Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
материал по теме

Артемьева Светлана Александровна

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить  мотивацию к овладению нетрадиционными  техниками, широкому  применению в совместной деятельности с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов в краевой конференции «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ

(умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью»

на базе МБОУ Абалаковская СОШ №1

Тема: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Март 2016 год

Разработала и провела Артемьева Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ Высокогорская СОШ № 7

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить  мотивацию к овладению нетрадиционными  техниками, широкому  применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карандаши шестигранные, ватные диски, клей карандаш, белый картон, зеленый картон, оранжевые салфетки, краски, кисточки.

Ход.

1 слайд.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Меня зовут Артемьева С.А.. я учитель начальных классов Высокогорской школы.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь  откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или Да)

2 слайд

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс  «использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

3 слайд

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень часто дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов.

 Работая в школе с детьми с  ОВЗ, я убедилась в том, что у ребят  в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения, дети часто не могут довести начатое до конца. Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у учеников с ОВЗ  встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.  У таких ребят  существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики. 

4 слайд

Средства развития мелкой моторики

1 Пальчиковые игры  2 Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке 3 Мозаика 4 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков 5 Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. 6 Нанизывание пирамидки, собирание матрешки 7 Рисование 8 Аппликация 9 Переборка круп 10 Лепка из глины и пластилина 11 Изготовление поделок из природного материала 12 Нанизывание бус и пуговиц 13 Всасывание пипеткой воды 14 Сматывание шерстяной пряжи в клубки

5 слайд. Следует придерживаться правил:

  • Задание подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работа проводится регулярно, систематически.
  • Соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Упражнения и занятия превращают в занимательную игру, что бы повысить интерес детей к их выполнению.
  • Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Речевые  области  головного  мозга  человека  формируются  под влиянием  импульсов  от  пальцев  рук.  Это  значит,  чем  больше ребенок  умеет,  хочет  и  стремится  делать  руками,  тем  он  умнее  и изобретательнее.  Ведь  на  кончиках  пальцев -  неиссякаемый источник  творческой  мысли,  который  питает  мозг  ребенка.  Вся история  развития  человечества  доказывает,  что  движения  руки тесно  с  речью.  Совершенствование  мелкой  моторики —  это совершенствование речи.

Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во и внеурочное время.

Мастер – класс «ЦВЕТОК»

6 слайд. Упражнение с карандашом «Нажми на кнопку»

7 слайд. Упражнение с карандашом «Закрутим винтик»

8 слайд. Цветок

- Оборудование

- Ниже середины заготовки приклеиваем листья

- По кругу наклеиваем лепестки

- Из салфеток скатываем шарики и наклеиваем по центру цветка

- Закрашиваем середину лепестков красками, слегка

14 слайд. Итоговая работа

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

15 слайд. Василий Александрович Сухомлинский

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В заключение  хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.

Буду рада, если данный мастер-класс вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

ДОКЛАД «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...

Модель введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

Целесообразно при введении ФГОС ОО для обучающихся с умственной отсталостью выстроить проектную ступенчатую модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по введению нового с...