Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
материал по теме
Цель мастер-класса:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов в краевой конференции «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ
(умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью»
на базе МБОУ Абалаковская СОШ №1
Тема: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»
Март 2016 год
Разработала и провела Артемьева Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ Высокогорская СОШ № 7
Цель мастер-класса:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: карандаши шестигранные, ватные диски, клей карандаш, белый картон, зеленый картон, оранжевые салфетки, краски, кисточки.
Ход.
1 слайд.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Меня зовут Артемьева С.А.. я учитель начальных классов Высокогорской школы.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
2 слайд
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»
3 слайд
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень часто дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов.
Работая в школе с детьми с ОВЗ, я убедилась в том, что у ребят в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения, дети часто не могут довести начатое до конца. Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у учеников с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны. У таких ребят существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики.
4 слайд
Средства развития мелкой моторики
1 Пальчиковые игры 2 Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке 3 Мозаика 4 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков 5 Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. 6 Нанизывание пирамидки, собирание матрешки 7 Рисование 8 Аппликация 9 Переборка круп 10 Лепка из глины и пластилина 11 Изготовление поделок из природного материала 12 Нанизывание бус и пуговиц 13 Всасывание пипеткой воды 14 Сматывание шерстяной пряжи в клубки
5 слайд. Следует придерживаться правил:
- Задание подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работа проводится регулярно, систематически.
- Соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Упражнения и занятия превращают в занимательную игру, что бы повысить интерес детей к их выполнению.
- Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно с речью. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.
Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во и внеурочное время.
Мастер – класс «ЦВЕТОК»
6 слайд. Упражнение с карандашом «Нажми на кнопку»
7 слайд. Упражнение с карандашом «Закрутим винтик»
8 слайд. Цветок
- Оборудование
- Ниже середины заготовки приклеиваем листья
- По кругу наклеиваем лепестки
- Из салфеток скатываем шарики и наклеиваем по центру цветка
- Закрашиваем середину лепестков красками, слегка
14 слайд. Итоговая работа
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
15 слайд. Василий Александрович Сухомлинский
Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.
Буду рада, если данный мастер-класс вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Желаю всем творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...
Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"
Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....
Доклад "Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ресурс содержит доклад по данной теме....
"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...
Презентация: "Учет психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на уроках в начальной школе".
Презентация оо особенностях обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...
Модель введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
Целесообразно при введении ФГОС ОО для обучающихся с умственной отсталостью выстроить проектную ступенчатую модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по введению нового с...