюю логику.

10)        Конструктивно воспринимать критику своих сценических действий, импровизаций.

11)        Совершенствовать артикуляцию, дикцию, выразительность сценической речи. Уметь сочетать слова с физическими действиями, понимать подтекст, произносить реплики с подтекстом.

12)        Работать над развитием своих вокальных данных, совершенствовать певческое дыхание, дикцию, чистоту интонирования, обращать внимание на ладовую и гармоническую окраску исполняемой музыки.

13)        Петь соло, в ансамбле, в хоре разнохарактерные номера из музыкальных спектаклей. Исполнять песни, различные по уровню сложности (в т.ч. с развитой мелодией, скачками, движением мелодии по звукам аккордов, протяжёнными музыкальными фразами) одноголосные и с элементами двухголосия, с сопровождением и a cappella, простые виды канонов;

14)        В пении передавать музыкальный образ в его развитии, используя выразительные возможности голоса, подчинять техническую сторону исполнения художественным задачам;

15)        Подготовить и показать на публике инсценировку песни, развёрнутого стихотворения.

16)        Принимать активное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнить одну из ролей, быть дублёром, участвовать в массовой танцевальной или хоровой сцене, помогать в изготовлении реквизита, афиши и т.д.).

17)        Понимать значение терминов и выражений: логика действий, задача, текст и подтекст, реплика, диалог, ремарка, пауза, мимика, жест, поза.

4        год обучения

1)        Создавать пластические импровизации под музыку вдвоём, втроём, дополняя движения друг друга; импровизировать с предметами (платочки, палки, веера), придумывая сюжетные пластические композиции.

2)        На основе одной и той же художественной задачи придумывать разные варианты пластических, актёрских решений, интерпретаций.

3)        Уметь исполнять с помощью хлопков и притопов комбинированные ритмические рисунки (в т.ч. с синкопами, триолями) в небольшой связке в жанре народного танца.

4)        Исполнять не менее 2-х хореографических композиций в разных жанрах (например, народного, историко-бытового танца,

современного танца в стиле hip-hop), в том числе вставные танцевальные номера для текущей театральной постановки.

  1. Импровизировать, уметь построить вдвоём, втроём мизансцену на различные темы предложенных обстоятельств. Находить внутреннюю связь образа, текста и задачи действия.
  2. Придумывать, обыгрывать актёрские этюды на взаимодействие, органичное молчание; различные сочетания словесных и физических действий.
  3. Наблюдать за импровизациями товарищей, видеть «что» и «как» исполнено, анализировать, «почему именно так» - размышлять над способами раскрытия авторского замысла.
  4. Осмысленно декламировать фрагменты поэзии, художественной прозы, обогащать прямой текст подтекстом.
  5. Работать над ролью в спектакле: выстраивать событийный ряд, искать внешнюю характерность (манеры, пластика, речь и т.д.), добиваться её воплощения.
  6. Сознательно и регулярно заниматься развитием своего артикуляционного аппарата, систематически работать над развитием дыхания (объём, глубина, экономный расход воздуха, цепное дыхание, посыл звука в пении, в сценической речи), мимики, вокальных данных.
  7. Петь интонационно чисто, эмоционально выразительно небольшие сольные номера, участвовать в исполнении развёрнутых хоровых сцен и номеров, осваивать речитативную манеру пения, мелодекламацию.
  8. Самостоятельно (вместе с товарищами) подготовить и показать на публике инсценировку небольшого детского рассказа.
  9. Принимать активное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнять главные и / или второстепенные роли, участвовать в массовых сценах, принимать участие в создании декораций, реквизита, костюмов, грима, программок, афиш, организации представления и т.д.).
  10. Понимать значение терминов и выражений: предлагаемые обстоятельства, словесные действия, конфликт, поступок, статичность, динамичность, мизансцена, пролог, финал, драматург, авторский замысел.

Тематическое планирование

1 класс (33 часа, 1 час в неделю)

Название раздела/темы

Количество

часов

Дата

Роль театра в культуре

9

1-2

Знакомство с   новыми   понятиями   -   театр,   сцена,   артист, декорации, роль

2

3-4

Знакомство        ребёнка        в        игровой        форме        с        самим        собой. Подвижные игры на внимание

2

5-6

Знакомство ребёнка с окружающим миром в игровой форме. Игра «Снежный ком»

2

7-8

Разыгрывание        этюдов        и        упражнений,требующих целенаправленного воздействия словом

2

9

Разыгрывание этюдов, подвижные игры

1

Театрально- исполнительская деятельность

10

10-11

Знакомство с терминами: мимика, пантомима, этюд, ритм

2

12-13

Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Этюды.

2

14-15

Выполнение        упражнений,        в        основе        которых        содержатся абстрактные образы (блики, огонь, снег)

2

16-17

Импровизация русской народной сказки «Колобок». Этюды на заданную тему

2

18-19

Импровизация        русской народной сказки «Теремок». Пантомимы на заданную тему

2

Занятие сценическим искусством

10

20-21

Знакомство с понятиями: рифма, интонация

2

22-23

Упражнения, игры. Этюды.

2

24-25

Упражнения и игры («Ручеёк»). Пантомима.

2

26-27

Упражнения и игры («Живой алфавит»). Импровизация сказки по выбору детей.

2

Освоение терминов

2

30-31

Знакомство с терминами: спектакль, партнер, премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной теме

2

Просмотр театрального спектакля

2

32-33

Просмотр спектакля   в   театре   (по   выбору).   Беседа   после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

Итого

33

  1. класс (34 часа)

Название раздела/темы

Количество

часов

Дата

Роль театра в культуре

2

1-2

Приобретение        навыков,        необходимых        для        сценического искусства. Этюды

2

Театрально- исполнительская деятельность

10

3-4

Выражение благодарности, сочувствия. Этюды

2

5-6

Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Мимика и жесты.

2

7-8

Упражнения, направленные на взаимодействие в группах. Игра «Маски»

2

9-10

Обсуждение различных ситуаций, дискуссии. Разыгрывание мини-сценок.

2

11-12

Импровизация сказки по выбору обучающихся

2

Занятие сценическим искусством

10

13-14

Упражнения одиночные на выполнение простого творческого задания. Этюды

2

15-16

Мини-сценки (повадки животных)

2

17-18

Знакомство с понятием «сценическое общение». Работа в парах (сказка на два героя)

2

19-20

Исполнение этюдов по картинкам

2

21-22

Введение        нового        понятия        «обращение        к        предмету». Выполнение этюдов по картинкам

2

Постановка спектакля

12

23

Выбор        спектакля,        обсуждение        характеров        героев        и        их костюмов

1

24-25

Распределение ролей. Читка по листу.

2

26-31

Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля.

6

32

Презентация спектакля

1

33-34

Подведение итогов за  год, постановка  творческих задач  на будущий год

2

Итого

34

3 класс (34 часа)

Название раздела/темы

Количество

часов

Дата

Роль театра в культуре

4

1-4

Знакомство с древнегреческим и современным театрами (кукольным, музыкальным). Посещение театра Москвы (по выбору)

4

5-6

3анятия сценическим искусством

10

7-8

Приёмы релаксации. Пантомима. Этюды

2

9-10

Приёмы концентрации внимания. Этюды

2

11-12

Приёмы концентрации дыхания.  Инсценирование сказок с участием двух героев

2

13-14

Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки с участием трёх героев

2

Театрально- исполнительская деятельность

8

15-16

Работа над образами. Я -предмет.

2

17-18

Работа над образами. Я-стихия.

2

19-20

Работа над образами. Я—животное.

2

21-22

Работа над образами. Я—фантастическое животное.

2

Постановка спектакля

12

23

Выбор спектакля,   обсуждение

костюмов

характеров

героев

и

их

1

24-25

Распределение ролей. Читка по листу.

2

26-31

Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля.

6

32

Презентация спектакля

1

33-34

Подведение итогов за год, постановка творческих задач на будущий год

2

Итого

34

4 класс (34 часа)

Название раздела/темы

Количество

часов

Роль театра в культуре

8

1-2

Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург,

поэт, режиссер, художник

2

3-4

Знакомство с театральными жанрами

2

5-6

Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему

2

7-8

Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей

2

Театрально-исполнительская деятельность

10

9-11

Пантомима-средство для создания образа героя через его

действия

3

12-13

Упражнения для развития хорошей дикции.

Диалог, монолог

2

14-15

Упражнения для развития интонации. Диалог,

монолог

2

16-17

Упражнение для развития темпа речи. Диалог, монолог

2

18

Презентация творческих работ по теме

1

Основы пантомимы

7

19-20

Виды        театра.        Куклы-марионетки.        Посещение        театра        им.

С.Образцова

2

21

Знакомство с основами пантомимы. Поза актёра в пантомиме,

как основное средство выразительности образа

1

22-23

Жест, поза и движения как основные выразительные средства

пантомимы

2

24-25

Маска в пантомимном действии

2

Постановка спектакля

9

26

Выбор        спектакля,        обсуждение        характеров        героев        и        их

костюмов

1

27

Распределение ролей. Читка по листу.

1

28-32

Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля.

5

33

Презентация спектакля

1

34

Рефлексивное занятие по итогам работы за год

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в кружке «Пластилиновая сказка

Программа разработана на основе   программ для внешкольных учреждений с дополнениями и изменениями...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ -МИР СКАЗКИ И ТЕАТРА 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ -МИР СКАЗКИ И ТЕАТР 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное   направление) для учащихся 4 класса.Программа «В гостях у сказки» реализует общекультур...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.

Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития  навыков  чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» реализует общекультурное направление  во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.В соответствии с планом внеурочной деятельност...