Деятельность учителя начальных классов по формиро-ванию у учащихся культуры здорового образа жизни в рамках осуществления тематического проекта Про-граммы развития гимназии (мастер-класс)
статья

Современные образовательные организации определяют стратегию своего роста и совершенствования на основе таких важных документов как Программа развития. ] Программа выступает в качестве документа прогностической информации и для того чтобы помочь учителю «найти себя» в ходе осуществления ПР, выявить свои перспективы, необходимо было обратить особое внимание на структуру и содержание ПР. Ведущая идея Программы заключается в совершенствовании развивающей образовательной среды гимназии как долгосрочной стратегии повышения качества образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роптанова Е.А.

учитель начальных классов гимназии №73

Деятельность учителя начальных классов по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни в рамках осуществления тематического проекта Программы развития гимназии (мастер-класс)

Современные образовательные организации определяют стратегию своего роста и совершенствования на основе таких важных документов как Программа развития [1] В процессе реализацииподобной Программы возникают вопросы, связанные с ролью каждого конкретного члена педагогического коллектива, с учётом оценки его личностных и профессиональных интересов и возможностей. В 2016 году педагогический коллектив гимназии №73 приступил к реализации очередной программы развития на 2016-2020 г.г.[2] Программа выступает в качестве документа прогностической информации и для того чтобы помочь учителю «найти себя» в ходе осуществления ПР, выявить свои перспективы, необходимо было обратить особое внимание на структуру и содержание ПР. Ведущая идея Программы заключается в совершенствовании развивающей образовательной среды гимназии как долгосрочной стратегии повышения качества образования. В блок задач ПР вошли:создание условий для реализации ФГОС и духовно-нравственного развития, воспитания и социализация обучающихся;формирование развивающей образовательной среды гимназии, создание условий для сохранения и развития здоровья учащихся и т.д. Содержательное разнообразие ПР, охватывающее все основные направления жизнедеятельности гимназии, обусловлено наличием четырёх целевых программ:«ФГОС – важнейший ориентир совершенствовании качества образования»;«Образовательная среда гимназии как среда РОСТА (развития, образования, самостоятельности, творчества, активности) учащихся»; «Управление качеством образования»;«Взросление: практика социализации и самореализации».Гибкая структура целевых программ, состоящая из самостоятельных тематических проектов, позволяет предоставить широкий выбор педагогам гимназии №73 в их реализации. Над каждым проектом работает группа педагогов, причем все члены группы реализуют свои индивидуальные темы, связанные с проблематикой проекта. Материалы мастер-класса  хотелось бы посвятить характеристике работы учителя над одним из таких тематических проектов. Ознакомившись  с задачами ПР, с её целевыми подпрограммами и проектами, был сделан  выбор в пользу проекта «Санкт-петербургский стиль: здоровье, нравственность, активность как кодекс чести гимназиста», входящий в программу «ФГОС – важнейший ориентир совершенствования качества образования» .Вкачестве направления индивидуальной деятельности в проекте определила – формирование основ культуры здорового образа жизни у учащихся начальных классов. В совокупность задач указанного проекта входило целенаправленное развитие и сохранение здоровья учащихся гимназии.Решение данной задачи следует начинать именно со ступени начального образования, закладывая прочную систему  необходимых знаний, умений и ценностей у младших подростков. В нашей гимназии сложилась эффективная практика научно –методического сопровождения процесса реализации ПР[3]. В соответствии с рекомендациями специально разработанного алгоритма, после выбора целевой подпрограммы и проекта необходимо было сформировать теоретический базис для работы, включающий совокупность  наиболее важных понятий и терминов, проанализировать цели и смысли деятельности в проекте, определить перспективные технологии и формы взаимодействия с учащимися с учётом их возрастных особенностей. Затем составлялся план работы на конкретный учебный год с учётом общей пролонгации проекта. Выбранный проект рассчитан на 5 лет по сроку реализации, что дает возможность системно спланировать свою деятельность в конкретные  временные периоды. В состав теоретического базиса вошли такие понятия, как: здоровый образ жизни» (ЗОЖ), режим дня, правила личной гигиены. В качестве перспективных технологий для работы с учащимися младшего школьного возраста были выбраны такие технологии, как игровые, здоровье сберегающие, коммуникативные.

Основной формой взаимодействия с учащимися должны были стать классные часы, разработка совокупности которых и составляла сущность участия в проекте в рамках выбранной темы. «Разработка и проведение тематических классных часов, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни для учащихся начальной школы». Цель работы - сохранение и укрепление здоровья учащихся, учитывая опасность в городской среды и специфики образа жизни. Задачи: сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; информировать о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; сформировать представление об основных компонентах здорового образа жизни и т.д. В ходе реализации проекта были выделены универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Определять цель классного часа; находить рациональные способы работы; самопроверки, взаимопроверки, осмысление, какая информация нужна для решения задачи, искать информацию в разных источниках, анализировать, выделять главную мысль, обобщать, выделять и формулировать проблему, делать выводы, задавать вопросы, отвечать на них, убеждать другого человека, передавать содержание в сжатом, развёрнутом виде, критически относиться к своей позиции и признавать свою правоту, строить монологические высказывания, работать в группе. На первом этапе работы проходило ознакомление с методической литературой, посвященные вопросам здорового образа жизни, с учётом психолого-педагогических особенностей возраста. Затем планировалась работа над разработками классных часов. Темы классных часов разбила на три блока, которые рассчитаны на следующие года: 1 блок на 2016-2017 г.«Личная гигиена». «Что такое гигиена?»; «Режим дня», «Уход за зубами», «Забота о глазах», «В гостях у Мойдодыра», «Что такое педикулез?», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Правильная осанка», «Что нужно знать о лекарствах», «Прививки от болезней», «Микроэлементы - роль в формировании здоровья».2 блок - 2017-2018 г. «Борьба с вредными привычками». Темы: «Что такое ЗОЖ?», «Что я кушаю на завтрак?»,«Суд над жевательной резинкой», «Фаст-фуду мы скажем  мы «НЕТ!», «Гаджеты – плюсы и минусы», «Как повысить свой иммунитет?», «Вегетарианство», «Здоровый сон».3 блок - 2018-2019 г: «Семья и здоровье». «Утренняя гимнастика», «Прогулки на свежем воздухе», « Семейные традиции», «Спорт в моей семье», «Музей Гигиены», посещение

театров и музеев Санкт- Петербурга, спектакли «Мойдодыр, «Айболит» и др. Все классные часы проводились по единому алгоритму. Сначала сообщается тема классного часа. Совместно с детьми мы строим план работы. Обсуждаем, что необходимо узнать, для данной темы, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти ответы на вопросы. Каждая группа получает задание опережающего характера. В течение недели учащиеся ищут информацию. На классном часе каждая группа рассказывает, что они узнали по данной теме. В первый год реализации проекта классные часы помогали проводить работники медицинской службы, так как они  неразрывно связаны с медициной. В текущем учебном году проводятся классные часы, где уделяется больше внимания формированию здорового образа жизни. Работа в рамках тематического проекта позволила систематизировать мою деятельность как педагога – профессионала, отработать элементы планирование, как опережающего, так на ближайшую перспективу, а также совершенствовать терминологический аппарат и ознакомиться с практикой использования современных образовательных технологий.

Список литературы

1. Волков В.Н. Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования. // Народное образование.- 2012-1 – с. 101-104.

2. Программа развития ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы

http:// www.gymnasium-73.ru

3. Александрова Т.К., Смирнова Е.А. Научно- методическое сопровождение процесса реализации программы развития гимназии. - / Сборник материалов Десятой юбилейной научно-практической гимназической конференции педагогов России и ближайшего зарубежья: «Научно- методическая, и просветительская деятельность гимназии» /Сост. П.М. Суригина/под общ.ред. д.п.н. профессора Н.М. Свириной. – СПб: изд. Дом МИРС,2014, с.28-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся

Статья на научную конференцию6 в воторой описываю опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся....

Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов...

Экологическая культура, здоровый образ жизни учащихся

Экологическая  культура, здоровый образ жизни учащихся В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕТема выбрана не случайно, ведь, как известно, в соответствии с законом РФ «Об образовании» зд...

Мастер- класс "Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития"

Вопрос духовно-нравственного воспитания  детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. ...