Вектор развития гимназии
статья

Папанова Ольга Анатольена

В данной творческой работе представлены размышления автора в форме эссе на тему проблем и перспектив развития образовательных учреждений, в том числе общеобразовательной школы и гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_papanova.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Папанова Ольга Анатольевна

кандидат психологических наук

социальный педагог

МБОУ "Гимназия №3" г. Белгорода

Вектор развития гимназии

Размышлять о том, как изменилась система образования, и какие перспективы ждут ее в будущем, я начала с того момента, когда мой ребенок пошел в школу. Многие вещи мне показались отличными от тех, какими я их помню со времен моих школьных лет. Естественно, что задумывалась я и об отличиях системы обучения в гимназии от системы обучения в обычной общеобразовательной школе. Конечно, в гимназии намного больше внимания должно уделяться углубленному изучению ряда предметов, всестороннему развитию личности. Однако, не покидает ощущение, что повсеместно у нас в обществе и в системе образования идет какая-то деформация и подмена понятий. «Наверху» декларируется, что все делается для развития ребенка, для облегчения процесса обучения с параллельным увеличением эффективности подачи и усвоения материала. «Низы» (дети и родители) видят, как образовательное учреждение старается стать более конкурентоспособным по сравнению с другими в своем регионе/ микрорайоне. Для этого, администрация и педагогические работники крутятся,«как ужи на сковороде», чтобы показать, какой высокий уровень образования получают дети в данном учебном заведении.

Так, незаметно, акцент с личности ученика перемещается на уровень знаний, которые в него удалось «запихнуть». Причем, далеко не всегда это нудно и важно для ребенка. Одним  из примеров этого может служить то, как в некоторых учебных заведениях учителя относятся в ВПР. Логичный, постепенный, естественный ход усвоения образовательной программы, который в дальнейшем и должен отразиться в итогах выполнения учениками ВПР, заменяется гонкой по доведению до автоматизма выполнения типовых ВПР прошлых лет. Для учителя важно показать свой профессионализм, который выражается в успешности выполнения учащимися ВПР. Это же показывает и уровень учебного заведения. Тут мы и видим, так называемый сдвиг мотива на цель. А как же дети? Как же их индивидуальные особенности усвоения материала, склонности, интересы?

Другой вопрос – можно ли осуждать педагогов, которые находятся в условиях жесткой конкуренции в профессиональной среде? Финансирование учебных заведений минимальное, денег на литературу или на ремонт выделяется не всегда достаточно, ставка заработной платы относительно небольшая. Минобр считает, что доплату к своей зарплате учитель должен заработать сам, показав высокие результаты профессиональной деятельности. Вот и стараются педагоги, кто как может, чтобы добыть себе дополнительные баллы, которые потом конвертируют в дополнительные деньги к зарплате. Отсюда и бесконечное затаскивание одаренных учеников по всем олимпиадам, даже если ребенок не сильно горит желанием, или занят чем-то другим в сфере своих интересов, или просто не может удовлетворить запросы всех педагогов, желающих лично его отправить на олимпиаду по своему предмету.

А если абстрагироваться от всего, отвлечься от этой гонки за показателями и переместить фокус на ребенка, как на личность, которую должны сформировать, как минимум два социальных института – семья и школа, чтобы выпустить его в мир способным адаптироваться, ставить задачи для саморазвития, быть успешным…? Что обеспечивает успех социализации и профессионализации личности? В ответ на этот вопрос можно указать такие важные характеристики, как достаточно высоко развитый социальный интеллект, сформированное профессиональное самосознание, принятие себя, наличие познавательных потребностей. Раньше говорили так: школа должна научить учиться. Да, но при этом школа не должна сделать так, что ребенок устанет учиться, что довлеющее над ним слово педагога «ты должен, ты не можешь отказаться» вызовет реактивное сопротивление, а не стимуляцию познавательных потребностей. Современная школа, гимназия тем более, должна помочь каждому ребенку определить свой индивидуальный способ поиска и освоения новых знаний.

В советские времена школа давала базовый уровень, а более углубленные знания ученик получал уже после окончания школы в других учебных заведения. Система сбоев не давала - выходили прекрасные ученые, специалисты социальной, технической и других сфер. В отличие от нашей, система обучения за рубежом была ориентирована на склонности, способности, интересы учащихся. В последнее время в нашей стране пытаются перенять эту систему, однако она не везде приживается. Так, если в Европе, основной показатель успешности педагога, это то, какое количество учащихся хочет записаться на его предмет, сколько успешных людей, окончивших данное учебное заведение, захотят отдать своего ребенка в это же учебное заведение, то в нашей стране престиж учебного заведения может коррелировать с имиджем учебного заведения; профессионализм педагога измеряется количеством опубликованных статей, выступлений на семинарах, количеством учащихся, которые победили в олимпиадах и конкурсах.

Обратившись к источникам прошлого, даже там мы можем заметить, что дифференциация учебных заведений строилась на том, какой уровень знаний там дают и кем в дальнейшем могут быть выпускники. Кстати сказать, наш город Белгород еще в дореволюционные времена имел достаточно много учебных заведений – их насчитывалось более 20. Из книги И. Кулегаева «Путеводитель по Белгороду» (1911 г.) можно узнать, что, кроме учебных заведений, которые содержались за счёт средств казны, в городе существовали и частные школы. Кроме этого в Белгороде существовали классические и реальные гимназии (женские и мужские), открывались земские, городские школы. Обучение в гимназиях было платным. Следует отметить, что требования к уровню образования в гимназии были довольно высоки и, по свидетельству экзаменационной ведомости об испытаниях учащихся, хорошие оценки были редкостью. Лучшие гимназисты получали стипендии, учрежденные в память императора Александра III и директора гимназии Фукса. К концу восьмого класса обучения гимназисты подвергались итоговым испытаниям. Прошедшие их получали аттестат зрелости закончившие с отличием награждались золотой медалью из чистого золота.

История женской гимназии берет свое начало с 1860 году, когда в Белгороде было открыто Белгородское женское училище (гимназия) 2-го разряда в составе трех классов, а в 1879 г. оно было преобразовано в женскую гимназию. По окончании обучения гимназистки получали звание домашней учительницы или учительницы начальной школы. Это звание позволяло выпускницам восьмого класса гимназии приступить к самостоятельной работе в образовательных учреждениях системы начального образования в Российской империи. За годы существования женской и мужской гимназий из их стен вышло немало воспитанников, чьими именами и сегодня гордятся белгородцы.

Меньшая доступность образования для масс в дореволюционной России значительно повышала его ценность и престижность. Поэтому и сегодня рациональнее дифференцировать учебные заведения не просто на общеобразовательные школы и гимназии, где есть углубленное изучение предметов, а сделать гимназию учебным заведением «не для всех». Гимназия должна стать образовательным учреждением, куда будет осуществляться отбор на этапе поступления, обучающиеся будут получать более качественное и углубленное образование в зависимости от выявленных способностей, интересов и склонностей. Помимо отбора при поступлении, целесообразно ввести промежуточные этапы диагностики после 3 класса начальной школы (перед переходом в основное звено) и после 8 класса (перед переходом в старшие 9 и 10 классы). На этих этапах попробовать свои силы и способности наравне с учащимися гимназии смогут и учащиеся обычных общеобразовательных школ, что, в случае успешного прохождения тестирования, даст им шанс быть зачисленными в гимназию.

В обычной же общеобразовательной школе тоже надо провести некоторые изменения, выбросив из программы все, что неразумно загружает ее и вместе с тем детей (в начальной школе «Иностранный язык», «Основы религиозных культур и светской этики», непомерно раздутый по сравнению с «Природоведением» нашего детства «Окружающий мир», пересмотреть «внеурочку», переквалифицировав ее назад в «продленку»).

Однако не стоит забывать, что мы живем в России, и тут идеальные схемы не работают. Поэтому и остается открытым вопрос о том, как же осуществлять тот самый отбор в гимназии не предвзято, основываясь только на данных диагностики и уровне интеллекта и способностей ребенка, как предотвратить попадание в гимназии детей, которых родители «устроили»...?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"

Программаразвития классного коллектива...

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...

Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы

quot;Детство - важнейший период человеческой жизни,  подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".              ...

Деятельность учителя начальных классов по формиро-ванию у учащихся культуры здорового образа жизни в рамках осуществления тематического проекта Про-граммы развития гимназии (мастер-класс)

Современные образовательные организации определяют стратегию своего роста и совершенствования на основе таких важных документов как Программа развития. ] Программа выступает в качестве документа ...

Подпрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся Программы развития МБОУ г. Иркутска гимназии №3 на 2015-2020гг. «Гимназия №3-среда, обеспечивающая доступность качественного образования»

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым ц...

Нравственные ценности как вектор развития человека в условиях глобальных вызовов 21 века

Направления современной воспитательной работы в начальной школе....