«Нужно ли повышать читательскую грамотность у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Козулина Наталья Александровна

Многие считают повышение читательской грамотности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)» - бесполезной тратой времени. С одной стороны – это очень большие «затраты» со стороны педагога. С другой стороны – это возможность предоставить обществу полноценного гражданина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нужно ли повышать читательскую грамотность у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)»

Многие считают повышение читательской грамотности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)» - бесполезной тратой времени. С одной стороны – это очень большие «затраты» со стороны педагога. С другой стороны – это возможность предоставить обществу полноценного гражданина.

Давайте разберемся, что же это такое – читательская грамотность?

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма.

Читательская грамотность помогает учащимся критически относиться к полученным знаниям, помогает ориентироваться обогащать личную жизнь и заниматься самообразованием.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) – это особенная категория детей.

Чтобы повысить читательскую грамотность у таких детей, прежде всего необходимо повысить их самооценку и уверенность в себе и своих силах, чтобы они почувствовали свою значимость в окружающем их обществе. Таким ребятам требуется больше внимания, не только в педагогической области, но и в психологической. Таких детей сложнее заинтересовать и организовать их продуктивную деятельность.

У таких ребят часто возникает проблема общения из за их особенностей.   Ребята плохо усваивают учебный материал, поэтому в обычном классе они получаются «выброшенными за борт», обучение таких детей в отдельном коррекционном классе дает возможность им, подняться по социальной лестнице, почувствовать себя нужными и важными. Главная задача в обучении таких детей: социализация и коммуникация детей в обществе, котором они живут.

Повышение читательской грамотности возможно через решение коррекционно-развивающих задач направленных на:

  • коррекцию и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение составление слов и предложений и проговаривания их;
  • коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной) через разгадывание ребусов;
  • развитие слухового восприятия (прослушивание инструкций);
  • Коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) через работу в парах, группах;

Так как мой класс разновозрастной, я использую дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы. В этой работе я использую такие подходы как единство действий, доступность знаний, повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, не торопить в обдумывании, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых.

Специфика методов обучения в данном классе заключается в их коррекционной направленности, т.е. замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода, постоянную опору на опыт детей.

Средства обучения, которые я использую на уроках: компьютер, проектор, экран, учебник, презентации, раздаточный материал для парной и групповой работы.

Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует, конкретным условиям обучения и в связи с этим я корректирую способы организации урока. Я помню о том, что у этих детей слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена, поэтому при работе использую инструкции (алгоритмы), что помогает учащимся выполнить работу самостоятельно.

«Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко» - помогает учащимся не только закрепить навыки чтения, но и запомнить зрительно начертание букв.

На уроках использую метод взаимотренаж, что позволяет учащимся закреплять знания (правила, таблицы сложения и вычитания, умножения). На уроке данный вид деятельности занимает всего 5 – 7 минут. Но из за регулярного повторения,  является довольно эффективным.

Такие дети очень сложно вступают в контакт с детьми и взрослыми. Работа в парах по методике Ривина предоставляет возможность учащимся научится общаться и работать в парах постоянного и сменного состава.

На уроке организую частую смену видов деятельности, что позволяет сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их учебную и познавательную деятельность.

Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечиваю за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частной сменой деятельности. На уроке реализую компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику предоставляю возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников. Данный компонент помогает ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока должна быть доброжелательная, этому способствует создание эмоционального настроя в начале урока.

Контроль осуществляю с использованием психологически щадящего режима, что дает возможность создания психологического комфорта на уроке каждому учащемуся, а также сохранения психологического здоровья детей.

Введение в урок информационных технологий, познавательных упражнений, позволяет облегчить процесс систематизации информации.

Так стоит или не стоит повышать читательскую грамотность у детей с ОВЗ (умственной отсталостью).  Наблюдая за развитием и диагностируя учащихся своего класса, считаю, что работать над повышением читательской грамотности просто необходимо. Это дает шанс детям вырасти полноценными гражданами нашей страны. И вступить в жизнь с высоко поднятой головой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.

С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...

Формирование мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Особенности формирования мышления у младших школьников коррекционной школы....

Урок рисования в 3 классе коррекционной школы 8 вида для детей с умеренной умственной отсталостью

Тема:Рисование с натуры детской игрушки  с  использованием  шаблонов геометрических фигур.Зайчик.Цель: 1.Учить ,используя шаблоны геометрических фигур ,рисовать  игрушку.2.Ра...

Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

Педагогический проект«Формирование читательского интереса у младших школьников с умственной отсталостью».

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития....