Роль игровых технологий в воспитании и обучении
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skripka_i.i._rol_igrovyh_tehnologiy.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игровых технологий в воспитании и обучении»

Скрипка Ирина Игоревна                                                                                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16»

                                                                      г. Новый Уренгой

 

2018г.

Роль игровых технологий в воспитании и обучении

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств. Советский педагог В.А. Сухомлинский  говорил: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения;

3. По самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4. Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5.Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6.Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

8.Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически – только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Г.К. Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

     1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

     2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

     3.Учебный материал используется в качестве ее средства;

    4. В учебную деятельность вводятся соревнования;

    5.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».

 Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.

В современной школе  игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

     - в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

     - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

     - в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

     Однако игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал – закрепление – домашнее задание».  

      Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:

     - увлечение самого педагога игровыми формами;

     - запрет на «обязательность» внедрения игр;

     - проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы – подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности – в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни. Игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

Игра « Веришь – не веришь»

Озеро Ямное

«Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»

«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»( из воспоминаний В.В. Бианки). Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.

Игра « Вот иду я и вижу…»

Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!

1.Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)

2.Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)

3.Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под « крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)

Экологическая игра « Жалобная книга» (работа с текстом)

Вот иду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга.

Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумай познавательный вопрос и задай его одноклассникам. « Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» ( Сова)

Экологическая задача.

Прочитайте письмо от девочки Иринки. По описанию и по голосу отгадайте птицу.

«Здравствуйте, ребята! Я живу не далеко от Лосиного острова. Около моего дома появилась птица, которую я долго не могла увидеть, только слышала ее пение. Оно у нее очень звонкое и короткое, похожее на крик: «кьяк – кьяк – кьяк» или «гик – гик – гик». Эта птица отличается способностью маневрировать, делать невообразимые головокружительные пируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?» ( Ястреб- тетеревятник, занесен в красную книгу).

 « Ты художник»

С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».

Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.

Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.

Медаль «Улыбка» (конкурс рисунков)

За свои веселые стихи Агния Барто была награждена… медалью «Улыбка», которой наградили ее польские дети. Придумай, как выглядела эта медаль, и нарисуй ее.

После книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен стала писать одну книгу за другой. И… одну за другой получать награды: медаль Нильса Хольгерссона, медаль «Улыбка», Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена.

Как могли выглядеть эти премии? Нарисуй одну из медалей.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Т. А. Пимонова описала игровые ситуации на уроках изобразительного искусства.

Уроки изобразительного искусства являются для младших школьников наиболее любимыми, а для учителей – одними из самых сложных. Порой уроки изо требуют от учителя большей подготовки, чем уроки по другим предметам: необходимо подобрать зрительный ряд, музыкальное сопровождение, продумать, как заинтересовать учащихся, чтобы они рисовали с удовольствием.

Одним из ведущих методов, используемых на уроках изо, является метод игровых ситуаций. Создать игровые ситуации на уроках рисования можно с помощью сказок. Самый первый урок изо всегда начинается со сказки «Старичок Бардачок». Эта сказка настраивает учащихся на запоминание и соблюдение правил, помогающих организовывать рабочее место. В результате первоклассники даже на первых уроках практически никогда не проливают воду и не роняют краски. И что самое удивительное – в классе не бывает того шума, который обычно сопровождает уроки творчества.

Игровая ситуация

« Волшебные палочки»

(Тема: «Три основных цвета. Смешивание цветов».)

 - Что умеют делать волшебники? Они могут превращать одни предметы в другие, делать некрасивое красивым, а трудное – легким. Что им в этом помогает? Волшебна палочка.

Хороший художник – тоже волшебник. Он способен увидеть прекрасное в самом обычном предмете или явлении и показать это всем. А что художнику помогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебной палочки! Зато у него есть кисть. Кисть, как волшебная палочка, может, например, превратить один цвет в другой.

Смешаем две краски – красную и желтую. Что получилось? Разве это не волшебство? А теперь смешаем желтую и синюю краски. Опять волшебство!

Значит, вы тоже волшебники. Давайте теперь попробуем превратить наши разноцветные пятна в воздушные шарики. Дорисуйте ниточки и блики – у вас получится очень красивая работа!

Сказка «Морозные узоры и Снежная королева»

(Тема: «Морозные узоры на окне».)

 - Видели ли вы морозные узоры на окне? Откуда они берутся? Что это такое?

Ученые считают, что это замершие на стекле капельки воды. А сказочники уверяют, что их рисует своим волшебным морозным дыханием Снежная королева. Она любит украшать все вокруг: деревья, кусты, заборы. Провода, крыши домов. Но особенно ей удается ледяные картины на окнах. Снежная королева расписывает стекла причудливыми серебристо – белыми мазками, из которых складываются удивительной красоты растения с резными листьями и диковинными цветами. Люди, любуясь этими картинами, забывают про холод и перестают грустить о теплом лете.

Снежная королева любит не только рисовать сама, но и наблюдать за работой художников. Может, это она у них подсматривает узоры? Увидев, красивый рисунок, Снежная королева радуется и смеется, и тогда на землю начинают падать звездочки – снежинки.

 Кто хочет порадовать снежную королеву? Тогда приступим к работе.

Сказка «Веселая кисточка»

(Тема: «Чем и как работают художники».)

- Жили - были у одного мальчика разные кисточки. Одни кисточки были широкими и рисовали только толстые линии и большие пятна. Другие кисточки – средние рисовали линии потоньше. И были еще совсем тонкие линии.

Однажды все кисточки ушли в гости к знакомому художнику. Дома осталась только одна кисточка. Мальчику вдруг очень захотелось рисовать. Он взял лист бумаги, обмакнул кисть в краску и замер. Время шло, а он не рисовал. Что случилось? Оказывается, юный художник не знал, как одной кисточкой можно изобразить разные линии. Вдруг кисточка в его руке заговорила: «Если тебе надо изобразить широкую линию, представляй, что я еду на лыжах, и нажимай на меня посильнее – получится широкая линия. А если тебе надо провести тоненькую линию, представляй, что я хрупкая балерина и порхаю над сценой, едва касаясь ее своими туфельками. Ты тоже чуть касайся бумаги самым кончиком кисти». Мальчик очень удивился, что кисточка умеет разговаривать, но воспользовался ее советами, и у него получился замечательный рисунок.

Попробуйте и вы нарисовать одной кисточкой разные линии.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Таким образом, игра – незаменимое средство воспитания у ребенка творческих начал, инициативы, самоконтроля, упорства, самоанализа, умения   мыслить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.

2. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2004. – 440 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.

4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.

5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

6. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. – С. 14.

7. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...

Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять...

Статья "Роль игровых технологий в развитии младшего школьника"

Анализ игровых методов воспитания, их роль в восприятии учебного материала....

Роль игровых технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Анализ результатов работы с использогванием игровых технологий...

Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе.

В статье рассказываются о роли игровой технологии в обучении и воспитании детей....