Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
    материал по теме

    Артемьева Светлана Александровна

    Цель мастер-класса:

    Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

    Задачи:

    1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

    2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

    3. Повысить  мотивацию к овладению нетрадиционными  техниками, широкому  применению в совместной деятельности с ребенком.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов в краевой конференции «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ

    (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС

    образования обучающихся с умственной отсталостью»

    на базе МБОУ Абалаковская СОШ №1

    Тема: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

    Март 2016 год

    Разработала и провела Артемьева Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ Высокогорская СОШ № 7

    Цель мастер-класса:

    Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

    Задачи:

    1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

    2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

    3. Повысить  мотивацию к овладению нетрадиционными  техниками, широкому  применению в совместной деятельности с ребенком.

    Оборудование: карандаши шестигранные, ватные диски, клей карандаш, белый картон, зеленый картон, оранжевые салфетки, краски, кисточки.

    Ход.

    1 слайд.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Меня зовут Артемьева С.А.. я учитель начальных классов Высокогорской школы.

    И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

    -Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    - Крикните громко и хором, друзья,

    Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

    Деток вы любите? Да или нет?

    Пришли вы на мастер-класс,

    Сил совсем нет,

    Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

    Я вас понимаю…..

    Как быть господа?

    Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

    Дайте мне тогда ответ

    Помочь  откажетесь мне?  (Нет)

    Последнее спрошу у вас я:

    Активными все будете?  (нет или Да)

    2 слайд

    Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс  «использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

    3 слайд

    У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень часто дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов.

     Работая в школе с детьми с  ОВЗ, я убедилась в том, что у ребят  в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения, дети часто не могут довести начатое до конца. Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у учеников с ОВЗ  встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.  У таких ребят  существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики. 

    4 слайд

    Средства развития мелкой моторики

    1 Пальчиковые игры  2 Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке 3 Мозаика 4 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков 5 Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. 6 Нанизывание пирамидки, собирание матрешки 7 Рисование 8 Аппликация 9 Переборка круп 10 Лепка из глины и пластилина 11 Изготовление поделок из природного материала 12 Нанизывание бус и пуговиц 13 Всасывание пипеткой воды 14 Сматывание шерстяной пряжи в клубки

    5 слайд. Следует придерживаться правил:

    • Задание подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложности.
    • Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
    • Работа проводится регулярно, систематически.
    • Соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
    • Упражнения и занятия превращают в занимательную игру, что бы повысить интерес детей к их выполнению.
    • Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

    Речевые  области  головного  мозга  человека  формируются  под влиянием  импульсов  от  пальцев  рук.  Это  значит,  чем  больше ребенок  умеет,  хочет  и  стремится  делать  руками,  тем  он  умнее  и изобретательнее.  Ведь  на  кончиках  пальцев -  неиссякаемый источник  творческой  мысли,  который  питает  мозг  ребенка.  Вся история  развития  человечества  доказывает,  что  движения  руки тесно  с  речью.  Совершенствование  мелкой  моторики —  это совершенствование речи.

    Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во и внеурочное время.

    Мастер – класс «ЦВЕТОК»

    6 слайд. Упражнение с карандашом «Нажми на кнопку»

    7 слайд. Упражнение с карандашом «Закрутим винтик»

    8 слайд. Цветок

    - Оборудование

    - Ниже середины заготовки приклеиваем листья

    - По кругу наклеиваем лепестки

    - Из салфеток скатываем шарики и наклеиваем по центру цветка

    - Закрашиваем середину лепестков красками, слегка

    14 слайд. Итоговая работа

    Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

    15 слайд. Василий Александрович Сухомлинский

    Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

    В заключение  хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.

    Буду рада, если данный мастер-класс вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

    Желаю всем творческих успехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс

    Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограничен...

    "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

    Структура технологической карты занятия для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость)

    Структура технологической карты занятия для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость)...

    «Нужно ли повышать читательскую грамотность у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)»

    Многие считают повышение читательской грамотности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью)» - бесполезной тратой времени. С одной стороны – это очень большие «затраты» со стороны...

    Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...